Специфика бизнес-процессов пищевой и сельскохозяйственной промышленности
Вопросы эффективности построения бизнес-процессов на предприятиях, сведения результатов, анализа и планирования являются ключевыми в жизнедеятельности любого предприятия. Для компаний работающих в пищевом и аграрном секторе, учитывая сложности связанные с конечным сроком годности продукции вопросы планирования производства и логистики поставок готовой продукции потребителю значительно усложняют разработку и внедрение.


Константин Невядомский, Robertson & Blums : “Увеличение капитализации является основным показателем эффекивности работы компании”
Константин Невядомский, Robertson & Blums : “Увеличение капитализации является основным показателем эффекивности работы компании”

Семинар, который Robertson & Blums провела 23 ноября при поддержке компании Oracle для ИТ-директоров, директоров по логистике, финансам, производству, руководителей и собственников компаний был посвящен использованию современных IT-решений для повышения эффективности управления бизнесс-процессами в компаниях пищевой промышленности.

Исполнительный вице-президент компании Константин Невядомский рассказал о методах повышения эффективности продаж в пищевой промышленности, реализованных в Oracle J.D.Edwards EnterpriseOne, а так же о методах эффективной организации закупки товара и пополнения запасов.

Реализация этих функций системы проходит на трех основных функциональных уровнях:

Уровень Систем оперативной работы Ввод и регистрация информации, выписка первичной документации.

Уровень Отчеты и хранилище данных на базе этих данных реализуется анализ и систематизация информации, принятие оперативных решений, проводится оперативная коррекция планов по итогам месяца, квартала или другим отчетным периодам.

На уровне KPI осуществляется стратегическое планирование, анализируются ключевые показатели эффективности бизнеса, таких как динамика капитализации, позволяющая убедиться в эффективности работы компании.

Оптимизация эффективности продаж в системе Oracle J.D.Edwards EnterpriseOne осуществляется формализацией четырех бизнес-процессов: поиск клиентов, управление продажами, управления договорами и управления отношениями. Формализация поиска клиентов подразумевает ведение журнала работы с потенциальными клиентами — отправлено ли коммерческое предложение, прикрепление к компании менеджера по продажам, унификацию методологии работы с клиентом. Управление продажами включает в себя формирование плана продаж, и потенциального спроса. С помощью системы управления договорами реализуется отслеживание статуса договора, мониторинг операций по договорам, назначение штрафных санкций, продление и корректировка договоров.

С целью оптимизации продаж на основании истории строятся прогнозы, причем в зависимости от срока, на который строится прогноз, специфики товара — например, сезонность товара, стадии пребывания товара на рынке (новый или “разработанный” товар) или др. — может быть применен один из 12 штатных методов прогнозирования.

Закупка товаров и сырья проводится на основании плана продаж с учетом коррекции на основании краткосрочных прогнозов и оперативных данных складских и транзитных запасов, а так же графика поставок.

Способы оптимизации складских операций и логистики было рассмотрено на примере внедрения системы Oracle J.D.Edwards EnterpriseOne в двух крупнейших фармацевтических компаниях Украины — “Альба” и “Оптима-Фарм”. Компании-конкуренты внедряли свои системы управления складами, логистикой и поставками задавшись различными целями — компания “Альба” преследовала прежде всего оптимизацию складских запасов, а “Оптима-Фарм” интересовала прежде всего скорость поставки продукции под заказ.

В результате внедрения систем на предприятиях, Альба сократившая количество складов с 10 до 2 добилась более чем двукратного сокращения складских затрат и складских запасов и таким образом вдвое увеличила оборачиваемость капитала, гарантируя потребителю поставку продукции под заказ в течение 24 часов; компания “Оптима-Фарм” поставившая основной целью скорость обслуживания клиентов, добилась сокращения времени на доставку продукции в течение 3–4 часов в зависимости от конкретного региона. Таким образом различия в методологии логистических процессов дали возможность “Альбе” снизить цены на продукцию, а “Оптиме-Фарм“добиться более высокого уровня обслуживания клиентов.

Опытом внедрения системы Oracle J.D.Edwards EnterpriseOne поделился директор департамента качества управления ЛВЗ “Хортица” Сергей Сокур.


Сергей Сокур ЛВЗ “Хорица”: “Мы создавали систему в соответствии с требованиями стандарта MRP II”
Сергей Сокур ЛВЗ “Хорица”: “Мы создавали систему в соответствии с требованиями стандарта MRP II”
Причинами внедрения системы управления ресурсами предприятия на ЛВЗ Хортица послужило несколько факторов, главным из которых являлось обеспечение качества продукции. ЛВЗ Хортица стремится обеспечить потребителя качественной продукцией — к этому обязывает лозунг компании “Абсолютна якість”, а это невозможно без системного управления процессами закупок, производства, сбыта и др.

Перед группой внедрения ставились задачи оптимизации бизнес-процессов — работы складов и логистики, объемов производства и планирования производственных мощностей, т.е. практически всех бизнес процессов описанных в стандарте MRP II (Manufactory Resource Planning) — разработанным американским обществом по контролю за производственными запасами. MRP II представляет собой набор проверенных на практике разумных принципов, моделей и процедур управления и контроля, служащих повышению показателей экономической деятельности предприятия.

Выбор поставщика системы проходил в несколько этапов и предложение специалистов компании Robertson & Blums — система Oracle J.D.Edwards EnterpriseOne оказалось лучшим по соотношению цена-функциональность. Система в базовой функциональности имеет много преимуществ для предприятий пищевого сектора, таких как возможность отслеживания срока годности как сырья, так и готовой продукции уже отправленной реализаторам. С выходом следующей версии Oracle J.D.Edwards EnterpriseOne 8.12 так же будет возможность внедрить эту систему на сельскохозяйственных предприятиях холдинга — крымских виноградниках — и прозрачно контролировать производство винной продукции на всех этапах, начиная “с грядки” — полив, опрыскивание и т.д.

Процесс внедрения до запуска в производственное тестирование занял от начала работ девять месяцев, обкатка системы и обучение персонала заняли еще 2 месяца. Процесс обучения персонала является одним из ключевых этапов внедрения, на этом этапе консультанты, проходящие ежеквартальную ресертификацию, сидят вместе с сотрудниками операционных отделов контролируя их, объясняя необходимость тех либо иных действий. Вопрос кадров, как это ни банально, является одним из основных в процессе внедрения ERP, CRM или MRP систем. Систему не может начать внедрять одна команда, а закончить другая.

Контроль качества продукции на предприятии развивался на протяжении многих лет — еще 3 года назад Хортица была в состоянии проследить партионность продукции, определить этап производства или поставщика сырья нарушивших технологический процесс. Внедрение Oracle J.D.Edwards EnterpriseOne сделало контроль качества еще более прозрачным, заработал call-центр, узнать о “происхождении” каждой единицы продукции теперь можно даже с помощью SMS.

Связанная цепь последовательных операций от планирования производства и производственных мощностей, управления складскими запасами до поставки готовой продукции в розничные сети позволило почти вдвое, по сравнению с конкурентами, снизить требуемый объем оборотных средств на единицу готовой продукции, что является наиболее наглядным результатом проделанной работы. Мощные средства анализа информации и моделирования, заложенные в систему, помогают управленческому персоналу своевременно принимать верные тактические и стратегические решения.

Таким образом, успешное внедрение системы управления предприятием дало очевидные конкурентные преимущества перед конкурентами как на внутреннем рынке, так и на рынках СНГ и Европы.