Система управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) стала практически стандартом для всех профессионалов, работающих с клиентами. Торговый представитель, менеджер по продажам, рекламный агент — все они активно вносят и потребляют информацию из CRM. Но при этом мало кто откажется от возможности быстро и легко внести заметки по встрече «на ходу», не возвращаясь в офис. Тем более, что найти нужный номер телефона клиента и сразу же позвонить ему, конечно же, проще на смартфоне, чем на настольном ПК.
Таким образом, преимущества мобильного CRM очевидны. Но есть и недостатки: относительно небольшие размеры дисплея и ввод информации с сенсорного экрана, как правило, одним пальцем замедляют пользование системой. Но насколько эти факторы являются решающими при работе с подобными приложениями?

Для ответа на этот вопрос была проведена тестовая эксплуатация системы SugarCRM на смартфоне. Выбор именно этой системы обусловлен тем, что SugarCRM (едва ли не единственная) предоставляет пробный облачный сервис сроком на 7 дней с уже заполненными таблицами и возможностью добавлять и редактировать собственные записи. То есть, фактически вы получаете полностью функциональную систему, которой можно немедленно пользоваться.

Стоит отметить, что SugarCRM поставляется в нескольких редакциях, самая популярная — это бесплатная версия Community Edition. Однако мобильный клиент SugarCRM не доступен в этой версии, и поставляется уже в рамках базового функционала в коммерческих версиях, начиная с Professional. Мобильный клиент работает как на iOS, так и Android. Однако в украинских условиях более предпочтителен, пожалуй, второй вариант. Во-первых на рынке представлен огромный выбор аппаратов с размером дисплея и функционалом на любой вкус. Во-вторых, средняя цена Android-устройства все же гораздо ниже, чем iPhone.

Для удобства работы с SugarCRM мы решили подобрать смартфон с дисплеем размером выше среднего — Prestigio MultiPhone 4300 DUO. Приведем краткую характеристику смартфона: поддержка двух SIM-карт, IPS-дисплей диагональю 4,3 дюйма и разрешением 800х480 точек, работа в сетях 3G благодаря поддержке стандартов GSM 850/900/1800/1900, WCDMA 2100 (такой смартфон будет без проблем работать по всей Европе, но не в США, поскольку там задействованы частоты UMTS 850, UMTS 1900). Вычислительный блок — одноядерный процессор Cortex A9 с частотой 1 ГГц, графическое ядро PowerVR SGX Series 5 и 512 Мбайт оперативной памяти, объем встроенного накопителя равен 4 Гбайт. На устройстве установлена операционная система Android 4.0 IceCream Sandwich.

При цене около 200 долл MultiPhone 4300 DUO можно отнести скорее к бюджетному сегменту. Тем не менее, это достаточно качественная «рабочая лошадка», которая вполне подойдет для рядовых сотрудников корпораций. Тем более, что производительности гаджета вполне достаточно для выполнения повседневных задач, связанных с просмотром корпоративной почты, доступа к рабочим веб-приложениям и т. д.
Процедура регистрации для получения пробного доступа к SugarCRM занимает буквально одну минуту, после чего на почту приходит письмо с веб-адресом для доступа к сервису, пароль и логин. Для работы с SugarCRM используется веб-браузер, таким образом, программа практически не отнимает вычислительные ресурсы. Более того, для удовлетворительной работы с CRM достаточно даже устаревшей на сегодня технологии мобильного интернет-доступа EDGE. Хотя намного продуктивнее работать через WiFi или скоростной 3G.

Достаточно большой дисплей MultiPhone 4300 DUO позволяет весьма комфортно работать с интерфейсом SugarCRM. Сенсорный дисплей гаджета качественно отрабатывает нажатия, поэтому ввод информации не представляет проблем. Есть правда одно «но»: в некоторых формах нижняя строка меню довольно близко расположена к кнопкам Create, Save, Edit, поэтому весьма легко промахнуться. И это оплошность разработчиков, которые не вполне учитывают особенности смартфонов. Так, экраны с диагональю до 4,0’’ будут выдвигать высокие требования к «прицельному» нажатию.

Стоит ли использовать смартфон с большим экраном и более производительным процессором для работы с CRM-системой? Пожалуй нет, после определенного периода адаптации работа с приложением становится вполне комфортна. Тем более, что вычислительных возможностей смартфона хватает «с головой» для данного приложения. Таким образом, общая оценка использования CRM-системы на MultiPhone 4300 DUO позитивна: игра стоит свеч.