Согласно данным IDC , в 4-м квартале 2012 г. (4Q12) поставки ПК на мировой рынок составили 89.8 млн штук, что на 6.4% меньше, чем в тот же период 2011 г. и даже хуже, чем предполагавшееся компанией падение на 4.4%. Хотя последний квартал (с выходом Windows 8) ознаменовал новый этап в индустрии ПК, пока новая ОС мало повлияла на рынок в связи с низким спросом на десктопы в сравнении с конкурирующими гаджетами. В результате в 4-м квартале 2012 г. отмечено первое за последние пять лет сокращение в годовом измерении поставок в сезон предпраздничных продаж.
Такой результат в общем-то не был сюрпризом для IDC, поскольку рынок испытывал трудности в течение всего 2012 г., и в компании ожидали, что особенно сложным будет второе полугодие. Потребители, канал продаж, да и сами вендоры продолжали фокусироваться на планшеты и смартфоны, спрос на которые постоянно нарастал.
Хотя в третьем квартале расчищались запасы ПК на Windows 7, этого оказалось недостаточно и в Q4 не слишком увеличило продажи систем под Windows 8. В IDC надеются, что по мере роста зрелости Windows 8 и прочих факторов, в числе которых – продолжение снижения цен на ультрабуки, в 2013 г. спрос на ПК снова вернется к росту. Несмотря на общий слабый фон, у нескольких ведущих брендов, – HP, Lenovo, Asus и Samsung – результаты оказались лучше рынка, и в 2013 г. они, вероятно, закрепят свой успех.
Динамика топ-5 вендоров в 4Q12
HP, несколько улучшившая позиции в главных для компании регионах, пока удерживает лидерство на рынке (см. табл. 1). В частности, улучшились позиции компании в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где впервые все четыре квартала был рост относительно предыдущего года, а также в США. HP показала динамику существенно лучше рынка в целом.
Lenovo показала отличный рост (8%), добившись нового рекорда по поставкам в штуках, особенно хорошие результаты были в США и регионе EMEA. Хотя увеличение Lenovo все-таки оказалось существенно меньше, чем в нескольких предыдущих кварталах, когда достигался рост почти на 30%.
Dell продолжает спад, не выдерживая агрессивную конкуренцию со стороны других лидеров. Годовое сокращение мировых поставок на целых 20% оказалось сильнее, чем в последние несколько лет, даже на родном американском рынке, хотя на большинстве других рынков у компании отмечен рост относительно предыдущего квартала..
Acer Group, которая, как и несколько других вендоров, сильно зависит от потребительского спроса, потеряла существенную долю рынка, поскольку потребители активно переключились на другие устройства. Спад Acer также объясняется не слишком активным переходом компании на Windows 8, это замедлило продажи ее ноутбуков.
ASUS заняла 5-ю позицию на глобальном рынке ПК и увеличила отрыв от других вендоров, ориентирующихся на потребительских сегмент благодаря существенному росту за четвертый квартал. Компания показала хороший рост во многих регионах.
Таблица 1. Top 5 вендоров мирового рынка ПК в 4Q12 (поставки в тыс. шт.)
Вендор |
Поставки в 4Q12 |
Доля рынка в 4Q12 |
Поставки в 4Q11 |
Доля рынка в 4Q11 |
Динамика 4Q12/4Q11 |
HP |
15,023 |
16.7% |
15,113 |
15.8% |
-0.6% |
Lenovo |
14,105 |
15.7% |
13,040 |
13.6% |
8.2% |
Dell |
9,482 |
10.6% |
11,967 |
12.5% |
-20.8% |
Acer Group |
6,959 |
7.8% |
9,692 |
10.1% |
-28.2% |
ASUS |
6,467 |
7.2% |
6,126 |
6.4% |
5.6% |
Прочие |
37,753 |
42.0% |
39,974 |
41.7% |
-5.6% |
Все вендоры |
89,789 |
100.0% |
95,913 |
100.0% |
-6.4% |
Источник: IDC, январь 2013
В 2012 г. в целом поставки ПК на мировой рынок составили 352,4 млн штук. Топ-5 вендоров по своим позициям на рынке ПК те же, что и в четвертом квартале, хотя динамика отдельных вендоров иная, чем в четвертом квартале (см. табл. 2).
Таблица 2. Top 5 вендоров мирового рынка ПК в 2012 (поставки в тыс. шт.)
Вендор |
Поставки в 2012 |
Доля рынка в 2012 г. |
Поставки в 2011 г. |
Доля рынка в 2012 г. |
Динамика 2012/2011 |
1. HP |
58,129 |
16.5% |
62,321 |
17.1% |
-6.7% |
2. Lenovo |
52,448 |
14.9% |
44,016 |
12.1% |
19.2% |
3. Dell |
38,718 |
11.0% |
44,278 |
12.2% |
-12.6% |
4. Acer Group |
33,494 |
9.5% |
37,073 |
10.2% |
-9.7% |
5. ASUS |
24,134 |
6.8% |
20,619 |
5.7% |
17.0% |
Прочие |
145,498 |
41.3% |
155,580 |
42.8% |
-6.5% |
Все вендоры |
352,421 |
100.0% |
363,887 |
100.0% |
-3.2% |
Источник: IDC, январь 2013
Примечания к таблицам: • Считаются поставки (Shipments) в канал дистрибуции или конечным пользователям. OEM-продажи учитываются в продажах соответствующих вендоров /брендов. • ПК включают десктопы, мобильные ПК, нетбуки, рабочие станции и не включают мобильные телефоны, x86 серверы и планшеты (т. е. iPad и планшеты на Android).