Когда в 2008 г. начался экономический спад, ИТ-директоров не обвиняли в том, что они к нему не готовы, однако если через год-полтора нас настигнет вторая волна кризиса, их вряд ли простят во второй раз, считает аналитическая компания Gartner.

В мае 2010-го инвесторы выразили сомнения в близком оздоровлении мирового фондового рынка. Причиной послужила возможность дефолта в некоторых странах из-за неспособности выплатить огромные долги, высокий уровень безработицы, падение цен на недвижимость, ограниченный доступ потребителей и предприятий к кредитам, укрепление уверенности в том, что в нынешнем году вряд ли начнется стабильный экономический рост, и множество других факторов.

Несмотря на такие неблагоприятные обстоятельства, многие экономисты считают, что 2010-й и следующие годы станут периодом постепенного восстановления и роста. Однако будущее остается неопределенным, и в связи с этим ИТ-директорам следует предпринять четкие и решительные действия, а именно, включить в текущие планы подготовку ко второй волне кризиса.

По мнению Gartner, одна лишь потенциальная возможность нового спада уже является достаточно веской причиной для того, чтобы ИТ-директора начали планировать действия на этот случай. Однако большинство из них пока не имеет четкой стратегии.

Аналитики считают, что сейчас ИТ-директора имеют уникальную возможность подготовиться к очередному кризису, составив соответствующий план. По их словам, в последнее время возникают вопросы и даже сомнения относительно скорейшего восстановления экономики. Но в нынешнем году у ИТ-директоров есть большое преимущество. Впервые в истории ИТ-отрасли более 90% руководителей ИТ-отделов имеют свежий и практический опыт борьбы с кризисом. Gartner призывает закаленных испытаниями ИТ-директоров применить свой недавно обретенный опыт для того, чтобы заранее подготовить свои предприятия на тот случай, если черед год-полтора случится второй этап мирового кризиса, и предлагает ряд рекомендаций.

Обсуждение плана действий с высшим руководством. Недавний кризис показал ИТ-директорам, что в случае второй волны высшему руководству компании придется принимать множество решения для минимизации влияния кризиса на бизнес. Но из-за того, что во всех странах официальные заявления об экономическом спаде появляются уже в самый разгар кризиса, ИТ-директору следует предложить главным руководителям компании собраться уже сейчас и выработать ответные действия до того, как фондовый рынок, заказчики, поставщики и кредиторы запаникуют из-за плохих экономических новостей.

Фокус на текущий финансовый год. Чтобы быстро сократить расходы в случае очередного спада, ИТ-директора должны вместе с руководством компаний определить, какие ИТ-проекты, запланированные и включенные в текущий ИТ-бюджет, можно отложить или вообще прекратить. Аналогичным образом следует поступить и с проектами следующего финансового года.

Фокус на следующий финансовый год. После определения всех проектов на 2011 г., ИТ-директору стоит выделить те из них, которые не очень важны и могут быть отложены или прекращены, если из-за ухудшения ситуации в экономике возникнет необходимость в таких действиях. Безусловно, при этом нужно принимать во внимание финансовые риски по контрактам, заключенным с ИТ-вендорами на поставку оборудования, ПО и предоставление услуг.

Бюджетирование проектов на нулевой основе. Когда ИТ-директора начнут готовить бюджеты на 2011 г., им следует использовать для проектов метод бюджетирования на нулевой основе. Главы ИТ-отделов должны убедить высшее руководство компаний в том, чтобы все руководители подразделений подписали документы, подтверждающие их понимание необходимости единовременных затрат на реализацию проектов в 2011 г., и ежегодных периодических расходов на поддержку уже завершенных проектов.

Бюджетирование имеющихся приложений на нулевой основе. ИТ-директорам нужно провести инвентаризацию приложений, которые поддерживает ИТ-отдел, и составить четкую оценку ежегодных расходов на поддержку каждого приложения. Завершив вычисления, они должны попросить руководителей подразделений подписать документ, подтверждающий то, что они знают о ежегодных затратах на сопровождение их приложений.

В заключении Gartner подчеркивает, что главное — подготовить план на случай второй волны кризиса, отрепетировать его выполнение и надеяться, что он никогда не понадобится.