Как только речь заходит об искусственном интеллекте, даже у завзятых апологетов ИТ возникает тревожная мысль: а не оставят ли умные машины меня без работы?
Большая часть того, что умеет ИИ уже сегодня, касается автоматизации. Но эксперты, такие как Уэйн Томпсон (Wayne Thompson), главный специалист по методам анализа данных SAS, тут же добавляют, что этой технологии предстоит «еще долгий путь», прежде чем машины научатся вести себя, как люди.
«На сегодняшний день ИИ — чисто утилитарная вещь. Она нацелена на автоматизацию — на то, чтобы упростить выполнение рутинной работы», — сразу очертил тему Томпсон в ходе круглого стола, организованного редакцией CRN/США. «Одна из самых горячих областей применения ИИ в данный момент это роботизированная обработка, где мы стремимся [автоматизировать] действующие системы — например, предъявление претензий. Каждая страховая компания хочет автоматизировать это, от начала и до конца».
Дэвид Уилсон (David Wilson), шеф канала IBM, уточняет, что автоматизация составляет лишь малую часть того, что технология ИИ может в конечном счете дать организациям. Он провел параллель с облаком, которое поначалу воспринималось как «способ сэкономить на затратах», но в итоге стало основой для развертывания новаторских услуг — такой же путь ждет и ИИ, уверен он.
«Будут появляться новые виды работ, открываться новые возможности благодаря машинному обучению. Научиться использовать [ИИ] там, где мы пока и не мечтаем — вот настоящая возможность, — сказал Уилсон. — Все говорили: пора переходить в облако, это позволит сэкономить на расходах. Сегодня это уже нечто данное, и мы говорим об инновациях с помощью облака».
Уилсон указал на вертикали — в частности, образования, где ИИ может дополнить возможности человека в преподавании, и здравоохранения, где IBM Watson может помочь докторам в назначении терапии и в онкологических исследованиях. Это те области, где будут развиваться совсем новые подходы, сказал он.
Большинство участников дискуссии согласились, что автоматизация остается главной точкой приложения сегодняшних возможностей ИИ. Чи Шен Ван (Jisheng Wang), директор по технологиям обработки и анализа данных Aruba Networks, говорит, что более половины всех продуктов с встроенными функциями ИИ предназначены для автоматизации, но это никоим образом не влечет за собой массовые увольнения.
Терри Снелл (Terri Snell), вице-президент по стратегии сбыта SAP в Северной Америке, рассматривает ИИ как громадную возможность для компаний посвятить больше времени решению сложных задач, требующих критического мышления.
«Как делать работу лучше и, быть может, высвободить тех, кто выполняет рутинные вещи, чтобы делать что-то более ценное для организации? Я предложил бы взглянуть на это через призму перестройки бизнес-процессов», — пояснил Снелл.
Ван нарисовал примерно ту же картину, подчеркнув, что Aruba стремится задействовать потенциал ИИ, чтобы оптимизировать обеспечение безопасности сети. «Создавая новый продукт с ИИ, мы всегда стремимся „встроить“ человека в этот процесс. Мы не заменяем человека программным продуктом, а используем ИИ, чтобы еще лучше вооружить его», — сказал он.
Конечно, одни виды работ поддаются автоматизации намного легче, чем другие. Хорошо известный пример — производственные процессы, где роботизация действительно привела к сокращению рабочих мест. Есть и другие области аналогичного риска, говорит Томпсон, но спешит добавить, что большинство профессий не могут обойтись без человеческого мышления и понимания.
«Я не советую быть просто шофером такси. Водителем грузовика. Не советую быть рабочим в каких-то тривиальных производственных процессах, — говорит Томпсон. — Я даже не знаю, стоит ли быть рентгенологом. Я думаю, ИИ уже способен помочь этому рентгенологу... На сегодняшний день, главный аргумент скептиков в том, что ИИ не умеет мыслить, как человек. Возможно, когда-то мы к этому подойдем, но ИИ не может мыслить по-человечески. И этого нельзя изъять из очень-очень многих видов работ, но, я думаю, ИИ может быть помощником в вашей работе».
Майк Хадли (Mike Hadley), президент и главный управляющий компании iCorps Technologies, поставщика решений из Бостона, говорит, что ИИ легко встраивается в управляемые услуги, где смена пароля и другие простые, обычные задачи могут выполняться гораздо эффективнее и надежней. При этом, сказал он, iCorps ни в коей мере не хочет «освободить» кого-то из инженеров справочной службы.
«У нас нет даже автооператора. Мы хотим, чтобы по телефону отвечал человек, — сказал Хадли. — Речь о том, чтобы уровень предоставляемого нами сервиса был таков, чтобы у заказчика не возникало проблем — чтобы упреждать эти проблемы. Я не говорю, что мы хотим предоставлять услуги как-то совсем по-новому. Я говорю, что хочу делать это более продуктивно и не допускать возникновения проблем».
В завершение дискуссии CRN/США попросил каждого из участников развенчать тот или иной миф, касающийся продаж технологии ИИ через канал VAR’ов. Вот их ответы:
Дэвид Уилсон (IBM): «Это трудно начать, но всё необходимое есть. — Просто берите и начинайте это использовать, уже сегодня».
Терри Снелл (SAP): «Это слишком сложно. Люди думают, что для них это будет очень сложно, но это не обязательно будет так».
Рауль Кашьяп (Rahul Kashyap), директор по технологии, Cylance: «Страх неизвестного. Это новая технология и новый тренд — и в этом барьер для многих людей».
Уэйн Томпсон (SAS): «Осваивайте аналитику. Многие стараются одурачить вас [с ИИ]. Знакомьтесь с аналитикой и используйте ее. Вы вырветесь вперед и будете лидером в своей области».
Чи Шен Ван (Aruba): «В корпоративном мире всё держится на доверии. Оно создается вашими действиями. Начните продавать продукт конечному пользователю. Мы хотим получать обратную связь. Где есть какой-то пробел, и как нам его устранить?»
Израиль Барак (Israel Barack), директор по защите информации, Cybereason: «Кто-то из более продвинутых VAR’ов слышит все эти разговоры уже давно. И кто-то из них начал думать, что ИИ — это вообще миф. Речь о том, чтобы понимать, что реально есть сегодня на рынке. Что они могут предложить [заказчикам]? Для каких задач можно успешно применить эти технологии?»