Вести о давлении «ВТБ Банка» на компанию «МКС», поступавшие сначала в виде слухов, а затем в сухом формате официального релиза, вызывали недобрые предчувствия. Теперь ситуация формализовалась — «МКС» пошла по нелегкой стезе процедуры банкротства.
Проявлять себя в этой ситуации можно по-разному. Например, как одна из сторон конфликта — «ВТБ Банк», который поддерживает полное молчание в эфире. Читаем между пустых строк: «Все в рамках закона, выполняется стандартная процедура во взаимоотношениях банка и клиента». При этом в сумме обстоятельства не выглядят стандартными.
Очевидно, что многие кредитные учреждения (да и в общем-то все кредиторы) в течение последних 8-9 месяцев испытывали колоссальные риски неплатежей. Тем не менее, в текущей экономической ситуации банки, как правило, идут навстречу заемщикам и проводят реструктуризацию кредитных обязательств, а не останавливают бизнес-процессы клиента и, фактически, доводят его до банкротства. К слову сказать, в Уголовном кодексе есть статья №120 «Доведение до самоубийства». В законодательстве же, регулирующем рыночные отношения, ничего подобного нет. Поэтому объявление о банкротстве такого значительного игрока и старожила украинского ИТ-рынка, как «МКС» наводит на более суровые подозрения.
Еще 16 октября финансовый директор «МКС» А. Жарко обстоятельно рассказывал нашему изданию об успешном опыте привлечения инвестиций . И вдруг, как гром среди ясного неба, объявление о банкротстве со стороны «совершеннолетней» компании, проработавшей 19 лет в Украине. Что послужило причиной: случайное стечение обстоятельств, недальновидность руководства «МКС», финансовый кризис? Или есть еще более правдивая причина молниеносно жестких действий «ВТБ Банка»?
В эту минуту общественность располагает только официальной позицией «МКС», наполненной сухими формулировками. Здесь констатируют только факты, которые можно произносить вслух. Не называя причин, говорят о следствиях и подводят черту: «МКС вынуждена обратиться в суд о признании себя банкротом. В сложившихся условиях компания считает указанную меру единственно возможной для защиты интересов своих сотрудников и партнеров». За кулисами остались детали диалога с банком, весьма неоднозначные подробности процесса изъятия имущества «МКС» и стресс, который испытывали и продолжают испытывать как руководители компании, так и рядовые сотрудники. Да и что греха таить, тысячи клиентов, коллег по цеху, которые знают «МКС» как надежного партнера, крупную розничную сеть, знают и доверяют их торговым маркам.
Если хорошо присмотреться, то можно разглядеть и маленькую темную лошадку в лице «TARGET-Электроники». О том, что грузовые авто этой компании использовались для вывоза техники из магазинов «МКС» робко писали некоторые представители харьковской прессы да и на множестве форумов проскальзывает загадочная компания «Т». По информации с полей, маршрут загруженных конфискатом авто пролегал к складам все той же компании. Если верить в светлое, доброе и вечное, то можно поверить в просто совпадение. Согласитесь — привлечь для транспортировки и хранения такого специфического груза, как электроника, опытную компанию вполне логично. Водители, грузчики, складские помещения и персонал, так сказать, соответствуют необходимым требованиям. Вот только вера в случайные совпадения в нашей стране очень шаткая.
Как это ни прискорбно, в сложившейся ситуации остается только принимать ставки — какая из версий происходящего является истинной: просто жесткие методы работы «ВТБ Банка», погрешность в финансовом планировании «МКС» или хорошо срежиссированная попытка рейдерского захвата.