Не так давно PCWeek.ua опубликовал интервью с исполнительным директором KM Core USA Ренди Смитом, в котором он поделился перспективами развития бизнеса «американской доч ки» KM Core в Кремниевой Долине. Вскоре PCWeek/UE удалось встретиться непосредственно с Президентом и основателем материнской компании — Евгением Уткиным. Летать за океан не пришлось, ведь главный офис KM Core находится в Киеве.

PCWeek/UE: С момента ребрендинга «Квазар-Микро» в сентябре прошлого года прошло полгода, а в качестве управляющей компании KM Core существует всего год. Чего удалось достичь за это время?

ЕВГЕНИЙ УТКИН: Прежде всего хочу отметить успех нашей портфельной компании De Novo — сейчас она уже хорошо известна на рынке благодаря действующему современному датацентру уровня TIER III+. Думаю, его услуги будут востребованы, поскольку спрос на услуги IaaS (Инфраструктура как услуга) растет. Привлечение в De Novo Intel Capital и International Finance Corporation (IFC) в качестве миноритарных инвесторов — это уникальный случай для украинского рынка. Поддержка мировых игроков такого уровня свидетельствует о высоком потенциале компании.  

Среди других уникальных для постсоветского пространства проектов отмечу еще одну компанию из нашего портфеля — POLYTEDA. Она специализируется на разработке системы автоматического проектирования (САПР) для физической верификации микросхем. Современные микросхемы состоят из миллиардов транзисторов, десятков слоев и десятков миллиардов объектов на каждом слое. Перед изготовлением шаблона нужно проверить, правильно ли все спроектировано, соответствует ли требуемой спецификации. Такой процесс и называется физической верификацией. Верификация топологии микросхем, произведенных по технологии допустим 28 нанометров, с применением известных продуктов может длиться более недели. Мы поставили себе задачу — не более 12 часов, чтобы не нарушать ритм разработки.

Объем рынка EDA (Electronic Design Automation), составляет примерно 5 млрд. долл. На нем доминируют четыре основных игрока: Mentor Graphics, Cadence, Magma Design Automation и Synopsys. PowerDRC, продукт POLYTEDA может коренным образом поменять ситуацию на рынке микросхем, с топологическими размерами менее 65 нанометров.

Основанная двумя бывшими студентами КПИ, Игорем Лопаненко и Владимиром Марчуком, компания разработала уникальный алгоритм, который в несколько раз более быстродействующий и точный, чем у лидеров индустрии. Сегодня мы сформировали в Кремниевой Долине команду профессиональных менеджеров, которые занимаются продвижением продукта PowerDRC в Северной Америке, Японии, Юго-Восточной Азии.

PCWeek/UE: Почему KM Core инвестирует исключительно в высокотехнологичные компании?

Е.У.:
Холдинг KM Core управляет активами в отраслях высоких технологий, которые традиционно были близки людям, стоявшим у истоков компании «Квазар-Микро». Я имею в виду такие направления, как ИТ, телекоммуникации, разработки программного обеспечения, микроэлектронику. После нашего вхождения в компанию Pellet-Energy к этим сферам добавилась альтернативная энергетика.

Мы не являемся традиционной инвестиционной компанией или фондом по управлению чужими деньгами. Наш холдинг инвестирует собственные средства и осуществляет управление входящими в его состав компаниями.

PCWeek/UE: Вы упоминали, что рассчитываете на популярность услуг коммерческих ЦОД в будущем. Получается, появление компании De Novo на нашем рынке было преждевременным?

Е.У.:
Я считаю, что проект ЦОД De Novo опережает развитие украинского рынка высоких технологий, равно как и все остальные наши проекты, которые мы реализовали начиная с 1990-го года. В этом и состоит наша стратегия — всегда быть на шаг впереди, вместо того, чтобы плыть по волнам отстающего, бедного на инновации рынка.

PCWeek/UE: Какие задачи выполняет офис вашей компании в США?

Е.У.:
Его основная задача — поддержка продаж наших портфельных компаний KM Ware Solutions, KM211 и POLYTEDA. (Напомню, что КМ Ware Solutions специализируется на создании программного обеспечения, а КМ211 — это один из ведущих российских дизайн-центров микроэлектроники). Вторая функция — это развитие бизнеса. Находясь в сердце Кремниевой Долины, мы наблюдаем, как развивается интересная для нас индустрия высоких технологий.

PCWeek/UE: Вы видите для себя конкурентов здесь в Украине?

Е.У.:
Я давно говорил и продолжаю придерживаться этого мнения, что украинской конкуренции нет как таковой. Конкуренция — глобальна, особенно в нашем секторе. В каждом из направлений, которыми мы занимаемся, есть сильные конкуренты, и это хорошо. Плохо, когда конкуренции нет вообще.

PCWeek/UE: Вам приходилось испытывать какие-либо сложности, связанные с оформлением патентов на авторские разработки? Насколько это легко осуществить в мире высоких технологий?

Е.У.:
Это всегда сложно. Приведу несколько тенденций, которые мне приходится наблюдать. У меня был опыт работы в публичной компании. Такого рода компании, как известно, должны каждые три месяца публиковать квартальную отчетность — инвесторы очень тщательно следят за показателями каждого квартала. При таком подходе тяжело сохранить инновационность бизнеса, у менеджеров другая мотивация — им главное выполнить квартальный план. А ведь цикл R&D при разработке нового продукта составляет в среднем три года, стоимость — несколько миллионов долларов.

Второй тренд заключается в том, что на рынке появились так называемые «патентные тролли». Они патентуют все подряд, любую интеллектуальную собственность, а потом судятся с реальными владельцами.

Наконец, оформление любого патента занимает много времени, нервов и денег, а вам нужно заниматься разработкой вашего нового продукта и не тратить время на юридические детали. Поэтому патентование в современном мире важно, но в инновационном бизнесе оно уже изжило себя.

PCWeek/UE: Вы пытаетесь перенести в нашу страну опыт Кремниевой Долины, где компании-ангелы ищут интересные бизнесы и инвестируют в них деньги?

Е.У.:
Пытались и продолжаем пытаться — однако Украина еще не полностью созрела для венчурного бизнеса. В Украине и России инвесторам приходится очень сильно вовлекаться в операционный бизнес. В Кремниевой Долине все намного проще, там после окончания МВА все говорят на одном языке. Инвестор, топ-менеджмент, работники и, безусловно, заказчики находятся в «одной лодке», у них есть общая прагматичная цель, и они к ней движутся. В нашей стране люди путают роли и не понимают друг друга с точки зрения бизнеса.

В нашем регионе все ИТ-компании имеют одинаковую историю. В них вы редко увидите наемных топ-менеджеров — обычно их роль выполняют основатели компаний. Все это очень мешает венчурному бизнесу, ведь он подразумевает работу с институтом «серийных» CEO, то есть наемными менеджерами. CЕO несколько лет может поработать в одной компании, вывести ее, например, на биржу или на новый этап развития, затем перейти в другую компанию и т.д. Я пока не знаю подобных примеров ни в России, ни в Украине.

PCWeek/UE: Как вы оцениваете роль государства в развитии инноваций?

Е.У.:
Позитивная тенденция заключается в том, что с 1 января принят закон, смягчающий налогообложение для разработчиков программного обеспечения. Этот шаг со стороны правительства призван дать реальную возможность нашим компаниям работать в одинаковых условиях с конкурентами — из Индии и Китая.

Первоочередная задача государства состоит в обеспечении рынка специалистами, имеющими хорошее образование. Я говорю и о гуманитарных науках, и о технических дисциплинах — математики, физики, химии и т.д. Также для специалистов в сфере высоких технологий очень важно глубокое знание английского языка. Очень важно, чтобы работали два полушария. В Украине таких специалистов пока не хватает, старое советское образование уже разрушено, а новое не вполне конкурентоспособно.

PCWeek/UE: Ваши планы по развитию бизнеса в этом году?

Е.У.:
В 2010 г. мы составили серьезный инвестиционный портфель, и в этом году его предстоит развивать. Для нас это первоочередная задача.

PCWeek/UE: KM Core развивает в Украине целый ряд социальных проектов — Jazz in Kiev, «ГогольFest», «Мастер Класс» и другие Что это — попытка помочь ближнему своему, сделать мир лучше, дань моде? 

Е.У.:
Культура — естественная потребность любого нормального человека. Модно ли это? Не знаю, я буду счастлив, если это станет модным. Компаний и людей, которые поддерживают культуру бескорыстно, не делая на этом рекламу, — очень мало. Кроме того, джаз по своей сути очень близок к хай-теку. Например, в Киеве есть проект «Джаз по средам». В его рамках каждую среду в «Мастер Классе» выступают невероятно талантливые молодые джазовые музыканты. Вечера ведет чрезвычайно популярный в джазовой тусовке Алексей Коган. Я много езжу, люблю джаз, постоянно бываю во многих легендарных клубах и могу сказать, что уровень наших музыкантов — и джазовых, и классических — просто фантастический. Они входят в десятку лучших мировых талантов. g