За последние годы процесс закупок изменился. Автоматизация текущих задач, увеличение объемов обработанных данных, постоянное использования мобильных бизнес-приложений, внедрение инноваций ー закупки в цифровом мире превращаются из функции для бизнеса в мощный драйвер его трансформации.

Новые бизнес-цели для руководителей по снабжению

Ранее руководители, ответственные за снабжение, преимущественно фокусировали свое внимание на сокращении затрат на собственном участке цепочки создания стоимости. Конечно, снижение расходов, как и раньше, остается чрезвычайно важной задачей. Но с появлением цифровых сетей директора по закупкам получили гораздо больше возможностей для создания дополнительной ценности.

Цифровые сети, соединяя между собой покупателей и поставщиков в реальном времени, высвобождают время руководителей. В свою очередь, они могут направить свое внимание на стратегические задачи: 

  • укрепление надежности цепочки поставок:

  • защита бренда от рисков со стороны третьих сторон;

  • поиск новых источников инноваций.

Таким образом, закупки превращаются из процессной функции в источник нового опыта для компании. Опыта, максимально похожего на тот, который мы получаем в повседневной жизни, например, тот что можем получить на одном из крупнейших рынков в мире. 

Бизнес-сети делают процесс закупок интеллектуальным

Тем, кому посчастливилось посетить Гранд-Базар в Стамбуле, видели множество покупателей и продавцов за прилавками. У каждого из них своя специализация, а выбор и возможности ー необъятные. Вы общаетесь с множеством продавцов, а каждый следующий продукт кажется более привлекательным, чем предыдущий. Однако вас постоянно беспокоят сомнения, можно ли доверять обещаниям продавца, а еще не покидает предчувствие, что в дальнейшем случится более выгодная сделка. В конечном итоге выбор останавливается на одном из вариантов.  

Подумайте, если бы у вас был гид, который встречал вас у ворот Гранд-Базара и рассказывал о качестве, происхождении каждого товара и называл цену, которую вы должны заплатить. Он точно способен подобрать продавцов, которые соответствуют вашим требованиям и стандартам. Теперь представьте это в масштабе миллионов поставщиков. Это и есть цифровая бизнес-сеть для закупок.

Так, например, Ariba ー крупнейшая в мире глобальная торговая платформа для бизнеса охватывает более 3 млн поставщиков, которые ежегодно осуществляют торговлю с оборотом более 3 трл долларов. Бизнес-сеть объединяет огромное количество поставщиков и закупщиков в реальном времени. Сеть использует инсайты с рынка в сочетании с искусственным интеллектом и вычислениями для принятия правильного решения. Это называется интеллектуальным процессом закупки.  

С 2015 года такие сети стали доступны и для компаний Украины.

Интеллектуальные закупки трансформируют компанию

Благодаря цифровым бизнес-сетям расходы снижаются, а ценность возрастает:

  • решения принимаются обоснованно, в любом месте и в любое время;

  • благодаря прогнозной аналитике и рекомендациям можно делать предложения относительно будущих закупок;

  • сеть культивирует доверие среди покупателей и поставщиков ー она обеспечивает прозрачность не только по запасам, срокам и показателям товарооборота, но и по критериям, которые указывают на то, что ценности торговых партнеров компании совпадают с ценностями вашего бренда. 

Такие мировые лидеры, как компании Auchan, Buyer, British Airways давно оценили преимущества бизнес-сетей и активно используют их для оптимизации своих процессов закупок. 

Процесс закупок в бизнес-сетях позволяет:

  • получить информацию обо всех транзакциях и вести неструктурированные коммуникации между покупателями и поставщиками;

  • определять потенциальные риски и возможности, скрытые глубоко в сети поставок;

  • устранять выявленные проблемы до того, как они негативно повлияют на бизнес. 

Искусственный интеллект, машинное обучение, интернет вещей и блокчейн меняют целые отрасли, а не только закупки. Сети становятся не только быстрее, но и интеллектуальнее. Они получают информацию из множества не связанных между собой данных. Такая проактивная позиция подкрепляется анализом сверхбольших данных и возможна только при использовании модели интеллектуальных закупок, которая делает покупательский опыт компании эффективным. То, что было необъятным, делается управляемым ー процесс закупок становится значительно проще.

Автор статьи — менеджер направления Intelligent Procurement в странах Центральной и Восточной Европы, SAP.