Сегмент использования оптоволоконных коммуникаций имеет свои специфические требования: связь должна работать надежно, а случившиеся аварии – устраняться максимально быстро. В настоящее время эти требования трудно выполнить без применения качественной системы поддержки эксплуатации сети.

Структура компании и необходимость внедрения

Компания ООО «Атраком» была создана в 2002 году. К основным видам ее деятельности относятся строительство и продажа ВОЛС, продажа «темных» оптических волокон, техническое обслуживание и аварийное восстановление ВОЛС и НРП (необслуживаемых регенерационных пунктов), сдача в аренду «темных» оптических волокон, а также строительство, обслуживание, продажа и сдача в аренду НРП, выполнение монтажных и измерительных работ на ВОЛС заказчика по заявке, инвентаризация и паспортизация любых распределительных систем операторов, обеспечение бесперебойного электропитания для распределенных систем по территории Украины и монтаж систем электрообеспечения оборудования связи.

Сегодня в активе компании «Атраком» — более 23 тысяч километров построенных ВОЛС. Линии связи компании покрывают все областные и большинство районных населенных пунктов во всех регионах Украины. Клиентами предприятия выступают крупнейшие украинские операторы мобильной (GSM, CDMA, 3G) и фиксированной связи. Поскольку ВОЛС – ключевой ресурс «Атраком», для компании очень важно располагать достоверной информацией о своих сетях и иметь оперативный доступ к этим данным.

Постановка задачи

Активное развитие услуг мобильной связи и доступа в интернет привело к динамичному строительству сети волоконно-оптической связи. К началу 2007 года компания «Атраком» построила уже более 19 тысяч километров ВОЛС. В первые годы своей работы «Атраком» для обслуживания оптоволоконных линий привлекала подрядчиков, однако столкнулась с проблемой: далеко не все из них могли обеспечить высокое качество документации на выполненные работы.

«Наши подрядчики неаккуратно ведут исполнительную документацию: указанные в ней данные нередко отличаются от действительных. А ведь даже пятипроцентное отклонение от реальных цифр может означать на практике полное несоответствие техническим параметрам и реальному расположению элементов и узлов: например, в указанном месте муфта отсутствует вообще либо находится в 300 метрах от ожидаемого места», — поясняет Александр Савчук, генеральный директор компании «Атраком». Это приводило к снижению общей управляемости сети и росту стоимости эксплуатации. Более того, компания часто не имела достоверной информации о состоянии сети и не могла в полной мере влиять на качество ее обслуживания, время восстановления после аварий. В 2007 году руководство «Атраком» приняло решение создать собственный департамент эксплуатации, и с начала 2008 года все свои ВОЛС компания эксплуатирует самостоятельно. Кроме того, появилась возможность обслуживать линии, которые не принадлежат компании.

В связи с созданием службы эксплуатации компания открыла 47 офисов, расположенных во всех областных и крупных городах Украины. Месторасположение удаленных офисов и территориальное зонирование учитывало необходимость полного покрытия зоны обслуживания ВОЛС. Количество автомобилей, обслуживающих ВОЛС, выросло до 90.

Таким образом, сегодня в компании можно выделить два главных направления: строительство и продажа ВОЛС; техническая эксплуатация и обслуживание волоконно-оптических линий связи.

По словам А. Савчука, с появлением собственного департамента эксплуатации стало возможным увеличить детализацию и достоверность информации о сети. Поскольку подрядчики, оказывавшие ранее услуги эксплуатации сети, предоставляли информацию далеко не в полном объеме, требовалась полная инвентаризация сетевых ресурсов.

Полная информация о сети должна включать топологию, схему прохождения линий, в том числе по населенным пунктам, особенности укладки кабелей (в колодцах или под землей), другие нюансы. Более детальные сведения описывают расположение муфт, схемы их монтажа, расстояние между ними, длины регенерационных участков, марку кабеля, количество волокон и т.д.

В процессе эксплуатации сеть постоянно развивается и меняется: добавляются новые сегменты, на участках с повреждением линий прокладывается кабель в обход и т.д. За два года топология пролегания линий может значительно измениться по сравнению с первоначальной. Эти изменения необходимо тщательно документировать, чтобы в любой момент компания владела информацией о пролегании сети. Однако бумажный архив документации по ВОЛС «Атраком» в последнее время занимал площадь более 30 кв.м, искать в нем информацию было неудобно и долго. Кроме того, нередко выяснялось, что многие сведения в бумажном архиве устарели. Стало очевидно, что компания нуждается в переходе к электронной системе инвентаризации и документирования кабельных систем. Необходим был специальный программный продукт, который обеспечил бы переход на качественно новый уровень управления информацией, ведь в условиях конкуренции успех будет зависеть от скорости реагирования на потребности клиентов. Руководство «Атраком» приняло решение внедрить систему поддержки эксплуатации сети (OSS).

Поиск решения

При выборе наиболее оптимального решения компания опиралась на опыт телекоммуникационных компаний Германии, Швейцарии и Японии; были проанализированы наиболее популярные программные продукты в данной области. Их можно условно разбить на две группы: первая – программные продукты, создаваемые для конкретного заказчика, вторая – приложения с заранее определенной функциональностью, которые существуют в виде «коробочной» версии. Второй вариант не устраивал компанию, так как департаменты «Атраком», отвечающие за развитие и эксплуатацию сети, выдвинули ряд требований, которые выходили за рамки возможностей предлагаемых коробочных продуктов.

«Мы проанализировали все доступные варианты: KMS, Table Scout, РКом, японскую систему Fuji Kuro, украинскую MSTS, а также вариант самостоятельной разработки нужного решения путем набора программистов в штат, — отметил Александр Савчук. — Однако мы понимали, что коробочная версия может создать большие проблемы, если она не будет до конца отвечать всем нашим требованиям. Кроме того, сегодня ни один западный продукт не имеет локализованных версий, а английским языком владеют далеко не все наши специалисты. Поэтому мы приняли решение привлечь украинскую компанию, которая сможет разработать продукт, отвечающий нашим запросам и соответствующий требованиям ГОСТ 34-й серии, а потом внедрять и сопровождать его».

Мы остановили выбор на компании «Софтлайн», которая предложила в качестве эффективного решения задач «Атраком» свою новейшую систему MSTS (Modern Software Telecom Suite) – набор продуктов в области OSS-решений, разработанный согласно рекомендациям крупнейшего международного консорциума телеком-операторов TeleManagement Forum.

Реализация проекта

Написание технического задания заняло около трех месяцев. В ноябре 2007 года, после подписания ТЗ, в компании приступили к внедрению, а в феврале 2008 года была выполнена инсталляция первого модуля системы MSTS Resource Management. Тогда же началась фактическая инвентаризация, которая завершилась — из-за слишком большого объема данных — лишь к концу минувшего года. «Протяженность наших линий в общей сложности составляет 23 тысячи километров, через каждые 3—4 км установлены муфты, по каждой муфте необходимо указать тип, координаты, количество вводов-выводов, — комментирует А. Савчук. — В процессе пилотной эксплуатации система дорабатывалась с тем, чтобы повысить удобство работы».

В сентябре 2008 года был внедрен второй модуль системы, который автоматизирует документирование различных событий в сети: аварий, лабораторных работ и пр. Полноценная эксплуатация этого модуля началась в декабре.

В целом внедрение заняло больше года. Этапы проекта были спланированы с таким расчетом, чтобы вначале запустить модуль для инвентаризации ресурсов и начать ввод первичной информации.

Бюджет проекта значительно превысил стоимость коробочных версий продуктов (цена таких решений составляет 80—100 тыс. долл.). Однако коробочные версии продаются без дополнительных инфраструктурных продуктов (СУБД, геоинформационная система и пр.) Продукт же MSTS уже содержал весь комплекс необходимых приложений. Кроме того, во внедренной системе закладывалась возможность будущего развития, дорабатывать же коробочные приложения (если потребуют новые условия бизнеса) чрезвычайно сложно.

Александр Кариченский, директор департамента телекоммуникаций компании «Софтлайн», отмечает также, что использование решений «из коробки» создает дополнительные риски на этапе интеграции: продукты от разных производителей необходимо агрегировать в единое целое, а это не всегда можно сделать быстро и без проблем, что также влияет на бюджет и сроки проекта.

Первые результаты

Благодаря внедрению MSTS Resource Management в компании «Атраком» была создана единая информационная система, что позволило решить следующие задачи:

• создать актуальную карту ВОЛС, которая отображает на электронной карте Украины все линии коммуникаций «Атраком»;

• упростить процессы планирования и развития сети. Детальный учет ресурсов сети ВОЛС в системе дает возможность отобразить все элементы сети, их технические характеристики и географические координаты;

• уменьшить среднее время устранения аварий и, следовательно, повысить

эксплуатационную готовность сети. Это достигнуто, в частности, благодаря тому, что система отображает историю событий, влияющих на состояние ресурсов (аварии, ремонт, замена и пр.), и это позволяет правильно планировать ремонтные и профилактические работы;

• повысить контроль над ресурсами, благодаря этому выявлять «узкие места» в надежности сети и управлять ими;

• улучшить качество обслуживания клиентов, поскольку система позволяет предоставить доступ к карте ВОЛС авторизованным внешним пользователям;

• повысить скорость доступа к эксплуатационной информации о сети обслуживающих подразделений компании «Атраком»;

• своевременно вносить изменения в инвентаризационную базу данных ВОЛС, обеспечить независимый контроль этого процесса;

• контролировать в режиме реального времени работу эксплуатационных подразделений компании «Атраком», объем и качество выполняемых работ, в том числе процесса устранения аварий;

• упростить работу диспетчерско–аналитического центра (ДАЦ) компании «Атраком» в обеспечении его координирующих функций во время аварий и выполнения работ по наладке сети.

Другими словами, основным достижением является быстрый многопользовательский доступ к необходимой информации о сети и возможность ее корректировки персоналом компании, удобная систематизация информации, ее наглядность и достоверность.

«Ранее, когда заходила речь о подключении к оптоволоконной линии, уходило много времени и средств на поиск места прохождения ВОЛС, расположения муфты на линии, выяснение вопроса, можно ли еще подключиться к этой муфте. В результате внедрения MSTS Resource Management эта проблема сведена к минимуму: вся необходимая информация доступна проектировщикам, они могут открыть карту, получить требуемые данные и немедленно приступить к работе. Сейчас мы имеем возможность в режиме реального времени получать текущие данные о состоянии ВОЛС в любом регионе Украины, а также быстрее анализировать основные показатели работы», — подытожил Александр Савчук.

Продолжение следует

В настоящее время в компании «Атраком» внедряется третий модуль MSTS, отвечающий за генерацию отчетности. Кроме того, подходит к концу внедрение функции получения информации клиентами в режиме реального времени через веб-интерфейс. Фактически эта функция уже внедрена, осталось решить вопросы настройки прав доступа, посредством которых будет разграничиваться информация, доступная клиентам.

В более далекой перспективе запланирована организация удаленного доступа для клиентов, построение более гибких и одновременно жестко настроенных отчетностей. Кроме того, будет установлена система активного мониторинга оптоволоконной сети, интегрированная с решением MSTS. Таким образом, данные о повреждениях, которые обнаруживает система, автоматически заносятся в MSTS, а диспетчер видит место повреждения, что позволяет ему немедленно принять решение для устранения неполадок.

Видеоинтервью с Александром Киселевским, вице-президентом компании Softline

Как появилась идея создать продукт MSTS? Ведь на рынке уже существовали решения, выполняющие похожую задачу? 

MSTS — это комплексное модульное решение. Назовите этапы разработки продукта.

В чем преимущества вашего продукта в сравнении с западными аналогами?

На какой рынок, в основном, ориентирован продукт – на отечественный или западный?

Каковы перспективы его дальнейшего развития?