В настоящий момент поиск единого killer application в 3G-сетях для операторов связи превратился в некое подобие поиска чаши Грааля. Так, ведущие телекоммуникационные и ИТ-компании T-Mobile, Telefonica Europe, Orange, Vodafone, производитель чипов Qualcomm и SIM-карт Gemalto, вендоры Asustek, Dell, Ericsson, Lenovo и Toshiba, а также корпорация Microsoft решили объединить свои усилия по продвижению скоростного интернета для мобильных устройств.


Ноутбуков и нетбуков со встроенными мобильными модемами для сетей 3G станет значительно больше
Ноутбуков и нетбуков со встроенными мобильными модемами для сетей 3G станет значительно больше
Отметим, что это второй альянс подобного рода. Ранее Nokia, Ericsson, Alcatel-Lucent, NEC, Next­Wave Wireless и другие крупнейшие мировые производители оборудования договорились о том, что разрешают друг другу и сторонним поставщикам техники использовать свою интеллектуальную собственность по вполне доступной цене. Соглашение установило предсказуемые и прозрачные цены на лицензионные выплаты за патенты на технологию LTE (Long Term Evolution), которая будет применяться в пользовательских терминалах.

Между тем образование нового альянса стало бы вполне обыденной новостью, если бы не революционное решение: компании предполагают увеличение производства ноутбуков и нетбуков со встроенными мобильными модемами для сетей 3G, поддерживающими протокол HSPA, а в перспективе и LTE. Согласно исследованиям, проведенным Pyramid Research при поддержке GSM Association и Microsoft, емкость данного рынка в 2008 году составит около 50 млрд. долл. Основная задача анонсированного проекта — сделать пользователей полностью мобильными и избавить их от необходимости постоянно искать фиксированные беспроводные точки доступа, которые работают по технологии Wi-Fi.

В настоящий момент неизвестны технические параметры конкретных моделей — скорее всего развитие проекта будет идти по трем основным направлениям. Во-первых, производители мобильных ПК увеличат количество моделей, в которые можно будет добавить встроенный мобильный модем в качестве опции. Во-вторых, будет расширен ряд нетбуков с аналогичным наполнением, а также увеличено производство USB-донглов (внешних мобильных модемов для связи с сетями 3G). Вполне возможно, что значительно усилится рынок «гибридных» решений — мобильных модемов 3G/Mobile WiMAX. В-третьих, участвующие в альянсе операторы связи увеличат число мобильных ПК со встроенным или внешним модулем беспроводной связи на полках своих магазинов — пока доминирующее положение там занимают смартфоны и коммуникаторы. Для совместного продвижения таких устройств партнеры намерены маркировать соответствующие их стандартам широкополосного доступа мобильные ПК специальным стикером, свидетельствующим о том, что сразу после распаковки эти устройства способны установить широкополосное подключение к тому или иному оператору связи.

Интересно, что проект предполагает маркетинговые и рекламные инвестиции в размере более 1 млрд. долл. и пройдет под покровительством консорциума GSM Association. Отметим, что дополнительных технических разработок скорее всего мы не увидим — все необходимые технологии для подключения мобильных пользователей к сетям третьего поколения уже существуют, осталось насытить ими рынок, в том числе и в России.

Напомним, что, по сведениям GSM Association, общее число подписчиков на услуги беспроводного HSDPA-доступа во всем мире выросло за прошлый год в четыре раза и составляет к настоящему моменту 50 млн. человек. Только в Великобритании до конца этого года число пользователей технологии HSDPA вырастет до 4 млн. человек. Сухие цифры статистики дают вполне четкую картину: в настоящий момент в мире 191 оператор сотовой связи предоставляет услуги доступа на базе технологии HSDPA. При этом свыше 740 устройств, включая телефоны, ноутбуки и смартфоны, поддерживают этот вид беспроводного доступа. Кроме того, практические возможности HSDPA вплотную приблизились по характеристикам к доступу на базе DSL, что в ближайшее время будет стимулировать частных пользователей отказываться от проводных линий для доступа в интернет.