Сегодня развитие любой современной компании, как правило, сопровождается ростом ИТ-инфра-структуры. И в определённый момент рост корпоративной сети может привести к увеличению числа сбоев и потере возможной прибыли. В качестве решения этой проблемы компания НР предлагает свой продукт OpenView — программный комплекс, предназначенный для управления ИТ-инфраструктурой предприятия.


Структура решений HP OpenView
Структура решений HP OpenView
Возможности OpenView

Крупные компании с развитой корпоративной сетью могут использовать два подхода к управлению вычислительными и сетевыми ресурсами. Первый из них — традиционное обслуживание инфраструктуры системными администраторами. Эта схема проста, и обычно компании прибегают именно к ней. Для этого штат ИТ-отдела пополняется несколькими администраторами сети, баз данных, безопасности и пр., в зависимости от по-требностей компании.

Несмотря на распространённость этого варианта, его использование в компаниях, имеющих мощную ИТ-инфраструктуру, сопряжено с рядом рисков и трудностей. Ключевым недостатком такой схемы является то, что большинство проблем решаются только после их возникновения. Анализ возможных слабых мест в корпоративной сети из-за своей сложности и ресурсоёмкости становится практически невыполнимой задачей. Кроме того, согласно статистике, ошибки пользователей приводят к 35% всех инцидентов с ИТ-ресурсами. Примерно в 15% случаев виноват обслуживающий ИТ-персонал.

Второй вариант управления ИТ-инфраструктурой предприятия предполагает использование специализированной информационной системы. К числу наиболее распространённых на рынке продуктов относится НР OpenView, мощная система для управления ИТ-ресурсами предприятий.

Методы, используемые системой

Работа НР OpenView построена в соответствии с концепцией ITSM (IT Service Management), адаптации известной ITIL (IT Infrastructure Library), разработанной несколько лет назад по заказу правительства Великобритании. Использование OpenView в решении задач управления ИТ-инфраструктурой компании предполагает некоторые изменения в традиционном подходе к организации ИТ-отдела. Основной целью подобных изменений является более эффективное использование человеческих ресурсов. Уполномоченным сотрудникам службы технической поддержки система предоставляет информацию о состоянии всей ИТ-инфраструктуры предприятия. Располагая такими данными, администратор может быстро и эффективно решать возникшие проблемы. В традиционных схемах такая возможность отсутствует.

Мониторинг состояния инфраструктуры предприятия в реальном времени предоставляет огромные возможности ИТ-директорам компаний. Графическое представление состояния вычислительных ресурсов наглядно демонстрирует уровень загруженности отдельных узлов, будь то серверы, каналы связи либо коммутаторы. Отличительной чертой OpenView является возможность прогнозирования проблем и устранения слабых мест.

Составляющие НР OpenView

Значительная часть программных компонентов, входящих в состав OpenView, предназначена для управления ИТ-услугами. Условно это направление можно разделить на три составляющих: автоматизация процессов ITSM (служба ServiceDesk), контроль качества ИТ-услуг (Service Information Portal) и оперативное управление (серверы и приложения, интеллектуальные модули и управление сетями). Также OpenView позволяет управлять бизнес-сервисами, мощностями, непрерывностью операций, изменениями и жизненным циклом ИТ.


Эталонная модель управления HP ITSM
Эталонная модель управления HP ITSM
Одной из наиболее часто используемых составляющих OpenView для управления ИТ-услугами является Service Desk —  программный продукт, предназначенный для построения службы технической поддержки пользователей в компании согласно методологии ITSM. Это решение позволяет системным администраторам эффективно использовать накопленный опыт для решения текущих проблем. Система состоит из базы данных накопленных знаний, серверов приложений и клиентской части. Работа Service Desk осуществляется благодаря настраиваемому интерфейсу, который позволяет работнику компании обратиться к базе данных, содержащей решения типичных задач, либо к сотруднику техподдержки, если проблема нестандартная. Обладая полной информацией о состоянии ИТ-инфраструктуры предприятия, этот сотрудник может либо оперативно решить возникшую проблему, либо перенаправить её решение соответствующему отделу. Таким образом, в процесс технической поддержки добавляется координирующее звено, что в значительной степени этот процесс упрощает. Традиционная схема по сравнению с таким подходом более громоздка и малоэффективна.

Например, пользователь, обнаруживший проблемы с подключением к интернету, обращается к администратору сети. Если проблемы возникли из-за установки нового файервола, администратор сети обращается в отдел ИТ-безопасности, который, в свою очередь, передаёт запрос администратору сервера. Такой сложный процесс решения простых вопросов приводит по меньшей мере к двум неприятным следствиям: увеличению времени обработки запросов и повышению вероятности совершения ошибок. Если же используется специализированная ИС, сотрудник отдела технической поддержки, получивший такую жалобу, либо применит стандартную инструкцию для решения проблемы, либо поручит создание соответствующей инструкции уполномоченному специалисту.

Кроме проблем с технической поддержкой, компании, имеющие развитую корпоративную среду, сталкиваются с другими трудностями. В особенности это касается диагностики и обслуживания разветвлённых сетей. Хотя большинство сетевых устройств регулярно генерируют сообщения о своей работоспособности, контролировать состояние сети в целом весьма сложно. Network Node Manager, один из элементов OpenView, предназначен для решения задач по поддержке корпоративных сетей, а также служит для их диагностики и анализа.

В разветвлённых корпоративных сетях, как правило, устройства генерируют столько сообщений (большинство из которых являются второстепенными), что из-за их количества системный администратор может пропустить и некоторую важную информацию. HP OV Network Node Manager обладает механизмами фильтрации и анализа этого потока отчётов, которые помогают установить первопричину происшедших событий, благодаря чему сокращается цикл устранения возникших проблем. Также Network Node Manager позволяет провести исследование и анализ сложных сетевых средств и получить в результате полную картину состояния необходимого участка сети. Визуально понятные карты коммутируемых сетей могут содержать сотни тысяч объектов. Эта технология позволяет быстро и эффективно проводить диагностику и анализ возникшей ситуации и сократить тем самым время реакции на проблему.

Network Node Manager может поставляться с интеллектуальным модулем Intelligent Diagnostics for Networks, который контролирует ключевые элементы сети предприятия. Благодаря этому администратор сети получает возможность устранять слабые места, не дожидаясь отказа в обслуживании и других неприятностей.

Для общего же мониторинга и проактивного управления ИТ-инфраструктурой в OpenView предусмотрен инструмент Operations. При помощи этого компонента можно контролировать аппаратное и программное обеспечение во всей корпоративной сети. Учитывая гетерогенность ИТ-инфраструктуры современного предприятия, Operations позволяет  управлять практически любыми доступными на рынке программными продуктами, начиная с операционных систем и заканчивая бизнес-приложениями. Поддержка широкого спектра ПО обеспечивается благодаря использованию plug-in'ов, содержащих наборы настроенных правил и политик для управления приложениями с учётом аппаратных платформ. В число поддерживаемых Operations программных продуктов входят практически все популярные решения, используемые в современных компаниях.

Помимо перечисленных компонентов в состав НР OpenView входит огромное количество других инструментов и модулей практически для любой сферы управления ИТ-деятельностью компании. Основные составляющие OpenView приведены в таблице. Обзор предложений на рынке систем управления ИТ-инфраструктурой предприятия, а также материалы о других возможностях НР OpenView ищите в следующих номерах PCWeek/UE.