Авиационная отрасль из-за пандемии Covid-19 сегодня переживает кризис, многие из любителей авиапутешествий не летали уже более года. Кроме того, усилия мировых лидеров нацелены на сокращение выбросов углерода, что также негативно влияет на авиаиндустрию. В этих условиях возрождение сверхзвуковой мечты, умершей с уходом Конкорда на пенсию почти два десятилетия назад, поначалу кажется странной фантазией.

Напомним, что британо-французский авиалайнер Concorde, один из двух сверхзвуковых реактивных самолетов, которые эксплуатировались на коммерческой основе, летал с 1969 по 2003 год и был, во-первых, невероятно дорогим, во-вторых, наносил огромный вред экологии. Советский Ту-144 пребывал в коммерческой эксплуатации менее года, однако был еще более «грязным» с экологической точки зрения.

Но сейчас над сверхзвуковыми проектами работает новая группа стартапов. В октябре прошлого года американская компания Boom Supersonic впервые представила реальный демонстрационный прототип IRL - XB1.

Пассажирский сверхзвуковой авиалайнер Overture сможет развивать скорость до 2,2 Маха, а его первый полет вероятно состоится уже в 2026 году. Overture, рассчитанный на размещение от 65 до 88 человек, будет ориентирован на более чем 500 преимущественно трансокеанских маршрутов, пассажиры которых заметно выиграют от скорости самолета в 2,2 Маха. По сути это более чем в два раза быстрее, чем современные дозвуковые коммерческие реактивные самолеты.

Путешествие из Нью-Йорка в Лондон займет всего три часа 15 минут, а из Лос-Анджелеса в Сидней сократится до восьми с половиной часов.


Пока что Boom Supersonic планирует запустить опытный образец самолета XB1 в масштабе 1:3 примерно в конце текущего года и заложить фундамент для строительства нового завода в США в 2022 году (местоположение подлежит уточнению). Сборка первого самолета Overture начнется возможно в 2023 году.

Доступность сверхзвуковых полетов – ключ к успеху. Цель стартапа состоит в том, чтобы авиакомпании могли устанавливать цены за билеты, аналогичные бизнес-классу. Для сравнения: Concorde в 1990-е годы взимал около 12 тысяч долларов за поездку туда и обратно, что составляет около 20 тысяч долларов в сегодняшних деньгах.

Boom планирует достичь таких показателей, спроектировав с нуля новый самолет с нулевым выбросом углерода. Пандемия COVID-19 неожиданно сыграла позитивную роль для новых веяний в авиации. «В пандемии нет ничего хорошего, однако она может ускорить распространение сверхзвуковых технологий», – заявил генеральный директор компании Шолль.


Причина в том, что многим авиакомпаниям пришлось сократить свой флот, а в некоторых случаях даже досрочно отказаться от использования широкофюзеляжных самолетов, таких как Boeing 777 и Airbus A380.

По мере восстановления отрасли появляется возможность построить флот нового поколения, который летает на сверхзвуковых скоростях, говорит Шолль. И это реально упрощает внедрение новых технологий.

Сверхзвуковой Overture обладает тонким фюзеляжем длиной около 60 метров, притом в салоне нет места для средних сидений. Это преимущество после пандемии. К тому же, пасажирам придется провести в самолете в 2,5 раза меньше времени, чем при полетах на дозвуковых лайнерах.

Самолетная технология перешла от алюминия к углеродному волокну, от чертежей на бумаге и аэродинамических труб до возможности оптимизировать самолеты при помощи компьютерного моделирования. Производители полностью изменили способ создания реактивных двигателей, так что теперь они тише и намного экономичнее. 

Это означает, что стоимость сверхзвуковых полетов значительно снизилась, в то же время появились технологии создания альтернативных видов топлива.

«По сути, вы высасываете углерод из атмосферы, превращаете его в топливо для реактивных двигателей и затем помещаете его в самолет, – говорит Шолль. – Во время полета углерод снова попадает в атмосферу. По сути, вы просто перемещаете углерод по кругу».

Но насколько реалистичны долгосрочные амбиции Boom Supersonic по перелету в любую точку мира за четыре часа по цене всего 100 долларов в сегодняшних деньгах?

Профессор Шон О'Киф, эксперт по авиационной промышленности из Сиракузского университета, бывший председатель Airbus и секретарь ВМС США полагает, что это очень дерзкая цель! Главное проблема в том, что «помимо скорости такой самолет выделяет огромное количество тепла. Любой обычный двигатель просто расплавится». Чтобы сделать надежный двигатель, необходим дальнейший прогресс в области материаловедения. Возможно потребуются два или три поколения для создания и прорыва в сфере новых технологий, по времени это может занять около 20 лет.

Наиболее успешным конкурентом Boom в сверхзвуковой гонке является компания Aerion из Флориды, которая в марте 2021 года представила свои проект по созданию коммерческого авиалайнера под названием Aerion AS3, способного перевозить 50 пассажиров со скоростью 4+ Маха.

Источник: CNN