Перед энергораспределяющими компаниями с развитой территориально-распределенной структурой традиционно возникает задача построения единой телекоммуникационной среды, способной связать районные энергетические станции с центральной диспетчерской, обеспечить онлайн-взаимодействие между службами, внедрить сервисы телеметрии, IP-телефонии, консолидировать коммерческий учет в центральной биллинговой системе. Основная сложность, возникающая при проектировании таких систем, — отсутствие надежных каналов связи, построение которых является фундаментом всей дальнейшей работы.


Сергей Медведев: “Благодаря системе телекоммуникаций, построенной в нашей компании, служба ИТ может реагировать на любые инициативы бизнеса”
Сергей Медведев: “Благодаря системе телекоммуникаций, построенной в нашей компании, служба ИТ может реагировать на любые инициативы бизнеса”

В “А.Е.С. Киевоблэнерго” и “Эс-И-Эс Ровноэнэрго” реализовываются масштабные проекты по построению телекоммуникационных сетей, необходимых для обслуживания бизнеса компаний. Опытом, накопленным в ходе разработки и внедрения этих проектов, делится CIO корпорации AES в Украине Сергей Медведев.

PCWeek/UE: Кто был инициатором построения телекоммуникационной инфраструктуры — коммерческая служба или ИТ? Как происходило взаимодействие между бизнесом и ИТ в ходе реализации проекта?

Сергей Медведев:
Ни для кого не секрет, что в энергетике к ИТ относятся довольно консервативно. В энергетических компаниях службу ИТ обычно не рассматривают в качестве равноправного бизнес-партнера. Напротив, зачастую ИТ выполняет вспомогательную функцию, обслуживая текущие потребности и не принимая участия в стратегическом планировании. Такие взгляды на взаимоотношения бизнеса и ИТ были приемлемы 20–30 лет назад, однако компаниям, работающим в реалиях ХХІ века, необходимо их пересматривать.

Сегодня мы считаем службы ИТ и телекоммуникаций равными партнерами операционных и коммерческих подразделений. Для функционирования нашей компании постоянно необходимо передавать информацию из пункта А в пункт Б: речь идет о данных коммерческого учета, операционной деятельности, телефонии, телемеханики и пр.

PCWeek/UE: Используется ли построенная сеть для передачи биллинговых данных?

С.М.:
Да, у нас уже внедрена единая система биллинга, разработанная специально для нашей компании — “Millenium Billing System”. Однако прежде, чем мы могли бы внедрить биллинг, организовать прозрачный финансовый учет и систему управления работами, необходимо было построить фундамент — единую телекоммуникационную систему.

До начала реализации проекта в “А.Е.С. Киевоблэнерго” и “Эй-И-Эс Ровноэнерго” существовало 28 разрозненных экземпляров биллинговой системы. Каналы связи между районами и центром фактически отсутствовали. Раз в месяц проводилась консолидация биллинговых данных. При такой системе постоянно возникали расхождения — было бы удивительно, если бы их не было. Мы имели дело с неточностям данных, вызванными ручным вводом.

Приоритет в построении системы биллинга мы видели в создании телекоммуникационной сети. Она стала фундаментом для внедрения всех сервисов. Построив надежные каналы связи и корпоративную сеть, мы заложили основу для всех инициатив бизнеса, смогли гарантировать работу сервисов, необходимых для коммерческой и операционной функций.

Телекоммуникации лежат в самой основе нашей иерархии. Можно покупать самые лучшие и дорогие серверы в мире, но, не имея возможности передать данные, они окажутся ненужными. ИТ-инфраструктура строится на базе телекоммуникационной среды, которая служит основой для биллинга, ЕRР и других систем. Именно телекоммуникации являются ключом к прозрачной и эффективной деятельности компании.

PCWeek/UE: Каким образом вы соединяете удаленные узлы с центральной диспетчерской? Практикуете ли аренду каналов или строите их самостоятельно?

С.М.:
Состояние телекоммуникаций в городах и на периферии совершенно разное. В крупных городах сложилась достаточно хорошая ситуация — там доступны надежные и быстрые каналы связи, правда стоимость их аренды превышает мировые показатели. Но на периферии все по-прежнему очень плохо.

Темпы улучшения структуры телекоммуникаций как в Киевской, так и в Ровненской областях оставляют желать лучшего. Если в Киевской области есть некое подобие телекоммуникационной инфраструктуры, то в Ровненской области, к сожалению, единственный крупный провайдер — “Укртелеком”. А технические средства “Укртелекома” известны, наверное, всем — это в основном очень старые медные кабели с очень низкой пропускной способностью и неприемлемой надежностью. Но даже и “Укртелеком” не может обеспечить полное покрытие. О какой инфраструктуре можно вести разговор, если, например, в северные районы ровненской области украинское телевидение было проведено в 2003 году? До этого там “ловилось” только белорусское. Доходило до абсурда — люди из отдаленных сел приезжали на избирательные участки и не могли найти фамилию Лукашенко в избирательных списках.

Проанализировав сложившуюся ситуацию, мы решили создавать собственную телекоммуникационную инфраструктуру, основываясь на технологии радиорелейной связи и оборудовании Ericsson. В рамках реализации этого проекта мы строим телекоммуникационные вышки и размещаем на них оборудование, стремясь покрыть всю необходимую территорию.


Проект стартовал в 2005 году. Ровненский проект начался немного раньше, чем киевский — сегодня мы покрываем 75% территории ровненской области. В этом году мы закончим строительство до города Сарны и обеспечим покрытие всей области.

В киевской области, где доступна развитая инфраструктура, мы арендовали каналы связи у “Голден Телеком”. К концу 2005 года мы покрыли корпоративной сетью все РЭСы Киева. Эти каналы обеспечивают работу биллинговой и ERP-системы в режиме онлайн, хотя для запуска всего комплекса сервисов их недостаточно. В некоторых местах установлены и системы радиорелейной связи. Мы планируем вначале обеспечить покрытие всей левобережной части области, затем — центральных районов и, наконец, правобережных. К 2008 году киевская область будет покрыта полностью.

PCWeek/UE: Не считаете ли вы, что передача конфиденциальных коммерческих данных по радиорелейному каналу сопряжена с определенным риском?

С.М.:
Я совершенно не согласен с утверждением о ненадежности радиорелейного канала. Мы применяем шифрование, используем технологию VPN. Все данные проходят через VPN-концентратор, и расшифровать их практически невозможно.

PCWeek/UE: Почему вы выбрали именно радиорелейную связь? Достаточно ли пропускной способности радиоканалов для функционирования систем в режиме онлайн?

С.М.:
Оборудование, которое мы используем, позволяет организовать до 16 каналов Е1 на одной головке. Если установить 2 головки, получится 32х Е1. Этого вполне достаточно для наших задач. По моим данным, “А.Е.С. Киевоблэнерго” является единственной энергораспределяющей компанией в Украине, в которой работает централизованная система биллинга в режиме онлайн. Если мои данные устарели, буду рад узнать об опыте других подобных внедрений.

Безусловно, радиорелейные каналы не обладают такой пропускной способностью, как оптические, однако соотношение цены и качества нас полностью устраивает. Мы отказались от построения Fibre Channel каналов — и дело даже не в дороговизне. Магистральные оптические кабели, как правило, “кладутся” на высоковольтную сеть. В Казахстане, например, рельеф позволяет строить прямые линии электропередачи длиной в сотни километров, но в Украине это не всегда возможно. Сложный рельеф и высокая плотность населения приводят к тому, что для связи географически близких точек приходится укладывать километры оптического кабеля, используя обходные пути.

Мы оценивали и другие варианты построения телекоммуникационной инфраструктуры. Использование спутниковой связи позволяет построить сеть очень быстро, с минимальными затратами. Однако задержка при передаче данных через спутник столь велика, что в онлайновом режиме работать практически невозможно. А ведь задача состояла и в том, чтобы связать районные пункты и диспетчерскую голосовой связью. При задержке до 8 секунд голос запустить невозможно. Кроме того, использование спутника означает зависимость от одного провайдера и довольно высокие ежемесячные платежи. Совокупность этих причин заставила нас отказаться от спутниковой связи.

Еще один вариант, который мы рассматривали, — Radio Ethernet. По нашему мнению, недостаток этой технологии в том, что вероятный сбой луча, вызванный, например, помехами, влечет за собой “падение” канала и невозможность работы в режиме онлайн.

PCWeek/UE: Какое оборудование используется для внутренней сети?

С.М.:
Корпоративную сеть мы построили на основе сетеобразующих устройств “Cisco”. Такой выбор был сделан по нескольким причинам. Во-первых, опыт показывает, что Cisco является одним из наиболее стабильных разработчиков, чье оборудование славится своей надежностью. Во-вторых, Cisco одной из первых внедряет новые технологии в свои продукты. Несмотря на то, что в компании AES оборудование Cisco является корпоративным стандартом, решение о выборе этой компании не было диктаторским. Был проведен тендер, в котором победила Cisco.

PCWeek/UE: С какими системными интеграторами вы сотрудничаете в области аппаратных и программных решений?

С.М.:
Аппаратную инфраструктуру мы строим сами. А внедрение программных решений осуществляем вместе с известным в Европе чешским интегратором “Солюзион” (Чехия). В тендере на внедрение программной части участвовали и украинские интеграторы, однако они не выиграли тендер.

PCWeek/UE: Можно ли оценить в финансовых терминах или в терминах времени реакции пользу от внедрения онлайновой системы?

С.М.:
Внедрив систему биллинга на старых каналах связи, нам удалось увеличить скорость транзакции в 6–8 раз. Ранее для того, чтобы осуществить простой платеж за потребленную электрическую энергию, необходимо было потратить до 6 минут на каждую транзакцию.

Внедрив онлайн-систему управления телемеханикой, мы смогли предоставить диспетчеру возможность дистанционного управления выключателями. Зачем посылать бригаду электриков за 20 км и тратить время на переключение тумблеров, если это можно сделать с диспетчерского пульта? Это один из простых примеров экономии людских и материальных затрат, которую обеспечивает партнерство ИТ-службы и подразделений основного бизнеса. Но дело не только в экономии — телемеханика позволяет значительно сократить показатель средней продолжительности отключения, повысить безопасность, исключив контакт людей с оборудованием, которое находится под опасным для жизни напряжением. Внедрение телемеханики дает возможность поставлять сервис потребителям намного быстрее, чем при традиционном механическом управлении, а также позволяет повысить качество обслуживания.

Для энергораспределяющих компаний очень важна аналитика. Распределенной компанией намного сложнее руководить, чем заводом, сосредоточенным в нескольких блоках или зданиях. Мы покрываем целые области. Соответственно, необходимо иметь средства по-фидерного баланса, анализа объемов потребляемой электроэнергии, прогнозирования изменений. Для всех этих задач требуются сети передачи данных, способные обеспечить централизацию функций и сбор данных из регионов в единую консолидированную систему.

Мы добились значительного сокращения времени построения отчетов. До внедрения системы для консолидации данных из дальних РЭСов нам приходилось физически привозить серверы, содержащие данные о расчетах с более 800 тыс. потребителями. Теперь, несмотря на возросшие объемы, данные передаются по каналам связи.

На данный момент системы биллинга и ЕRР, а также электронная почта, система управления работами, как коммерческими, так и операционными, работают в онлайн-режиме. До внедрения системы передачи данных даже такой элементарный сервис, как электронная почта, из-за низкой пропускной способности каналов не мог работать в режиме онлайн — приходилось использовать периодическую синхронизацию данных, почта доставлялась с интервалом в 1 день. Сейчас с РЭСами налажена онлайновая связь.

Построив сеть, мы приступили к внедрению системы СМР на предприятии, как в Киеве, так и в Ровно. Мы внедряем R/3 и CCS.

В конечном итоге, все сводится к надежности системы, возможности ее мониторинга в режиме реального времени и оперативного реагирования на аварии. Повышение оперативности и консолидация учета позволила нам улучшить финансовые показатели. Мы рассчитались с долгами, накопленными ранее, до приватизации облэнерго. Считаю, что мы можем этим гордиться. Значительно уменьшились коммерческие затраты, улучшились показатели по ликвидации аварий и данные по операционной деятельности.

PCWeek/UE: Каковы планы дальнейшего развития систем?

С.М.:
Прежде всего, нужно завершить проект покрытия киевской и ровненской областей надежными каналами связи. Это улучшит качество обслуживания потребителей, позволит открыть новые центры обслуживания. К сожалению, так исторически сложилось, что РЭСы находятся в неудобных местах, до которых сложно доехать, часто — на окраинах городов. Ведь эта инфраструктура строилась в 50–60 годы, тогда удобству клиентов никто не уделял внимания. Открытие центров обслуживания потребителей, расположенных в удобных местах и связанных надежной системой передачи данных, развяжет нам руки. Недавно такой центр открыт в Обухове.

Мы работаем над созданием единого call-центра. Он будет связан с диспетчерскими — клиентам больше не придется звонить в РЭС. Потребители смогут связаться с оператором, рассказать о проблемах, узнать состояние счета и т.п. Для уведомления о проведении плановых отключений мы свяжем call-центры с системой управления работами, сможем автоматически заранее уведомить всех потребителей о проводимых сервисных операциях.

Хочу еще раз подчеркнуть: телекоммуникационная инфраструктура является фундаментом, на котором строится любой бизнес. Благодаря системе телекоммуникаций, созданной в нашей компании, служба ИТ может реагировать на любые инициативы бизнеса, предоставлять необходимый анализ данных, внедрять новые системы и т.п. Все это было бы невозможно без построения быстрых и надежных каналов связи.