В данной статье рассматриваются основные показатели развития украинского рынка сотовой связи в 2005 году — доходы, абонентская база, средний доход на одного абонента. Особое внимание уделено рынку дополнительных услуг в сетях сотовой связи, что обусловлено растущим значением доходов от неголосовых услуг как инструмента повышения средней доходности абонента. Даны оценка объема рынка дополнительных услуг, динамика его развития, сегментация по группам услуг в 2005 году.


Распределение доходов от услуг сотовой связи по операторам (%, оценка), источник: iKS-Consulting
Распределение доходов от услуг сотовой связи по операторам (%, оценка), источник: iKS-Consulting
Доходы от услуг сотовой связи

В 2005 году рынок сотовой связи Украины продолжил свое динамичное развитие. Согласно данным Государственного комитета статистики, в 2005 г, объем доходов от услуг сотовой связи в стране составил около 2,9 млрд. долларов США, что на 60% больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (1,8 млрд. долларов США). В целом среднегодовой рост доходов от услуг сотовой связи в 2003-2005 годах составил 79%, причем наибольший рост — 147%, наблюдался в 2004 году.

Впрочем, данные Госкомстата Украины, вследствие методологических отличий, не совпадают с данными отчетности компаний-операторов сотовой связи. Так, если в 2004 году Госкомстат отрапортовал о 1,78 млрд. долл. доходов от сотовой связи (по курсу НБУ), то украинские операторы заявили о доходах, равных приблизительно 1,5 млрд. долл. По итогам 2005 года мы ожидаем, что доходы украинских операторов согласно международным стандартам отчетности составят порядка 2,5 млрд. долл.


Распределение абонентов по операторам, источник: данные компаний; iKS-Consulting
Распределение абонентов по операторам, источник: данные компаний; iKS-Consulting
Рынок сотовой связи по-прежнему характеризуется дуополией двух операторов — UMC и “Киевстар”. Однако в 2005 г свою заявку на право быть третьим национальным оператором сделал “Астелит” (ТМ life:), что несколько изменило конфигурацию рынка — по доле в совокупных доходах от услуг связи “Астелит” вышел на третье место, заняв около 2% рынка. Кроме того, изменилось соотношение долей двух основных операторов в общих доходах: если в конце 2004 г на UMC приходилось порядка 55% рынка, то в декабре 2005 г этот показатель снизился до 50%. В то же время, удельный вес компании “Киевстар” в доходах от сотовой связи вырос с 43% практически до 47%. Доля остальных операторов — “УРС”, “ЦССУ”, “Голден Телеком”, остается незначительной.

Абонентская база и уровень проникновения

Основным фактором увеличения объема рынка остается наращивание операторами абонентской базы. По итогам 2005 г, количество абонентов-подписчиков SIM-карт в Украине составило 30,3 млн., то есть практически в 2,2 раза больше, чем на конец предыдущего года. Уровень проникновения сотовой связи достиг порядка 65%. Для сравнения, на конец 2004 г в Украине насчитывалось около 13,9 млн. абонентов, а уровень проникновения составлял 29,4%. Впрочем, количество Sim-карт не отображает реального проникновения сотовой связи. Кроме того, каждый оператор при подсчете абонентской базы использует свой период лояльности абонента: у “Киевстар” он составляет три месяца, у UMC — полгода, у “Астелита” — 12 месяцев.


Доходы от услуг сотовой связи в Украине (Доходы операторов за 2005 год даются оценочно).
Доходы от услуг сотовой связи в Украине (Доходы операторов за 2005 год даются оценочно).
Стремительный рост абонентской базы сопровождался существенными сдвигами в ее структуре. В 2005 г “Киевстар” опередил UMC по количеству абонентов: по итогам года, численность контрактных и pre-paid абонентов компании составила 13,9 млн. против 13,3 млн. абонентов UMC. Кроме того, за тот же период абонентская база оператора “Астелит” увеличилась до 2,5 млн. абонентов. Соответственно, изменилась структура абонентской базы по операторам: если по итогам 2004 г. удельный вес абонентов UMC составлял 53%, то через год этот показатель снизился до 44%. Удельный вес “Киевстар” за тот же самый период увеличился с 45% до 46% от общей численности абонентов. Оператор “Астелит”, благодаря достаточно агрессивной маркетинговой политике, за неполный год достиг 8% от общей абонентской базы.


Количество абонентов и уровень проникновения сотовой связи в Украине, источник: iKS-Consulting
Количество абонентов и уровень проникновения сотовой связи в Украине, источник: iKS-Consulting
Несмотря на значительный уровень проникновения, достигнутый в Украине на конец 2005 г, рынок сотовой связи еще далек от насыщения. В 2006 г “погоня за абонентами” продолжится в более обостренных конкурентных условиях, что связано, прежде всего, с ожидаемым в выводом потенциально мощной торговой марки “Билайн” (“Украинские радиосистемы”). По оценкам iKS-Consulting, уровень проникновения сотовой связи в Украине в 2006 г достигнет не менее 80% от общей численности населения.

Средний доход с одного абонента (ARPU)

Средний доход с одного абонента (Average Revenue per User, ARPU) является важнейшим удельным показателем доходности операторского бизнеса. Экстенсивное наращивание абонентской базы приводит к падению ARPU украинских операторов. По итогам 2005 г, среднеукраинский ARPU снизился практически на 25% — до 9,2 долл. США по сравнению с 12,3 долл. США в 2004 году. На снижение общеукраинского показателя повлиял не только рост абонентской базы двух основных операторов — UMC и “Киевстар”, но и резкое увеличение количества абонентов компании “Астелит” при относительно небольших доходах этого оператора. Низкий ARPU “Астелита” — более чем в три раза меньший, чем у двух основных игроков, определяется ориентацией на малоговорящую молодежную аудиторию, а также достаточно лояльной политикой по отношению к неактивным абонентам, в результате чего общая численность абонентов за 2005 г оператором практически не пересматривалась.


Доходы от дополнительных услуг в сетях сотовой связи Украины, источник: iKS-Consulting
Доходы от дополнительных услуг в сетях сотовой связи Украины, источник: iKS-Consulting
Снижение ARPU — закономерное следствие роста численности абонентов. Украинские операторы, вследствие относительно незначительных затрат на привлечение абонентов, имеют достаточно большой резерв снижения ARPU. Однако они уже сталкиваются с проблемой “молчащих” абонентов, не приносящих дохода. В 2006 г падение ARPU в Украине продолжится, и относительная стабилизация этого показателя наступит только с уменьшением темпов прироста абонентской базы.

Дополнительные услуги

Дополнительные услуги (Value Added Services, VAS) — это совокупность всех услуг, оказываемых в сетях сотовой связи помимо голосового общения. Как свидетельствует опыт зрелых рынков, снижение ARPU и даже его увеличение в условиях стабилизации абонентской базы не в последнюю очередь происходит за счет совершенствования дополнительных услуг, которые становятся одним из главных инструментов повышения доходности бизнеса и закрепления лояльности абонентов.


VAS ARPU в Украине и по основным операторам, Источник: iKS-Consulting
VAS ARPU в Украине и по основным операторам, Источник: iKS-Consulting
В 2005 году рынок дополнительных услуг в сетях сотовой связи Украины увеличился более чем в два раза, достигнув отметки в 276 млн. долларов. Количественное увеличение доходов от дополнительных услуг сопровождалось также ростом удельного веса дополнительных доходов в общих доходах операторов сотовой связи (service revenues) c 9% в 2004 году до 12% в 2005 году.

Важнейшим индикатором развития дополнительных услуг является VAS ARPU, то есть размер доходов от дополнительных услуг в расчете на одного абонента. В отличие от тенденции к снижению, демонстрируемой “общим” ARPU, ARPU от дополнительных услуг, пусть медленно, но возрастает. Если, согласно оценкам iKS-Consulting, доходы от дополнительных услуг в расчете на одного абонента в 2004 г составляли 1,1 доллара, то в 2005 году данный показатель увеличился до 1,2 доллара (на 9%). Увеличение удельного веса VAS в доходах UMC не сопровождалось ростом показателя VAS ARPU, который в 2005 году остался на уровне предыдущего года — 1,4 доллара. В 2005 г VAS ARPU компании “Киевстар” было на 40% ниже аналогичного показателя UMC. Тем не менее, доход от дополнительных услуг компании в расчете на одного абонента увеличился с 0,7 доллара в 2004 году до 0,8 доллара в 2005 г.


ARPU основных украинских операторов (2004-2005)
ARPU основных украинских операторов (2004-2005)
Если говорить о структуре дополнительных услуг, необходимо отметить, что основным генератором доходов по-прежнему остается группа SMS p-t-p, на которую приходится более половины доходов. Вместе с тем, достаточно сильно возрос удельный вес доходов от передачи данных — если в 2004 г удельный вес этого сегмента не превышал 5% от всех дополнительных услуг, то в 2005 г, согласно оценкам iKS-Consulting, передача данных в сетях сотовой связи принесла около 10% от доходов VAS. Активно развивается сегмент мобильного контента — в 2005 г объем рынка контент-услуг в сетях сотовой связи удвоился, составив 52 млн. долларов. Соответственно, удельный вес мобильного контента в структуре дополнительных доходов увеличился с 17% до 18%.

Итоги 2005 года свидетельствуют о том, что операторы стали уделять большее внимание развитию дополнительных услуг. В частности, компания “Астелит”, столкнувшись с заведомо низкой перспективой доходности голосовой составляющей, с самого начала стала пытаться привлекать новых абонентов посредством новых и оригинальных решений в сегменте VAS. Так, компания впервые в Украине предложила такие услуги как Ring Back Tone и мобильное ТВ, а также первой среди украинских операторов запустила в коммерческую эксплуатацию сеть EDGE. Несмотря на то, что для UMC и “Киевстар” дополнительные услуги с точки зрения формирования общих доходов играют значительно меньшую роль, чем для оператора “Астелит”, оба лидера рынка также стремятся оптимизировать механизмы реализации “неголосовых” сервисов.


Структура доходов от дополнительных услуг
Структура доходов от дополнительных услуг
В целом, несмотря на рост в относительных и абсолютных показателях, уровень развития дополнительных услуг по-прежнему остается невысоким, во всяком случае недостаточным для того, чтобы компенсировать падение голосового ARPU в условиях экстенсивного “набора” абонентов. Тем не менее, неголосовые услуги продолжают активно внедряться в жизнь украинских абонентов и более не ассоциируются исключительно с отправкой СМС и переадресацией звонка.

Заключение

Развитие рынка сотовой связи Украины в 2005 году характеризовалось следующими тенденциями:

Рекордный рост абонентской базы и значительное увеличение проникновения сотовой связи. Активный “набор” абонентов даже привел к некоторому “перегреву” рынка, который частично обусловил спад прироста абонентов в январе 2006 года. Так, если в декабре 2005 года объем чистых подключений составил 3,24 млн. чел, то в январе 2006 года — около 1,24 млн. чел. Однако говорить о “насыщении” рынка пока что рано, тем более что спад активности абонентов в первом квартале является достаточно традиционным. У украинских операторов есть еще минимум год для полного “завоевания” украинского рынка.


Средний доход на одного абонента сотовой связи в Украине (ARPU, долл. США), источник: iKS-Consulting
Средний доход на одного абонента сотовой связи в Украине (ARPU, долл. США), источник: iKS-Consulting
 Обострение конкуренции между игроками, обусловленное, с одной стороны, традиционной борьбой за первенство между UMC и “Киевстар”, и с другой — выходом на рынок новых амбициозных игроков, стремящихся завоевать свою долю рынка весьма активными маркетинговыми ходами. Это касается, прежде всего, компании “Астелит”, которая за неполный год деятельности, пусть и с большим отрывом от двух лидеров, вышла на позицию “оператора №3”. Не менее амбициозной заявкой является непосредственный выход на украинский рынок российского “Вымпелкома”, имеющего достаточно сильные ресурсы для разворачивания сети. Нынешний год должен показать, сможет ли украинский рынок “вынести четырех”, либо же придется говорить о формировании “большой украинской тройки” при одновременной маргинализации четвертого игрока.

 Продолжающееся падение среднего дохода с одного абонента сотовой связи. В условиях активного роста абонентской базы на развивающемся рынке в данной тенденции нет ничего необычного. Тем не менее, операторы уже сейчас понимают, что “выравнивание” ARPU не является самоуправляемым процессом и требует активного вмешательства, в частности, посредством стимуляции потребления дополнительных услуг. Минувший год продемонстрировал достаточно серьезный прорыв мобильного Интернета и значительное увеличение потребления контент-услуг, предоставляемых через сети сотовой связи, что говорит не только о росте потребительского интереса к данным сегментам услуг, но и активизации VAS-стратегий операторов. Однако на сегодняшний день вряд ли можно говорить о том, что развитие дополнительных услуг стало приоритетом для операторов сотовой связи.

Нынешний год сулит стать этапным в развитии украинской сотовой связи. Именно в 2006 году будут формироваться новые модели взаимодействия игроков на рынке, а B2C-стратегии операторов начнут выравниваться в сторону закрепления лояльности абонентов. Нынешний год станет последним годом экстенсивного развития рынка посредством наращивания абонентской базы, после чего украинский рынок сотовой связи перейдет в стадию зрелости.

Численность абонентов украинских операторов на конец 2005 г
Оператор
Абоненты в Украине, 31.12.2005
Рост абонентской базы в 2005 году
1
“Киевстар”
13 924 943
123%
2
UMC
13 327 267
82%
3
“Астелит”
2 460 000
4
WellCOM
256 849
270%
5
DCC
70 000
-18%
 
Другие
170 000
33%