Некоторое время назад известный производитель головных гарнитур в области Унифицированных Коммуникаций Plantronics обнародовал исследование под названием «Как мы работаем: Коммуникационные тренды бизнес-профессионалов» («How We Work: Communication Trends of Business Professionals»), в котором анализировалось изменение привычек работников компаний в использовании каналов коммуникаций за последние пять лет. Я согласен с общим выводом исследования Plantronics, который гласит, что традиционные средства более связи, такие как email и телефон, играют такую же важную роль, как и ранее. Однако мне интересно, чем можно объяснить недостаточную популярность новых каналов коммуникаций: корпоративной политикой, недостаточным знанием или слабым желанием пользователя попробовать новые инструменты.

Неудивительно, что Plantronics обнаружил, что e-mail и телефон остаются наиболее предпочитаемыми инструментами для продуктивности и достижения успеха в бизнесе. С другой стороны, такие средства как мгновенный обмен сообщениями (IM, Instant Messaging), видеоконференции/совместная работа и социальные сети также могут присутствовать в арсенале пользователям, но не считаются критически важными.

Одним из пробелов, который я обнаружил в исследовании, была оценка того, который инструмент является более важным для внутренних корпоративных коммуникаций, а какой — для внешних коммуникаций с заказчиками и партнерами. С моей точки зрения, набор средств сейчас радикально различается для каждой из вышеуказанных задач, равно как и для моей персональной жизни. Я подозреваю, что аналогичная ситуация сложилась и для респондентов, взявших участие в опросе.

Когда я начинал работать в eWEEK семь лет назад, электронная почта однозначно была основным способом коммуникаций, однако через несколько лет я обнаружил, что предпочтения заметно изменились. Быстрая оценка моего почтового ящика показала, что пик использования почты наблюдался в 2006, с тех пор число писем сократилось приблизительно на 40%, как для входной, так и выходной корреспонденции.

Поскольку все сотрудники eWEEK Labs некоторое время назад переехали в один офис, то для обмена информацией вместо электронной почты мы стали использовать импровизированные личные встречи и средства Instant Messaging. Однако, все это не так сильно повлияло на внешние каналы коммуникаций с нашими партнерами и заказчиками, хотя спад в использовании e-mail и здесь почти такой же значительный — около 25%. Во многом этот спад был обусловлен моим предпочтением выяснять вопросы по телефону, кстати, по причине перехода на VOIP-технологии (Voice over IP) два года назад. Я нашел, что наши старые TDM-телефоны были весьма нефункциональными в использовании, поскольку новые системы позволяли мне иметь доступ к входящим звонкам будь то за рабочим столом, в лаборатории или на ходу. В результате, меня теперь намного легче поймать по телефону.

Наоборот, в своей личной жизни я никогда не использую телефон и предпочитаю вообще не использовать e-mail. Вместо этих средств я обнаружил, что Facebook, IM и SMS позволяют мне намного лучше поддерживать контакт с моими друзьями и одноклассниками.

Компании, которые никогда не формулировали единой стратегии относительно каналов коммуникаций, широко используемых сотрудниками для персональных целей, однако пассивно позволяющих их использование, обнаружат, что выбор инструмента каждым из работников является спонтанным и вряд ли оптимальным в целом. Если не все члены компании «на борту», то канал коммуникаций теряет смысл, ведь те, кто «за бортом», часто используют другие средства.

Например, многие специалисты используют бесплатные публичные средства класса Instant Messaging, однако один служащие пользуются AIM, другие — MSN, третьи — ICQ, четвертые — вообще ничем. Если в компании не поддерживается единый реестр IM-контактов и IM-псевдонимов, то имеет ли хоть какую-то ценность данный канал коммуникаций для компании в целом? Да, небольшие коллективы выиграют от гибкости, обеспечиваемой таким каналом связи, однако им будет тяжело расширить этот выигрыш в дальнейшем.

Так что, независимо от числа каналов коммуникаций, именно от компании зависит то, как она построит единую стратегию по использованию этих каналов. В противном случае, она никогда не получит экономии затрат и увеличения продуктивности.

  Полный материал, посвященный исследованию Plantronics, можно прочитать здесь.