Низкая востребованность эффективных информационных технологий в Украине — лишь отражение низкой эффективности всей экономики в целом.

В прошлый раз я говорил о том, что ИT в Украине используют не эффективно, а главное — отсутствует желание использовать их более эффективно. Впрочем, я не склонен утверждать, что у нас прямо уж глобальное невосприятие эффективности. Просто есть другие, более простые возможности получения добавленной стоимости, и пока они будут существовать, ИТ будут казаться вещью очень сложной.

Если говорить о масштабах предприятия, то руководство не понимает, для чего ему ИT-служба, а если говорить в масштабах страны, экономика не понимает для чего ей ИT-отрасль.

На уровне предприятия ИТ – точное зеркало того, что происходит в основном бизнесе. Так вот деградация отрасли – всего лишь отражение всей экономики. Мы отстаем и застряли где-то перед постиндустриальным периодом. У нас отсутствует информационное общество, а ИТ всего-навсего это рефлексирует.

ИТ-отрасль в стране деградирует

Конкурентоспособность нашей отрасли за последние 10-15 лет сильно снизилась. Что остается? Дешевые программисты? Я не вижу того, что сегодня украинская ИТ-индустрия может предложить миру. Какие-то продукты, какие-то центры инноваций? Россия тоже не может предложить чего-то особенного, но у них есть хоть что-то. Хотя бы "Касперский", хотя бы "1С". У нас же совсем ничего нет. Остается оффшорная зона. Поэтому я бы не сказал, что у нас квалифицированный труд – этого не видно по оплатам. Наши специалисты не архитекторы, не руководители больших проектов. Программистское сообщество тоже достаточно сильно деградирует. Они либо уезжают, либо замирают в своем развитии на каком-то уровне.

Проектные работы должны приносить большую добавленную стоимость. Но считать такую работу прибыльной тоже нельзя, хотя бы потому, что таких проектов мало. Отсутствует спрос, внутренние потребности очень малы. У нас практически не существует механизма приобретения каких-то инновационных решений. Конечно, отдельные случаи есть, но можно сказать, что в целом у нас страна не инновационная.

В продуктовом направлении все по-другому. К примеру, если выходит новая модель известной машины, очередь на ее покупку может стоять полгода. Причем желающие купить такую машину вносят предоплату, чтобы получить ее первыми. Примерно такая же ситуация с iPhone или iPad. В этих случаях потребители готовы платить за инновацию. А в случае с ИТ-проектами я такого не вижу вовсе. Разницу между построением архитектуры под частное облако и внедрением "1С" большинство заказчиков не видит. Отсутствие такого спроса и является ограничивающим фактором для инвестиций в R&D. Зачем учить этому людей, если спроса нет. Мы не стали информационным обществом, а вне его ИТ не может быть сколько либо значимой отраслью.

О влиянии государства

Созданию спроса на новые технологии может способствовать государственная поддержка. Казадлось бы, президент Украины провозгласил следующий год годом инноваций, активизируется деятельность Госкомитета по науке, информатизации и инновациям, отбираются какие-то проекты.

Но я с большим скептицизмом отношусь к подобным начинаниям государства. Уверен, в Вашингтоне никому бы и в голову не пришло выдавать указ о инновационности, чтобы создать какую-то Силиконовую долину. Инновации ведь не рождаются по разнарядке. По разнарядке можно написать ерунду для галочки.

Я не верю в инновации со стороны государства, но придерживаюсь парадигмы: государство должно обслуживать своих граждан. Инновации, очевидно, наступают в условиях свободы. Инновации очевидным образом возникают в неголодных условиях. De Novo с этой точки зрения такой вот полигончик: у нас 50% сгенерированных идей умерло. Я сначала расстроился, а потом мне сказали: ведь в венчурных инвестициях на Западе проваливаются 90% идей.

Для инноваций нужны деньги, нужна наука. Кстати наука у нас, как я понимаю, еще в худшем состоянии, чем ИТ. И конечно нужна атмосфера, которую мы, например, в своей компании попытались создать — чтобы людям было интересно что-то делать. А ведь государство не спрашивает, что интересно. Я вообще могу лишь с трудом  догадываться, о том, что думает заурядный госчиновник по поводу нашей с вами темы разговора.

Максим Агеев, генеральный директор компании De Novo