Кардинальное схлопывание ИТ-рынка заставляет компании принимать решительные меры по оптимизации расходов и повышению прибыльности. Среди таких мер можно назвать закрытие неприбыльных или неперспективных подразделений, сокращение персонала, акцент на самых прибыльных направлениях бизнеса, выход на новые, в том числе зарубежные, рынки и т. д.

В рамках нашего опроса мы предложили украинским ИТ-компаниям ответить на следующие вопросы: 

• За счет каких направлений бизнеса сегодня «живет» ваше компания? Стоит ли одномоментно закрывать неприбыльные направления бизнеса или же следует выждать?
• Как изменилась прибыльность вашего бизнеса? Какие меры вы предпринимаете, чтобы увеличить прибыльность?


Неприбыльные направления бизнеса: закрывать или не закрывать?

   Все направления бизнеса ABBYY Украина сегодня прибыльны, и о закрытии речи не идет. Конечно, динамика и тенденции развития разнятся. Но решение о том, стоит ли закрывать неприбыльные направления, зависит от двух факторов. Во-первых, от того, обладает ли компания ресурсами для поддержки неприбыльных на текущий момент направлений. И второе – от собственных ожиданий от изменений в этом сегменте. Ведь в кризис настроения пользователей меняются очень радикально, и неактивные сегодня направления могут выстрелить уже завтра. 


Решение о закрытии неприбыльных направлений принимается глобально на уровне штаб-квартиры. На украинском рынке пока ни одно из направлений не было закрыто, мы сегодня предлагаем весь портфель продуктов: телекоммуникационные решения операторов связи/услуг, сетевые решения для корпоративного заказчика, системы для обеспечения информационной безопасности, видеоконференцсвязь и телефония, системы беспроводных сетей и управления. 


 De Novo – сервисный оператор, поэтому мы получаем прибыль, прежде всего, от продажи услуг ЦОД и облачных сервисов. Рост этих бизнесов компенсирует потери нашего проектного направления, которое, как и у всех интеграторов, серьезно пострадало от негативной динамики рынка. 

В первом квартале мы закрыли направление ROC, поскольку у него не было никаких перспектив развития на фоне падающего рынка. Никаких других сокращений мы не проводили.  

Вообще, стоит ли закрывать неприбыльные подразделения или нет – универсального ответа на этот вопрос не существует. Для принятия решения необходимо оценить динамику развития конкретного направления, его функции в бизнес-процессах компании, потенциала сегмента рынка, на который это направление ориентировано, и т. д.


 В 2015 году наиболее популярной была бюджетная линейка источников бесперебойного питания 5Е, именно она обеспечила основную прибыль. В то же время продажи мощных трехфазных систем сократились из-за отсутствия или замораживания крупных проектов. Мы надеемся, что в следующем году проявит себя отложенный спрос. 

 

 Традиционно флагманом продаж Epson в Украине является линейка безкартриджных экономичных струйных принтеров и МФУ – Фабрика печати Epson. Данная серия получила признание украинского потребителя благодаря низкой стоимости владения устройством, себестоимости печати и производительности. Сегодня монохромные и цветные устройства серии Фабрика печати успешно работают в корпоративном и домашнем сегментах. Развивая успех применения струйной технологии без картриджей, компания Epson выпустила экономичную и производительную серию Epson WorkForce Pro RIPS для больших объемов печати.  

Несомненно, весомый вклад вносят продажи широкоформатных принтеров, сканеров, чековых и матричных принтеров, расходных материалов и проекционного оборудования. Все направления деятельности Epson, которые сегодня представлены в Украине, являются прибыльными.

 

  Все основные наши направления — ERP (IT-Enterprise), электронные торговые площадки, облачная ERP (Clobbi), электронный документооборот (SmartManager) – приносят доход компании. Кроме того, мы инвестируем в новые направления, которые будут востребованы в будущем.  

В этом году мы проводили организационные изменения в компании, которые были связаны с несколько «перегретым» рынком труда для ИТ-специалистов. Учитывая рост количества проектов в этом году, численность персонала увеличена на 27%. В том числе, мы трудоустроили ряд хороших специалистов с востока Украины.


   
 В нашей деятельности сложно проводить такое разделение. Например, если сейчас в закупку и внедрение серверных систем не инвестируют такие объемы средств, как два года назад, это не значит, что направление стоит закрывать. Многие компании нуждаются в оптимизации или технической поддержке этих систем. В любом случае, наш продукт – это услуга, раньше мы внедряли, разрабатывали, теперь — оптимизируем, обслуживаем. 

  

 Главным направлением остаются внутренние жесткие диски для ПК, СХД и систем видеонаблюдения. Не менее значимы для нас и портативные накопители, внешние настольные хранилища и, конечно, NAS.  

Пока в Украине нет направлений, которые мы бы планировали закрывать, хотя и есть некоторые незначительные ограничения по ассортименту. Например, дистрибьюторы предпочитают завозить сетевые накопители серии My Cloud EX без предустановленных дисков (хотя такая опция есть). Но мы уверены, что с улучшением экономической ситуации этот вопрос будет решен.

  

 Наиболее эффективным направлением в бизнесе компании является продажа решений для мобильной связи 3G, маршрутизаторов для сетей Metro-Ethernet и сетей доступа GPON для подключения домашних абонентов. Мы предлагаем также устройства для построения инфраструктуры SMART-Grid сетей, виртуализированные версии стандартных сетевых устройств и решения по предоставлению услуг абонентам сервис-провайдеров.  


 

   Основное направление нашей компании остается неизменным – это ИТ-интеграция. В этом году нам особенно повезло именно со сложными проектами, при реализации которых мы были вынуждены развивать новые компетенции. Одна из них – написание программных продуктов под автоматизацию бизнеса клиента. И сегодня мы являемся тем интегратором, который предлагает комплекс услуг, связанных с решением сложных ИТ-задач «под ключ».    


   Основное направление для нас — поставки и интеграция серверов, СХД, сетевого оборудования и ПО. Если направление является перспективными, но пока не приносит прибыль — это нормально. Главное иметь четкий бизнес-план развития и не ослаблять контроль.    


  В последние годы Microsoft переживает серьезную трансформацию. Наша главная стратегия —переход от бизнеса, ориентированного на продукты, к предоставлению услуг с использованием облачных сервисов, которые способны удовлетворить растущую потребность в мобильности, продуктивности и защите данных. 

За этот год многие компании убедились на своем опыте, что использование облачных решений позволяет существенно экономить на серверном оборудовании и его обслуживании, а также работать продуктивнее. Наши облачные сервисы – Microsoft Azure, Office 365, СRM Online продолжают набирать популярность, и в 2015 году рост в этом сегменте продолжился.  


 В связи с запуском 3G, для нашей компании актуально внедрение различных операторских решений по созданию соответствующей инфраструктуры и оптимизации передачи данных, доставки контента абонентам, проекты по развитию облачных сервисов, используемых как для корпоративных нужд, так и для абонентов.  

Важным  остается  внедрение передовых технологий по эффективному управлению ресурсами инфраструктуры для обработки и хранения данных: унифицированные СХД с продвинутыми технологиями по хранению и обработке данных от ЕМС, серверы архитектуры x86 от Сisco и НР, решения по виртуализации вычислительных ресурсов от VMware и Сisco, решения по переводу некоторых сервисов, например, резервного копирования, в облако. Кроме того, это проекты с внедрением продуктов сетевой безопасности и надежности, в частности, балансировщиков трафика от компании F5 Networks.  

Также для нас прибыльны долгосрочные контракты по техническому аутсорсингу, который сейчас все больше востребован в связи с повышенными требованиями к отказоустойчивости работы систем наших заказчиков. Что касается оптимизации штата, мы частично обновили команду продавцов, усилив и укрепив таким образом свои позиции по всем нашим постоянным направлениям.

Считаем, что неприбыльные направления необходимо закрывать и двигаться вперед, динамично реагируя на все изменения рынка, развивая новые актуальные направления бизнеса. 


Как повысить прибыльность компании?


  В продуктовых направлениях нашего бизнеса мы пользуемся инструментами интернет-маркетинга и прямой коммуникации с потребителями. Затраты на такую работу сравнительно невелики.  
По направлению 1С (внедрение систем по автоматизации учета и управления) мы провели работу по улучшению основных показателей «здоровья» этого бизнеса. Речь идет о прибыльности на человека, загрузке в часах и так далее. Сегодня эти показатели стали даже лучше, чем до кризиса.

  

 Мы смогли улучшить прибыльность бизнеса по сравнению с 2014 г. вопреки произошедшему обвалу рынка. Активное продвижение растущего бизнеса и R&D для нас можно назвать ключевыми направлениями нашей работы по наращиванию доходов компании.  

  

  По причине не очень хорошого состояния рынка в Украине прибыльность отдельных проектов уменьшается. Увеличение общей прибыли в нашей компании достигается за счет роста числа проектов и выхода на новые рынки. Например, в этом году мы выполнили ряд проектов в странах ЕС.  


 Рынок ПК продолжает падать, а это усиливает конкуренцию среди производителей жестких дисков. Ценовые войны никогда не повышали маржинальность. Именно поэтому мы уже не первый год развиваем рынок сетевых хранилищ – он имеет большой потенциал, кроме того, WD уже заработала имя в этой сфере.  



 Согласно прогнозам IDC, падение рынка в 2015 году составит 42%. По категориям наименьшее падение показывает направление ИТ-услуг (-28%), а больше всего сократились объемы продаж оборудования (-46%). Тем не менее, такие результаты не говорят о смещении тенденций на рынке в сторону услуг и сервисов, а лишь свидетельствуют о меньшей доле в общем объеме рынка.  

Оборот компании на сегодняшний день озвучить точной цифрой не представляется возможным, поскольку результаты отчетности за 9 месяцев не будут отображать реальной ситуации за год, что связано с закрытием множества контрактов в последние месяцы года, расчетами по отсроченным договоренностям и т.д. В целом, по нашим позитивным прогнозам доход компании за 2015 финансовый год составит приблизительно 350 млн. грн.  

Сегодняшние реалии рынка повлияли на портфель решений компании, соответственно, наибольшие ресурсы направляются на те продукты и сервисы, которые пользуются популярностью именно сейчас. Такими решениями сегодня являются облачные технологии, системы безопасности, сервисная поддержка, аутсорсинг, бизнес-приложения. В «продвинутых» компаниях, например, из розничной и банковской сферы, востребованы современные речевые технологии, которые еще остаются новинками для нашего рынка. Информационная безопасность сегодня входит в ТОП-5 приоритетов украинских компаний, но не является единственным. Что касается предпочтений и спроса, то на первом плане у корпоративного сегмента остаются облачные технологии, кроме того, заметен тренд развития «услуг как сервиса», аутсорсинга, технической поддержки.


    С ростом конкуренции снижается и прибыль, поэтому мы пытаемся осваивать новые направления и ниши рынка, увеличивать долю услуг и т.д. 


 Оборот компании в прошлом году снизился на 30 %, аналогичное снижение мы ожидаем и в 2015. Урезание бюджетов на ИТ, общая тенденция отложенного спроса, отток за рубеж качественных специалистов и, как следствие, растущая конкуренция — вот основные составляющие текущей рецессии. По нашему мнению, ИТ-компании работают сегодня под девизом «удержаться». Поддерживать доходность бизнеса можно за счет уникальных нишевых решений, поиска новых партнерских альянсов и собственных разработок, избегая таким образом конкуренции.  

(читать часть I:  ИТОГИ ГОДА 2015: достижения, события, прогнозы)
 
(читать часть III: ИТОГИ ГОДА 2015: факторы спроса, проекты, индустрии)