Зачем нужен мобильный клиент для CRM-системы?
Мобильный CRM позволяет решить две важных задачи:
2. Снизить непродуктивные расходы времени квалифицированного персонала. Например, хороших продавцов всегда мало, а их время – очень ценно, чтобы быть потраченным не на продажу.
Чаще всего CRM-системой пользуются те, кто работает с клиентами, и это очевидно. Торговый или медицинский представитель, менеджер по корпоративным продажам, руководитель отдела — все они активно вносят и потребляют информацию из CRM. Но при этом редкий менеджер откажется от возможности быстро и легко внести заметки по встрече «на ходу», не возвращаясь в офис. А найти нужный номер телефона клиента уж тем более проще на смартфоне, чем на ноутбуке.
Если приведенные выше ситуации являются для Вас желаемыми, но пока не реализованными, то материал данной статьи может быть весьма полезным. Независимо от того, владеет ли Ваша компания CRM-системой или только подбирает — после изучения материала Вы сможете сделать выводы об оптимальной по всем показателям платформе или взять на заметку информацию о существующих. Первым делом, мы обсудим требования, которые следует предъявлять поставщику мобильного CRM-приложения. После этого рассмотрим доступные в Украине CRM системы, предусматривающие в своих решениях мобильный CRM.
Требования к мобильному клиенты CRM-системы
1. Работа в offline-режиме. Скорость работы мобильного интернета местами оставляет желать лучшего (даже несмотря на его, казалось бы, повсеместное проникновение). Поэтому возможность работы в асинхронном режиме обмена данными с центральным сервером, или другими словами — возможность работы без наличия интернета, но с автоматической синхронизацией при наличии связи, может стать критичной. В таком режиме часть данных хранится на самом устройстве менеджера, а это, в свою очередь, делает обязательным приведенное ниже условие.
2. Безопасность и защита данных в случае его кражи или потери. В такой неприятной ситуации будет полезна возможность установить на сервере команду на удаление данных по просьбе пользователя системным администратором компании. При попытке просмотреть корпоративную информацию, система сотрёт данные на устройстве и ущерб может быть минимизирован.
4. Возможность расширения функционала. CRM-система внедряется на 5-7 лет, и за указанный период она должна окупить вложенные деньги. Однако, бизнес не стоит на месте, он все время развивается, а значит за эти годы могут поменяться требования и к самой CRM, и к её мобильным приложениям. Поэтому важно, чтобы средства настройки распространялись как на стационарного клиента, так и на мобильное приложение. В таком случае, затраты на внесение и поддержку изменений в CRM будут низкими, а эффективность работы — высокой.
5. Интеграция со встроенными сервисами мобильного гаджета. Важную роль играет возможность интеграции:
- адресов e-mail с почтовым клиентом
- веб-адресов с браузером
- географических адресов с картографическим сервисом и т. д.
Если мобильное приложение позволит воспользоваться данными CRM-системы с помощью одного-двух кликов, то лучшей мотивации для продавцов позаботиться об актуальности данных заказчиков в CRM-системе просто быть не может.
Мобильный CRM в Украине
На мировом рынке представлено достаточно большое количество CRM-систем, но только часть из них доступна в Украине. Еще меньшая часть — обладает мобильными клиентами под различные гаджеты. Популярные у нас CRM-системы 1С и Terrasoft их пока что не имеют, а вот Microsoft, Oracle и SugarCRM уже могут похвастаться наличием подобной функциональности. Рассмотрим их более подробно.
На данный момент Microsoft предлагает клиент для мобильного браузера Mobile Express. С его помощью пользователи получат доступ к стандартной функциональности CRM-системы. Но работает такой клиент исключительно в online режиме (требуется интернет-соединение). Так как ОС мобильных устройств в первую очередь направлены на работу с приложениями, то на CRM-системы также распространяются общие навыки работы с мобильным устройством. Вдобавок приложение на смартфоне/планшете всегда использует вычислительные мощности самого устройства для более удобной работы (например, контекстных подсказок), поэтому скорость и комфорт работы в CRM-приложении выше, чем использование мобильного клиента, что актуально для CRM от Microsoft.
Oracle Siebel
SugarCRM
Мобильный клиент работает как на iOS, так и Android. По функциональности он отвечает всем изложенным в первой части статьи требованиям, за исключением работы в offline-режиме. Данная опция доступна в приложении Mobile Plus, а само приложение обладает более развитым интерфейсом пользователя. Корпоративные заказчики, заинтересованные в максимальной защите своих данных, оценят поддержку Blackberry в Mobile Plus. Подключить этот мобильный клиент можно за дополнительную плату в редакции Professional, а начиная с Corporate он поставляется по умолчанию.
Разумеется, в рамках одной статьи невозможно описать все тонкости и нюансы каждого мобильного клиента отдельно взятой CRM системы. Цель статьи — дать общее понятие о доступных в Украине CRM системах с мобильными клиентами и, что самое важное, понять нужна ли вам такая опция. А если решите, что нужна, то список требований станет первичным чек-листом, который поможет застраховать от поспешного (и, возможно, неверного) выбора. Детальную информацию всегда можно получить на сайтах вендоров. Если же требуется более глубокий анализ, например, того факта, будет ли эффективным применение мобильного клиента в вашем бизнесе и как это отразится на росте продаж, то мы будем рады помочь.
Автор статьи — генеральный директор компании INTEGROS (www.integros.com.ua)