Для бизнеса наступило нелегкое  время: экономики мира находятся  в шатком положении, напряжение  и конкуренция на рынках растет, технологические достижения делают продукты рынка, с одной стороны, лучше,  а с другой — более дорогими и сложными... Но для телекоммуникационных  компаний это вполне обычная ситуация. Анализ мирового телекоммуникационного рынка, обнародованный  компанией Informa Telecoms & Media,  показывает, что данный бизнес не просто справляется с подобными проблемами, но процветает, демонстрируя показатели роста выше, чем глобальная  экономика.

По данным аналитиков, 40 наиболее  крупных мировых операторских компаний обгоняют глобальную экономику  по росту доходов примерно на 5 п.п.  Так, во II кв. 2011 г. они продемонстрировали увеличение мирового объема  продаж до 327,6 млрд долл., что соответствует годовому приросту на 6,8 %,  тогда как рост мировой экономики за  тот же период составил лишь 1,8%. В  топ-5 операторов по данным на II кв.  2011 г. входят AT&T,  verizon, China  Mobile, NTT Group и Telefonica.

При этом такие гранды, как AT&T  и verizon получают намного более высокий доход от бизнеса, чем столь же  крупные операторы-конкуренты. И все  за счет широкого разнообразия сервисов, на которые их пользователи год от  года тратят все больше и больше, в то  время как доходы от голосовых сервисов неуклонно падают.

Операторы, по мнению аналитиков, испытывают трудности не только  от спада мировой экономики, но и от  конкуренции со стороны игроков других рынков. Тем не менее они успешно  реализуют стратегии, обеспечивающие  столь высокий рост этого сегмента рынка. В качестве новых конкурентов часто  выступают операторы MvNO (Mobile  virtual Network Operator — виртуальные операторы мобильной связи), усиливается давление регуляторов, ограничивающих количество операторов,  которым разрешено тарифицировать  терминированный трафик других сетей  (так называемые MTR-операторы —  Mobile Termination Rate).

 Одни операторы, ориентированные  на количественные показатели пользователей, достигают своих целей,  продолжая развивать и внедрять такие сервисы, как IPTv,  vOD (videoon-demand — видео по требованию),  высокоскоростной доступ в Интернет,  видеоконференцсвязь, сервисы voIP —  и спрос на эти услуги на массовом и  корпоративном рынке растет. Другие —  повышают эффективность, как финансовую, так и операционную.

 Но хотя общий рыночный показатель  EBITDA во II кв. 2011 г. снизился до  значения 35,7% (годом ранее он составлял 36,6%), у лидеров рынка он вырос.  Так, у verizon он увеличился на 9,5 %  до 32,7%.

Однако и капитальные затраты AT&T  и verizon также были выше, чем у остальных операторов, они росли во II кв. в  основном за счет запуска сетей LTE, инвестиций в  распространение смартфонов в виде предоставления субсидий  на них (хотя ожидалось, что повышение  ARPU за счет роста трафика данных будет компенсировать низкую начальную  цену на устройства). Поэтому у AT&T  показатель EBITDA по сравнению с  предыдущим годом снизился на 1,2%, несмотря на рост доходов от продаж  во II кв. 2011 г. на 2,23%. Маржа тоже  снизилась из-за высокого показателя  операционных расходов (OPEX), субсидирования смартфонов и уменьшения  числа конечных MTR-операторов.

Аналитики полагают, что в настоящее  время крупные мировые операторы нацелены в большей степени на расширение таких сервисов, как трипл-плей и квадро-плей, а по числу пользователей  они ориентированы скорее на сохранение завоеванных позиций, чем на рост  абонентской базы.