В этом году исполнилось 60 лет с тех пор, как первый человек – Юрий Гагарин – побывал в космосе. С тех пор почти 600 жителей Земли стали космонавтами. Однако лишь несколько из них были космическими туристами.

Так, в апреле 2001 года американский инженер Деннис Тито заплатил 20 млн долл за шесть дней на орбите Земли в российской части Международной Космической станции (МКС). Деннис стал первым в мире космическим туристом. За ним последовало несколько других очень богатых «туристов». Например, в 2009 году в космос полетел основатель Cirque de Soleil в 2009 году Ги Лалиберте, заплатив за свой билет на орбиту около 35 млн долл.

Но после полетов Ричарда Брэнсона на «ракетоплане» Unity и Джеффа Безоса в капсуле New Shepard космический туризм, похоже, станет обыденным явлением.

Некосмонавты

Вот только в отличие от предшественников, полеты Брэнсона и Безоса являются суборбитальными – их скорость была слишком низкой, чтобы выйти на околоземную орбиту. Да и высота полета вызывает сомнения в том, что Брэнсона и Безоса с их командами действительно можно назвать космонавтами.

Известно, что Unity Ричарда Бренсона поднялся на высоту 85 км, New Shepard Джеффа Безоса достиг 105 км. Но где начинается настоящий космос? Ранее границей служила линия Кармана, проходящая на высоте около 100 км, однако эта граница очень условная. Поскольку даже самые низкоорбитальные спутники не могут летать на высоте менее 200 км (на более низкой расстоянии от Земли довольно сильно сказывается влияние атмосферы).


Какова награда?

Что получат космические туристы, купившие билет на суборбитальный полет? К сожалению, немного. 82-летняя Мэри Уоллес «Уолли» Фанк, которая приняла участие в полете на  New Shepard, заявила, что у они пребывали слишком мало времени в невесомости, чтобы осознать, что это такое, а высота полета была недостаточной, чтобы охватить взглядом поверхность планеты. Конечно же, с МКС, находящейся на высоте примерно 400 км, открывается намного более захватывающий вид. К тому же, почти половину полета Уолли Фанк видела в иллюминаторе только черное небо.


Просто туризм

Суборбитальные полеты не являются каким-либо новым словом в науке и технике и не выполянют никаких полезных научных задач. Напомним, что первый суборбитальный полет выполнила ракета «Фау-2» еще в 1944 году, поднявшись на высоту 188 км, правда без пассажиров на борту. И в перспективе вряд ли получится выполнить какие-либо опыты на борту, поскольку полет продолжается всего несколько минут.

Слишком дорого

Суборбитальные полеты гораздо проще выполнить с технической точки зрения, потому они дешевле. Однако, это не помешало продать на аукционе одно место в капсуле New Shepard за 28 млн долл. Таким образом, каждая секунда полета обошлась космическому туристу примерно в 45 тысяч долларов.

Вред для экологии

Космический туризм окажет негативное влияние на экологическую ситуацию планеты. Так, есть мнение, что однажды космические аппараты могут стать крупнейшим в мире источником выбросов углекислого газа. Причем каждый запуск Virgin Galactic примерно в 100 раз более вредный для атмосферы, чем запуск корабля компании Blue Origin.

Впрочем, для желающих ощутить себя «немного в космосе» есть интересная и экологически нейтральная альтернатива – компания Space Perspective уже начала продавать билеты на первый коммерческий полет в стратосферу на корабле «Нептун». Этот аппарат представляет собой капсулу на гигантской воздушном шаре, который способен поднять 8 пассажиров и пилота на высоту до 30 тысяч метров.Стоимость билета составляет 125 тыс. долл, первый запуск планируется выполнить в 2024 году.