Однажды компания Google создала эффективную поисковую систему, чем произвела своеобразную ИТ‑революцию. Сегодня лидер поисковых машин интернета обратил свой взор в сторону мобильного мира. При этом стратегия «захвата» рынка любопытна тем, что Google одновременно действует в нескольких направлениях. 

Можно выделить три основные «мобильные» инициативы компании: разработка мобильной платформы Android, активное сотрудничество с операторами и производителями мобильных устройств, а в недавнем прошлом — даже участие в тендере на получение частотной полосы для запуска собственного мобильного оператора на территории Калифорнии.

Готовимся к «Андроиду» 

Анонс открытой мобильной платформы Android (по имени купленного Google стартапа) и создание организации Open Handset Alliance, призванной развивать и популяризировать новую платформу, вызвали довольно широкий интерес в кругах ИТ‑специалистов и энтузиастов. В Open Handset Alliance вошло более 30 ИТ‑компаний, включая eBay, Intel, nVidia, Motorola, Samsung, LG и др.
Платформа Android основана на ядре Linux и представляет собой программный стек, который содержит операционную систему, middleware и пользовательские приложения. В качестве языка программирования авторы платформы избрали Java, приложения исполняются на специально разработанной Google виртуальной машине Dalvik. Эта технология является полностью открытой и не требует покупки специальных лицензий от разработчиков или производителей телефонов. В настоящее время ещё не появились устройства, которые официально поддерживают Android, но они ожидаются во второй половине 2008 года. 

Для того чтобы стимулировать интерес программистов, Google объявила о проведении конкурса по разработке приложений для этой платформы — Android Challenge, общий призовой фонд которого составляет 10 млн. долл. Состязание состоит из двух этапов. В результате первого отобраны 50 наиболее интересных проектов. Победители получили денежный приз в 25 тыс. долл. каждый и смогут принять участие во втором этапе, который стартует вместе с появлением первых устройств с поддержкой Android. В итоге инициаторы конкурса выберут 10 победителей, которые получат денежные призы и поддержку Google в дальнейшем развитии своих разработок.

И хотя официальные устройства на Android еще не появились, по мнению ряда западных экспертов, детище Google может составить серьезную конкуренцию распространенным мобильным платформам — Symbian, Windows Mobile, Palm OS и Blackberry от RIM. 

Google Phone

В течение длительного времени интернет был наводнен слухами о выходе в свет терминала Google Phone. Тем не менее Google пока не стремится к созданию собственных мобильных устройств, зато продолжает активно сотрудничать с производителями сотовых терминалов. Так, в январе 2007 года партнером Google стала компания Samsung, а немногим позднее — LG, Sony Ericsson и Motorola. Теперь новые модели этих вендоров будут поставляться с предустановленным ПО Gmail, Google search, Google Maps, Blogger Mobile и др. По мнению партнеров, предустановленные приложения послужат более активному использованию таких устройств, и, соответственно, вырастут объёмы передачи данных мобильных операторов. А недавно наметилось сотрудничество Google с крупнейшим вендором GSM‑телефонов — компанией Nokia.

В рамках телекоммуникационной выставки Mobile World Congress, которая состоялась в феврале текущего года, Google и Nokia объявили о подписании соглашения, по которому доступ к поисковому движку Google будет интегрирован в приложение Nokia Search. Помимо сотрудничества с производителями мобильных устройств, Google заключила соглашения и с некоторыми мобильными операторами в области поисковых сервисов и контекстной рекламы. Среди них — NTT DoCoMo и Beeline. 

Google‑оператор

В дополнение ко всему прочему, Google предпринимала серьезные попытки получить частотную полосу для запуска своего мобильного оператора на территории США. Заявку на участие в тендере за 700‑МГц полосу компания подала 3 декабря 2007 года. Эксперты рынка мобильной связи высказывали мнения, что появление столь «нетипичного», но в то же время весьма могущественного игрока, как Google, может привести к распространению нетривиальной концепции оплаты мобильной связи. Идея состояла в том, что пользователь не платит за разговоры, а прибыль компания-оператор получает за счёт рекламы и других сервисов. Сложно дать исчерпывающую оценку последствиям возможного прорыва Google на операторский рынок, но по результатам частотного аукциона компании не досталось ни одной лицензии. Тем не менее операторская эпопея Google принесла свои позитивные плоды. Благодаря усилиям компании, для частотного диапазона, на который она претендовала, были сформулированы новые правила отчислений: любые мобильные устройства смогут работать в нем без необходимости сертификации их у обладателя соответствующей лицензии. Это во многом развяжет руки Google для ее будущих начинаний в области мобильных устройств.