Интенсивное развитие рынка услуг доступа в интернет в мировой практике привело к стремительному росту числа ISP. В условиях жёсткой конкуренции операторы были вынуждены снижать цены на свои услуги. Это привело к тому, что «классический» доступ в интернет перестал быть прибыльным бизнесом. Наряду с проблемой оттока телефонных абонентов в мобильные сети, перед операторами фиксированной связи встала задача повысить привлекательность предоставляемых услуг. Так появилось Triple Play — решение, которое обеспечивает абоненту возможность подключения к услугам скоростного доступа в интернет, телефонии и телевидения, используя единое подключение и один контракт с оператором.


Так выглядит монтажный стол для сварки оптоволокна
Так выглядит монтажный стол для сварки оптоволокна

Мировая практика продемонстрировала, что внедрение Triple Play выгодно оператору только тогда, когда услугой пользуется большое число абонентов.

До сегодняшнего дня даже в крупных городах Украины спрос на подобные услуги был невелик. Большинство операторов строили свои сети в расчёте только на бизнес-абонентов, а рынок услуг для домашних пользователей оставался для них лишь заманчивой перспективой.

Услуги Triple Play появились в планах «Голден Телеком» уже давно. В России компания построила пилотные зоны, где тестировались различные технические решения. «Голден Телеком» недавно объявила о старте проекта по построению городских оптоволоконных сетей в Украине на базе технологии FTTB (Fiber-to-the-Building) в рамках единого плана «Triple-65», который призван стать первым крупномасштабным внедрением услуг Triple Рlay в Украине и России. О подробностях реализации этого проекта в Украине редакции PCWeek/UE рассказывает Виктор Грибан, директор департамента домашней связи ООО «Голден Телеком» (Украина).

PCWeek/UE: Какие услуги планируется предоставлять домашним и бизнес-абонентам? Как эти услуги будут тарифицироваться?

Виктор Грибан:
Мы планируем предоставлять услуги Triple Рlay: широкополосный доступ в интернет (High Speed Internet), телефонию (Voice over IP), телевидение (IPTV). На сегодняшний день компания располагает всеми необходимыми ресурсами и готовыми техническими решениями для успешного внедрения этих услуг. В будущем в пакет услуг, возможно, будет добавлена и мобильная связь.

Мы используем разные подходы к предоставлению услуг бизнес-абонентам и частным пользователям. Для юридических лиц мы обеспечиваем доступ в интернет с гарантированным качеством и возможностью подписания договора SLA. Также предлагаются услуги организации виртуальных частных сетей (VPN) и телефония.

Частным лицам, помимо доступа в интернет, мы предоставляем возможность подключения к сообществу, объединяющему всех домашних пользователей «Голден Телеком». Мы строим большую локальную сеть, где абоненты могут обмениваться информацией без какого-либо контроля со стороны оператора. Доступ в локальную сеть не тарифицируется; чтобы подключиться к интернету, клиенту необходимо установить VPN-соединение, с помощью которого операторы осуществляют контроль доступа и тарификацию.

Помимо этого, мы разработали пакет дополнительных услуг — видеотелефон, softphone (программный клиент), позволяющий осуществлять звонки с компьютера и вести статистику принятых и пропущенных вызовов.

PCWeek/UE: Планируете ли вы в рамках этого проекта сотрудничать с другими операторами?

В. Г.:
В Украине — нет. В прошлом году компания «Голден Телеком» приобрела российского оператора «Корбина Телеком». На момент покупки этот оператор владел самой крупной оптической сетью, покрывавшей 20 тысяч домов. В своём проекте мы используем их опыт и технологии. Наш проект подразумевает сотрудничество только с компаниями-подрядчиками. Необходимости в привлечении других операторов нет.

PCWeek/UE: В чём основные преимущества использования технологии FTTB (Fiber-to-the-Building — оптика в каждое здание)? Какие существуют альтернативные решения? Почему «Голден Телеком» выбрала именно FTTB?

В. Г.:
До недавнего времени было экономически нецелесообразно использовать оптику при подключении домашних пользователей. Технология была слишком дорогой. Сейчас оптический кабель и оборудование стали дешевле, а масштабы проекта выросли. В качестве альтернативы FTTB компания «Голден Телеком» рассматривала четыре наиболее распространённые технологии широкополосного доступа.

К первой относятся технологии семей-ства xDSL (Digital Subscriber Line — цифровая абонентская линия). В частности ADSL (асимметричный DSL) — технология передачи данных по телефонным медным кабелям. Она активно используется компаниями «Укртелеком», «Оптима-Фарлеп» и др.

У «Голден Телеком» также есть ADSL-абоненты. По нашему мнению, применение этой технологии может быть оправдано только при наличии развитой медной инфраструктуры. В таком случае менять медь на оптику оператору не выгодно. В то же время прокладывать медный кабель для новых проектов не имеет смысла.

ADSL2+ представляет собой наи-более современную модификацию стандарта. Она обеспечивает скорость передачи данных в сторону абонента (downlink) 24 Мбит/с. Однако это цифра соответствует лабораторным условиям, при которых расстояние от абонента до узла связи невелико, используется новый медный кабель, а его толщина соответствует стандарту. На практике скорость на downlink колеблется в пределах 2–8 Мбит/с.

Кроме того, в ADSL существует проблема электромагнитной несовместимости. Стандартный кабель, с помощью которого дом подключается к узлу связи, состоит из 100 пар медных проводов. Когда эти линии используются для высокоскоростной передачи данных ADSL, большое значение приобретает уровень электромагнитных помех, которым подвержены линии. При одновременном использовании более чем 30–40 % линий уровень помех вырастает настолько, что это начинает заметно сказываться на количестве ошибок при передаче данных. Результатом становится резкое сужение полосы пропускания. К тому же ADSL подразумевает наличие абонентского модема, покупка которого увеличивает затраты на подключение.

Вторая технология — DOCSIS. Эта технология передачи данных по медному коаксиальному кабелю основана на разделении всего возможного частотного диапазона на отдельные каналы. Каждый канал может быть использован либо для передачи телевизионного цифрового сигнала, либо для передачи данных (интернет). Данная технология применяется в сетях операторов кабельного телевидения. Частотный диапазон не может быть неограниченным, а это значит, что операторы не в состоянии транслировать большое число телевизионных программ и одновременно обеспечить высокие скорости обмена данными (internet).

При одновременной работе аналогового, цифрового телевидения и передаче данных скорость downlink может составить 38 Мбит/с. Однако в сетях операторов кабельного телевидения, как правило, одним общим кабелем подключаются сразу несколько домов. Скорость доступа делится пропорционально между активными абонентами, живущими в данном районе, и, следовательно, заявленное значение не может быть гарантировано для каждого абонента. В то же время технология ADSL подразумевает, что каждый из абонентов подключается к узлу связи по отдельной телефонной линии. Таким образом, пропускная полоса, доступная абоненту DOCSIS, часто оказывается ещё ниже, чем у ADSL-абонента.

Несколько слов о требованиях к полосе пропускания. Для услуг телефонии и видеотелефонии скоростей, доступных в ADSL2+ и DOCSIS, вполне достаточно. Однако для телевидения это уже неприемлемо. На сегодняшний день решения IP-телевидения используют два наиболее распространённых кодека (алгоритма передачи видео): MPEG2 и MPEG4. Для трансляции одного канала в стандартном качестве необходима полоса в 4 Мбит/с для MPEG2 и 2 Мбит/с — для MPEG4. С учётом полосы, необходимой для доступа в интернет, ADSL или DOCSIS смогут обеспечить одновременную трансляцию максимум одного канала. Но если в квартире установлено более одного телевизора, этого явно будет недостаточно.

Передача одного канала HDTV (High Density TV) потребует полосы до 20 Мбит/с (MPEG2). Это значит, что при использовании ADSL или DOCSIS трансляция телевидения высокой чёткости невозможна.

Третья технология — Wi-Fi. Это технология беспроводной передачи данных с теоретической скоростью до 54 Мбит/c. Однако, как и в случае с DOCSIS, эта полоса является общей для всех абонентов, подключённых к одной точке доступа и работающих одновременно.
В технологии Wi-Fi отсутствуют ин-струменты QoS (Quality of Service — управление качеством обслуживания). Следовательно, нет возможности гарантировать параметры канала передачи данных, необходимые для работы услуг телефонии и потокового видео, что является обязательным требованием при организации сети услуг Triple Play. Кроме того, Wi-Fi имеет ограничения по дальности покрытия.

Одним словом, выделенные оптические линии всегда будут иметь преимущество в производительности перед любыми технологиями беспроводной передачи данных.

Четвёртая технология — семейство оптических технологий абонентского доступа (GPON, FTTH, FTTB, FTTN). Независимо от конкретного решения средой передачи данных является оптоволокно. Оптические линии связи не подвержены электромагнитным наводкам. С точки зрения производительности, оптоволоконные решения являются наиболее перспективными.

Выбор «Голден Телеком» остановился на FTTB. Технология подразумевает подключение каждого дома по оптическим линиям. В доме устанавливается Ethernet-коммутатор, и абоненты подключаются к нему при помощи медных Ethernet-линий. Скорость подключения абонента сегодня составляет 100 Мбит/с, однако это не является технологическим пределом. При необходимости она может быть увеличена до 1 Гбит/c. Подобное решение позволяет транслировать до трёх каналов высокой чёткости.

Предшественником FTTB является технология FTTN (Fiber-to-the-node — оптика до узла связи). Решение подразумевает подключение узлов связи при помощи оптических линий, а абоненты подключаются при помощи медных линий. Для такого решения характерны недостатки, описанные выше, поэтому «Голден Телеком» отказалась от FTTN.

Существует также технология FTTH (Fiber-to-the-home — оптика в дом), которая представляет собой развитие FTTB и предполагает проведение отдельной оптической линии связи в каждую квартиру. «Голден Телеком» планирует плавный переход от FTTB к FTTH в будущем. Но это станет возможно, когда будут выполнены следующие два условия: рынок наполнится абонентскими устройствами, способными подключаться к оптическим линиям, и производители оптоволокна начнут выпускать гибкий кабель, удобный для домашнего использования.

PCWeek/UE: Расскажите более подробно о структуре сети.

В. Г.:
Ядро сети представляет собой оптическое кольцо протяжённостью 105 км, построенное на базе маршрутизаторов Cisco. Пропускная способность кольца составляет 20 Гбит/c. Оно содержит пять точек входа. На одной из таких площадок расположена точка подключения к внешнему каналу в интернет. На этой же площадке планируется разместить серверы для IPTV. Что касается платформы для IP-телевидения, то в соответствии с политикой «Голден Телеком» мы будем использовать решение компании Microsoft, которое на сегодняшний день уже развёрнуто и запущено в коммерческую эксплуатацию в сети «Корбина Телеком».

Для подключения домов применяются Ethernet-коммутаторы Alcatel-Lucent. Подключение к интернет осуществляется при помощи BRAS (Broadband Remote Access Server — широкополосный сервер удалённого доступа). Оптоволокно — производства Fujicura. Кабели производятся в Украине. В домах устанавливаются коммутаторы, которые включаются в кольцо. Дополнительную надёжность обеспечивают антивандальные ящики, в которые помещены коммутаторы. Работа коммутаторов контролируется из центра управления сетью.

PCWeek/UE: Каким образом физическое лицо может стать вашим абонентом?

В. Г.:
Сейчас достаточно одного желания. Мы разрешаем нашему клиенту быть ленивым. Ему нужен только компьютер с Ethernet-интерфейсом — всё остальное сделаем мы.

Бесплатно прокладывается кабель в квартиру, клиент получает ещё 20 метров этого кабеля, чтобы протянуть его в любую комнату. Если клиента не устраивает вид проводов в квартире, мы будем использовать Wi-Fі.

PCWeek/UE: Какими силами компания планирует обслуживать инфраструктуру?

В. Г.:
Наша сеть построена по заранее подготовленному архитектурному чертежу, что упрощает её эксплуатацию. У нас уже работает система мониторинга и эксплуатационные бригады. По достижении определённого числа абонентов, мы планируем создать бригады, которые будут закреплены за районами. Таким образом мы минимизируем время устранения возможных поломок и не будем зависеть от пробок на дорогах.

PCWeek/UE: Существуют ли инструменты самообслуживания?

В. Г.:
Да. Существует портал Svitonline.com. С его помощью абонент может управлять услугами. Он имеет возможность, не выходя из дому, заказать услугу, отказаться от неё, изменить тарифный план, оплатить счёт, посмотреть статистику и т.п. Мы стремимся избавиться от бюрократизма настолько, насколько это позволяет законодательство. К сожалению, мы не можем отказаться от договора, но постараемся максимально упростить формальную часть.

Если же абонент не желает затруднять себя, управляя услугами через сайт, он может позвонить в колл-центр, сообщить свой логин и пароль, и мы всё за него сделаем. При этом абонент может использовать услуги, на которые подписан, независимо от своего местонахождения. Кроме того, в одной квартире можно будет использовать несколько учётных записей с различным уровнем управления услугами.

PCWeek/UE: Как будет расширяться покрытие сети в будущем? Какие основные задачи вы ставите перед собой?

В. Г.:
Развитие сети происходит в соответствии с разработанным планом, включающим несколько этапов. В Киеве на сегодняшний день мы покрыли треть многоэтажных домов. До конца первого квартала текущего года мы рассчитываем увеличить число подключённых домов до 60 %. Причём районы Беличи и Академгородок покрыты уже на 99 %. Есть подключённые дома на Позняках, Троещине, Оболони, Теремках, в Вишнёвом. В дальнейшем мы планируем расширять покрытие в других городах-миллионниках.