В Киеве прошел  технический саммит lifecell-Huawei, ориентированный на телеком- и ИТ-специалистов. Мероприятие получилось весьма содержательным, поскольку помимо теоретической части, в рамках саммита была проведена демонстрация работы телеком-оборудования на базе технологии 4,5G, систем спецсвязи на основе стандарта передачи данных LTE и терминальных аппаратов Huawei, включая новейший смартофон Р9. Кроме того, представители вендора рассказали о своих разработках для создания «Безопасного города» (Safe city), облачных решениях и инновационных ИТ-системах. Так какие же инновационные тренды формируют ландшафт сегодняшнего телеком-рынка? 

Курс — на стандартизацию

Аналитики отмечают, что операторы сегодня все более целенаправленно движутся в сторону стандартных решений в области ИТ. Согласно концепции COTS (то есть, Commercial Off-The-Shelf), для того, чтобы оператор мог решать свои специфические задачи, он должен использовать полностью стандартное оборудование (серверы, СХД, маршрутизаторы). А уже на базе стандартного оборудования он может загрузить необходимое программное обеспечение и построить систему, используя ПО как конструктор.

Технологические тренды и направление развития корпораций

Согласно данным аналитиков Gartner, сегодня четко прослеживаются следующие технологические тренды: программно-определяемая архитектура, интернет вещей, архитектура клиент-облако, веб-масштабируемая ИТ-инфраструктура и аналитика больших данных.

В этих условиях современные корпорации должны придерживаться трех стратегических направлений развития: индустрия, построенная на данных и профессиональная трансформация; переформатирование корпоративной ИТ-инфраструктуры для работы с облачными системами; мобильность и социальные сети. При этом бизнес предъявляет следующие требования к ИТ: централизация данных, ИТ по запросу, акцент на сервисах.  

Драйверы и стадии конвергенции Telco IT в ICT

Процесс преобразования телеком-ИТ в ICT (Information and Communications Technology) подразумевает следующие стадии

·         IT Infrastructure Application-Centric: централизация сервисов, консолидация вычислительных ресурсов.

·         IT Infrastructure Resource Pool/VDC: стандартизация и виртуализация

·         ICT Convergence: Унифицированная платформа OpenStack

Общий тренд — это сращивание ИТ- и телеком-бизнеса. В результате получаем ICT-оператора, где все единообразно и построено на стандартных системах. Все, что нужно — загрузить необходимый софт и обеспечить каналы передачи данных.

Программно-распределенные датацентры: версия 2.0

В ИТ-секторе Huawei сегодня продвигает следующую концепцию — SDDC 2.0 (Software Distributed Datacenters). Согласно такой концепции, серверы физически могут находится в различных местах, вплоть до разных континентов, в то же время все они логически объединены в единый ЦОД и управляются централизованно.

Чтобы обеспечить подобную функциональность, необходимо помимо инфраструктурного уровня (помещение, электропитание, охлаждение) и самого ИТ-оборудования, использовать программные средства, которые позволяют виртуализировать все системы и управлять ними. Таким образом, ИТ- инфраструктура содержит четыре уровня: физические контейнеры; ИТ-оборудование; система виртуализации Fusion Sphere, которая позволяет отделить аппаратные компоненты от операционных систем и приложений; и наконец система управления, которая дает возможность осуществлять контроль и учет ресурсов на всех уровнях — от верхнего уровня приложений до самого нижнего.   

   Компания Huawei занимает 4-е место по поставкам серверов на глобальном рынке

Решение от Huawei позволяет объединить все уровни в одну систему и предоставлять конечному пользователю единую панель управления, с возможностью легкой настройки. Дальнейшее развитие такого решения предусматривает возможность построения облака для заказчика любого класса: частного, публичного или гибридного.



Huawei занимает первое место по темпам роста дохода от поставок СХД на китайском и глобальном рынках

Таким образом, портфель решений Huawei дает возможность построить ЦОД на всех уровнях: начиная от самого здания до ПО для управления всеми системами. По словам Александра Сербина, руководителя департамента новых бизнес-решений компании «Хуавей Украина», уже есть примеры внедрения вышеописанных технологий в строительство облаков в Испании (оператор Telefonica), когда из девяти ЦОД за счет консолидации удалось создать всего два датацентра. 

Облачные перспективы  

Движение в сторону облаков обусловлено тем, что все системы, которые ранее базировались на специализированом проприетарном оборудовании, постепенно переносятся на х86-серверы, а все критически важные для бизнеса приложения строятся на базе виртуальных машин, отмечает Александр Сербин. Поэтому решение для управления ЦОД разработано не только для поддержки классических ИТ-приложений, но и для поддержки NFV — виртуализации сетевых функций, ядра сети и дополнительных сервисов на единой платформе. За счет такого подхода повышается КПД и производительность, поскольку одни и те же ресурсы в зависимости от нагрузки используются для разных систем максимально эффективно.

 

Еще одно направление бизнеса Huawei — публичные облака. Фирменная платформа базируется на открытой системе Open Stack, с помощью которой заказчики могут строить собственные публичные облака. Благодаря применению открытого стандарта заказчик получает независимость от поставщика и вендора, а вместе с ней — и независимость от проприетарных технологий и навязанной ценовой политики.

«У нас есть опыт и успешные кейсы того, как начать зарабатывать на этом деньги, — говорит Александр Сербин. — Многие заказчики думают над тем, как вернуть инвестиции, вложенные в строительство собственного ЦОД. Мы владеем соответствующими методологиями, которые позволяют выполнить анализ рынка и разработать бизнес-план для каждого оператора и cloud-провайдера с учетом его абонентской базы, профиля, специфики деятельности».

Фактически операторы строят облака для более эффективного использования своих ресурсов, но при этом у них обычно появляется излишек вычислительных ресурсов, который они могут продавать сторонним клиентам. В самом простом варианте такой излишек ресурсов можно продавать как IaaS (то есть, продажа вычислительной мощности), примером такого подхода служит Amazon Cloud. Следующий шаг в эволюции облаков — PaaS, когда поверх физической инфраструктуры ставится определенная система по ее управлению и достаточно просто добавить свое ПО для работы. И самый верхний уровень — SaaS, когда провайдер продает приложения в облаке. Сегодня на мировом рынке самыми быстро растущими сегментами являются IaaS и SaaS.

Компания Huawei недавно успешно реализовала проект по построению облака в Deutsche Telekom. Дело в том, что в Германии недавно был принят закон, аналогичный Украине, согласно которому определенные данные должны находиться в самой стране. Оператор построил свой собственный ЦОД и начал продавать другим его ресурсы другим компаниям, в том числе финансовым организациям. В результате Deutsche Telekom стал крупнейшим провайдером «облачных услуг» в Германии.  

Система BES для цифровой трансформации контент-сервис-провайдеров

В рамках саммита Huawei представила для украинских заказчиков систему поддержки бизнеса BES (Business Enabling System) — новое поколение инфраструктурного комплекса продуктов и решений, помогающих контент-сервис-провайдеру управлять интероперабельной цифровой экосистемой. BES отличается гибкостью, масштабируемостью, легкостью интеграции и множеством различных цифровых функций, необходимых для доставки новых услуг на рынок в очень короткий срок.

Текущий телекоммуникационный ландшафт определяется традиционными системами операционной поддержки бизнеса, построенными для пассивного обслуживания таких телекоммуникационных сервисов как голосовая связь, SMS и передача данных. Сложность интеграции сетей, ИТ-систем и инфраструктуры в совокупности с высокими темпами изменений в бизнесе представляет собой непростую задачу для контент-провайдеров. Huawei предлагает в качестве ее решения систему BES . Эта система обеспечивает биллинг (то есть, подсчет платы за услугу со стороны потребителя), provisioning (то есть, бесшовное предоставление услуги), при-интегрированные программные модули, API-менеджмент, технологии аналитики больших данных и другие функции. По сути, BES — это единая платформа управления для открытой партнерской экосистемы и гибкого операционного менеджмента. 

Поскольку экономика любой развитой страны сегодня движется в направлении диджитализации, компания Huawei заложила в основу BES комплексную технологическую стратегию для операторов под названием ROADS. Аббревиатура построена по первым буквам следующих терминов: Real time, On Demand , All-online, Do It Youself, Social.

Термин Real Time означает, что любые услуги, которые потенциально может потреблять абонент, должны быть доступны ему в режиме реального времени. On Demand — указывает, что эти услуги доступны по требованию, то есть, абонент сможет их получить тогда, когда захочет. All-online —означает, что сервисы предоставляются через интернет. Do it youself — подразумевает, что потребитель способен самостоятельно настроить себе услугу и не зависит от тарифного плана оператора. Наконец, Social обозначает «социальный» — поскольку сегодня абоненты все чаще общаются по социальным сетям, они могут делиться соответствующими рекомендациями.

Если операторские сервисы удовлетворяют требованиям всех пяти параметров, значит, работа оператора оптимально соответствует запросам конечного получателя, а его стратегия действительно нацелена на предоставление более качественного пользовательского опыта.

Система BES позволяет гибко доносить контент от провайдеров к потребителям и также быстро отправлять информацию по запросам от потребителей к оператору. То есть, обработка данных осуществляется с двух сторон. Соответственно, система является достаточно гибкой, и если надо добавить дополнительный контент, то это будет занимать секунды, а не часы или недели.

Кроме того, в комплект BES входит модуль Big Data Analitics, что позволяет намного лучше отслеживать поведение конечного пользователям, чем это делают поисковые системы типа Google.

Процесс работы с провайдером, поддерживающим BES, со стороны абонента выглядит следующим образом. Абонент самостоятельно конфигурирует пакет услуг с возможностью купить дополнительные услуги у оператора. Далее он сам определяет магазин, откуда забрать готовый продукт (если это физический товар). Программа интегрирована с приложениями 3-х сторон, поэтому абонент может оплатить покупку, скажем, бонусными милями от авиакомпании, или ввести подарочный промокод (если он есть), или заплатить с банковской карты. Кроме того, есть вариант комбинированного платежа из нескольких источников. После оплаты потребителю предоставляется возможность в любой момент отслеживать состояние своего заказа. В итоге заказчик и оператор получают продвинутую платформу для электронной коммерции, в основе которой лежит удобная технология подключения к провайдеру.