Интенсивное развитие финансового сектора в нашей стране привело к появлению совершено новых услуг и форм обслуживания клиентов. В первую очередь это — безналичные расчеты, осуществляемые с применением пластиковых карточек, совершенно новые формы взаимодействия «Банк — Клиент», расчеты между банками страны, использование телекоммуникационных систем для осуществления международных банковских операций, электронная биржевая торговля.

Развитие и внедрение электронных систем предполагает применение новейших банковских коммуникаций, причем, если электронная почта и специализированные телекоммуникационные сети развиты более-менее хорошо, то использование всемирной банковской системой SWIFT и электронных систем расчетов между отечественными и зарубежными банками практически не осуществляется.

Все большее значение приобретает предоставление финансовых услуг онлайн, иначе говоря — интернет-банкинг. Зайдя на сайт банка (а это можно сделать даже с мобильного телефона или смартфона), клиент получает возможность получить любую интересующую его информацию о своих счетах, уточнить правильность реквизитов, указанных предполагаемым партнером, произвести любые доступные операции с пластиковой картой, причем все эти услуги не требуют присутствия сотрудника банка.

Особое место в финансовой сфере всегда занимала задача обеспечения безопасности разработки и эксплуатации банковских систем. По мере внедрения интернета в систему обслуживания эта проблема становится более острой. Поэтому к системе защиты теперь предъявляется более широкий спектр требований.

В борьбе за потребителя банки вынуждены повышать качество сервиса. Ведь для клиента важны, прежде всего, скорость, простота и качество услуг. Отвечая требованиям отрасли, ИТ-компании выходят на рынок с новинками в области интернет-технологий и мобильных приложений. Но как бы того ни хотели клиенты банков, посещения офисов финансовых организаций им все же не избежать. Ведь существует множество услуг, требующих присутствия клиента в банке — оформление ипотеки, различных нетипичных и дополнительных соглашений и т. д. Основная масса клиентов стремится воспользоваться услугами филиала банка, расположенного поблизости от места работы либо места жительства. Это приводит к увеличению числа территориальных филиалов и отделений, в которых банк должен обеспечить клиентам высококачественный сервис.

Курс – на оптимизацию

Информационные технологии значительно влияют на повышение привлекательности банков в глазах пользователя, прежде всего, благодаря повышению скорости, с которой осуществляется обработка документации. Привлекательность коммерческих банков растет так же за счет того, что использование Интернета позволяет каждому пользователю строить свое взаимоотношение с банком на основе личных предпочтений и экономических условий.

За время кризиса бизнес, в том числе и банковский, научился более основательно подходить к расходам и экономить там, где только возможно. И с этой точки зрения одной из главных задач сегодня является оптимизация ИT-инфраструктуры в целях снижения ТСО (Total cost of ownership — совокупной стоимости владения). Однако никто не отменял и той единственной цели, ради которой существует бизнес, — получение большей прибыли. Для этого, наряду со снижением издержек, необходимо наращивать доходность: привлекать больше новых клиентов, удерживать прежних и стимулировать их к новым и новым покупкам, что влечет использование все более современных, продвинутых ИT-решений. Банковским ИT-подразделениям в свою очередь приходится решать сложную задачу — объединить новации и уже существующие решения в единую инфраструктуру, достаточно гибкую и подвижную, чтобы обеспечивать на 100% текущие потребности бизнеса и перестраиваться в зависимости от их изменения. Оптимизация затрат и повышение эффективности эксплуатации ИТ-активов стали одним из основных приоритетов для менеджеров, кстати, независимо от индустрии, которую они представляют.

Приоритетные ИТ-проекты в банках

Вывод на рынок новых продуктов и изменение условий предоставления сервисов всегда связано с определенной долей риска: клиенты банка могут не оценить новшество или оценить вовсе не так, как предполагала служба маркетинга. Ошибки в банковской деятельности обходятся слишком дорого, особенно когда на рынке становится тесно. Тем больший интерес кредитные организации проявляют к инструментам бизнес-анализа.


Как видно на диаграмме, иностранные и отечественные лидеры сосредоточены на повышении операционной эффективности. Источник: MarketVisio, 2012

По мнению экспертов, аналитические системы должны соответствовать двум основным требованиям. Первое — способность поддерживать очень крупные объемы данных, в том числе неструктурированных, а также возможность сопряжения с любыми АБС, включая устаревшие DOS-приложения. Второе — гибкость при настройке алгоритмов преобразования и формирования отчетов, наличие определенных процедур (например, проверка данных на непротиворечивость на любом этапе загрузки, их выгрузка в специализированные системы статистического анализа и прогнозирования), а также решений для автоматизации обязательных отчетных форм и типовых систем для управленческой отчетности.

В то же время, по оценкам специалистов, при внедрении аналитических систем зачастую возникают проблемы, связанные с процессом сбора первичных данных в аналитическую систему. Их низкое качество они определяют как «настоящий кошмар». Главная проблема, которая всегда была более чем актуальна для автоматизированных систем управления буквально с момента их создания, состоит в том, что аналитическое приложение не позволяет сделать правильные выводы, если занесенные в него данные неточны, неполны и недостоверны (а иногда и просто искажены). Поэтому, прежде чем выгружать в хранилище данные, приходится делать своего рода генеральную чистку — исправлять ошибки, неточности, просчеты или искажения, допущенные при вводе в операционную систему.

На сегодняшний день, можно выделить три технологических направления для банков: дистанционное банковское обслуживание, аналитика, предназначенная для повышения эффективности банковских операций, и облачные технологии. Возможности облачных вычислений и аренды различных технологических решений (IaaS, SaaS, PaaS) открывают банкам новые горизонты для сокращения расходов на собственную инфраструктуру, оборудование рабочих мест и т.п. Число банковских операций увеличивается, сложность процессов возрастает, контролируемых параметров становится больше и вся эта «лавина» показателей необходима менеджменту для анализа эффективности бизнеса, для того, чтобы мгновенно реагировать на события рынка. Мобильные и интернет-сервисы с одной стороны обеспечивают удобство клиентам при пользовании финансовыми сервисами, с другой – позволяют банку снизить себестоимость проводимых операций, сократить расходы на собственный персонал.

ИТ как средство конкурентоспособности банка

Какими же ИТ-системами должен располагать банк, чтобы его можно было называть современным и конкурентоспособным? Во-первых, централизованным, это предоставляет большие возможности в обслуживании клиентов. Во-вторых, он должен предоставлять клиенту услуги электронного банкинга. Конкретный же набор ИТ-систем внутри централизованной системы зависит от величины банка и его специализации.

Интеграция этих ИТ-систем — тоже необходимое условие. Например, ИТ-систему риск-менеджмента следует интегрировать в организацию банка, иначе она не будет эффективна, поскольку риски пронизывают всю деятельность банка.

Как видим, в банковской ИТ-инфраструктуре все тесно переплетено. Различные системы не могут существовать сами по себе, их надо выстроить в четкую единую схему, ведь это — основа эффективности. И поскольку всю деятельность банка должна пронизывать клиентоориентированность, важное значение имеют системы типа CRM.

Дальнейшие ключевые шаги по развитию ИТ в банковской сфере связаны с расширением функционала систем, предоставлением дополнительных возможностей и процессами интеграции. Активно будет развиваться интернет-банкинг для физических лиц. Инвестировать в это направление выгодно, поскольку в итоге банки снижают затраты на обслуживание, им не нужно строить и содержать большую сеть офисов. Особое внимание будет уделяться вопросам безопасности. Банк обязан защищать информацию на своей стороне, а пользователь услуг — на своей.

Общие задачи ИТ в банках на ближайшее будущее подразумевают интеграцию приложений на качественно новом уровне, усовершенствование фронт- и бэк-офисных систем. CRM станет обязательным компонентом фронт-офиса, спрос на системы оптимизации бизнес-процессов (BPM) также будет расти. Стоит отметить и управление ИТ-инфраструктурой, оптимизацию инвестиций в нее, поддержку мобильного банкинга.

Автор статьи: главный консультант отдела разработки системных решений «ЭС ЭНД ТИ УКРАИНА»