Бытует мнение, что заказчики и разработчики живут в разных вселенных, и будто-бы далеко не факт, что “инновационные” и “революционные” технологии действительно необходимы клиентам. Чтобы разобраться в этом вопросе, PCWeek/UE предложила заказчикам рассказать о критериях, которыми их компании руководствуются при выборе серверов.


1 Какими критериями вы руководствуетесь при выборе серверов х86-архитектуры? Имеет ли для вашей компании значение имя бренда при внедрении комплексных интегрированных систем?

2 Удовлетворены ли вы сервисом, который оказывают системные интеграторы и производители? Готова ли ваша компания платить дополнительные деньги за более оперативный или расширенный сервис?

Александр Ляшенко, Директор по ИТ компании «Вимм-Билль-Данн Украина»

1
При покупке техники в первую очередь мы руководствуемся тези­сом:“Необходимо покупать не серверы, а бизнес-решения”. Мы уже достаточно давно перешли к сервис-ориентированной модели работы, в основе которой лежат бизнес-сервисы, предоставляемые ИТ-службой, а уже на их базе происходит формирование необходимой архитектуры системного ИТ-ландшафта на предприятии. При таком подходе мы сначала сами рассчитываем необходимую мощность процессоров, объем оперативной памяти, архитектуру дисковой подсистемы (как правило, RAID-массив) и прочих интегрированных устройств IO, необходимых для эффективного решения задачи. Затем, когда получаем желаемую виртуальную конфигурацию, начинаем анализировать возможность приобретения готового решения от A-бренда. И тут начинается самое интересное: у производителя то чипсет не тот, то не тот контроллер HDD, то наличествует совсем не нужный нам дополнительный тюнинг.

С одной стороны, такая система не вполне соответствует нашей конкретной задаче, а с другой содержит некоторую избыточность. Но хуже всего, когда такая система с трудом вписывается в унифицированный ИТ-ландшафт компании, где уже используются десятки серверов, приобретенных в разное время. А для централизованного администрирования, снижения стоимости владения, крайне важно наличие унифицированных RAID-контроллеров, сетевых адаптеров, прикладного серверного ПО для мониторинга и пр. Поэтому, при всем желании, нам пока редко удается использовать готовые серверы A-brand класса – уж очень они негибкие в конфигурировании.

В основном мы используем серверы на базе готовых платформ от надежных локальных производителей —  barebone-серверы от Intel, Supermicro. Они достаточно гибкие для создания конечных конфигураций, надежны, поскольку все компоненты протестированы на совместимость самим производителем, и их цена значительно привлекательнее, чем А-бренд-серверов при равных качественных показателях. Ведь, важным критерием при выборе любого технического решения, в том числе и серверов, является его экономическая эффективность: оценка бизнес-результата от затраченных средств и возможного альтернативного вложения средств. И здесь полная стоимость владения (ТСО) является основным критерием — на нее существенно влияет унифицированность используемых в компании систем.

Серверы локальных разработчиков платформ мы стараемся не приобретать. Исключение составляют случаи, когда нам нужна какая-то уникальная конфигурация, недоступная в описанных выше вариантах.

В целом можно сказать, что основными критериями являются: соответствие конфигурации системы решаемым задачам, ее  надежность и стоимость владения.

При внедрении комплексных систем, на первый план выходит совместимость составляющих решения, унификация и минимизация прикладного сервисного ПО, простота обслуживания всего комплекса, что в конечном итоге снова приводит к оценке ТСО и целесообразности инсталляции системы. Кроме того, учитывая повышенную инженерную сложность комплексных решений, крайне важно иметь возможность получить сервис из одних рук, где “за пуговицы, рукава, да и за весь костюм отвечает один портной”. И хотя, мы не болеем “брендоманией”, пока факт остается фактом: сегодня качественные комплексные решения предлагают в основном именитые бренды. Исключения бывают, но редко, и в таком случае мы находим надежного системного интегратора, способного взять на себя обязательства по обслуживанию комплексного решения.

2 Сказать однозначно нельзя — все равно, что измерить среднюю температуру по больнице: в чем-то удовлетворены, в чем-то не очень,  а местами и совсем все плохо. Борьба за потребителя между производителями решений в результате их собственной маркетинговой деятельности или их дилеров зачастую оборачивается обманутыми ожиданиями заказчика, который приобретал сервер из-за некоей уникальной “фишки”, а в результате получил то, что и другие предлагали, только “немного” дороже. Отдельно стоит отметить, что уровень сервисного обслуживания и сроки гарантийной замены оборудования оставляют желать лучшего, культура исполнения даже прописанного SLA крайне несовершенна: поставщики всеми способами стараются не возмещать финансовые потери, которые несет в результате неполадок заказчик. Несмотря на то, что мы выделяем дополнительные средства и на оперативный, и на расширенный сервис, приходится надеяться в первую очередь на себя и  самостоятельно предупреждать свои риски, независимо от наличия договора сервисного обслуживания.

Александр Томашпольский, ИТ-директор, «Арисент Украина»

1
При выборе серверов для нашей компании на первое место выходит опыт использования оборудования того или иного бренда, а также история взаимоотношений компании с производителем. Это довольно емкое определение включает в себя надежность и стоимость оборудования, сроки, условия и “беспроблемность” поставок, возможность получения и качество консультативных услуг при запуске и в процессе эксплуатации оборудования, оперативность, а также условия гарантийного и послегарантийного обслуживания. Немаловажным критерием являются наши корпоративные стандарты, позволяющие добиться как взаимозаменяемости оборудования внутри компании, так и получения определенного уровня скидок у выбранного бренда. С учетом сказанного выше имя бренда имеет серьезное значение. К сожалению, глобальные бренды часто “отличаются” длительными сроками поставки и отсутствием необходимого оборудования и комплектующих на складах, локальные производители отстают в части доступности дополнительных возможностей и надежности оборудования.

2 По моему мнению, сервис является “больным местом” многих брендов как локальных, так и глобальных. Очень сложно, а чаще всего невозможно, получить сервис на интересующих нас условиях в нужном месте и в нужное время. Возможность получения такого сервиса во многом зависит от личных отношений с сервисной службой системного интегратора и производителя. А при попытке получения присутствующего в прейскуранте глобальных брендов расширенного сервиса, достаточно часто приходится слышать следующий ответ: “Этот вид сервисной поддержки не предоставляется в Украине”. И если в Киеве расширенный сервис в некоторых случаях еще можно получить, то в регионах это зачастую невозможно.

Мы готовы платить за расширенный, и в первую очередь, за более оперативный сервис для mission critical-серверов, но при этом за дополнительную плату хотелось бы получить реальное решение наших проблем, а не просто обременительную строку в бюджете.

Лавинский Владмир, начальник управления системного обеспечения Центра информационных технологий, Банк «Финансы и Кредит»

1
В последние годы на украинском рынке существенно устоялся ассортимент брендов серверного оборудования и его продавцов. К ним можно отнести как отечественный «самосбор», часто имеющий сертификаты соответствия наиболее распространенным операционным системам (по сути, сертификат ни к чему не обязывает, просто положительно влияет на имидж), так и известные бренды.

При выборе серверных платформ наша компания учитывает следующие критерии:

 наличие широкой линейки конфигураций, способных удовлетворить функциональные запросы клиента;
 возможность дооснащения за счет дополнительных компонентов, не входящих в состав базовых комплектаций, а также аппаратных модулей, которые позволяют вести удаленный анализ и настройку систем на низком уровне  без необходимости загрузки операционной системы;
 возможность идентификации оборудования и его состава посредством системных кодов, которыми маркируется оборудование. Эта информация хранится в базе данных производителя оборудования, доступ к которой потребитель может, как правило, обеспечить через интернет-сайт производителя;
 наличие программного обеспечения, входящего в комплект поставки систем обработки и хранения информации, которое способно объединить серверную инфраструктуру предприятия в единую систему мониторинга;
 широкий выбор операционных систем 32-битной, а в последнее время – 64-битной архитектуры, совместимых с аппаратной платформой серверов производителя;
 унифицированность крепежных механизмов, применительно к платформам, монтирующимся в серверные шкафы, а также возможность установки в шкафы, отличные от «родного» производителя;
 функциональность реализации крепежных механизмов (рельсы, суппорты подачи коммуникаций) для удобного размещения проводных коммуникаций
 функционал аудио- и видеосигнализации оборудования при возникновении сбоев в его работе;
 возможность оперативного подключения диагностического оборудования, что предполагает наличие необходимых разъемов интерфейсов на передних панелях.

При наличии развитой инфраструктуры обработки и хранения информации, логично использовать однородные платформы, что дает преимущества при монтаже и эксплуатации оборудования, позволяет проводить  оперативную диагностику и выявление неисправностей, а также обеспечивает быструю взаимозаменяемость.

При выборе решения имя бренда играет для нашей компании далеко не последнюю роль.  Выбор в пользу А-брендов несет в себе целый ряд преимуществ: однородность серверной инфраструктуры, схожесть ошибок при поломках на разных линейках оборудования, а также совместимость всех технологических и логических элементов решения.

2 В настоящее время интеграторы, с которыми работает наша организация, обладают достаточными запасами мощностей, позволяющих им приобретать и хранить у себя на складах необходимый запас для оперативного ремонта, поскольку поставки оборудования напрямую от производителя занимают значительное время. Также, отмечу положительный факт того, что мировые производители видят в Украине перспективный рынок для сбыта своей продукции, готовы идти на компромиссы при заключении контрактов и обсуждать вопросы поставки нестандартных конфигураций решений, необходимых заказчику.

В связи с постоянным ростом объемов информации, ужесточение требований к ее непрерывности и  доступности, вызванных запросами бизнеса, расширенные сервисные программы по оперативному восстановлению работоспособности серверных платформ представляют большой интерес. Несмотря на более высокие затраты, связанные с оплатой такого сервиса, заказчик оборудования имеет возможность минимизировать простои, возникшие в результате сбоев и повреждения серверных компонентов, финансовые потери от которых могут оказаться на порядок выше.

Наша компания заинтересована получать дополнительный сервис от вендоров, даже если этот сервис будет предоставляться за дополнительную плату. Эта политика уже применяется у нас на практике.

Андрей Тарасенко, системный администратор ООО “Элан”

1
Я оцениваю серверные системы по двум основным параметрам — производительности и стоимости, в большинстве случаев по совокупности этих параметров предпочтительнее выглядят серверные системы на базе х86-серверов. Больше всего впечатляют четырехъядерные процессоры x86, которые помимо низкой латентности обмена данными между ЦП и вычислительными блоками, обладают еще одним важным преимуществом: у них значительно выше удельная (по отношению к площади, занимаемой вычислительной системой) производительность. Для меня это имеет очень большое значение, так как наша компания эксплуатирует множество серверов.

На данный момент имя бренда при внедрении комплексных интегрированных систем серьезной роли для нас не играет — самыми важными критериями являются качество и оптимальная цена.

2 В целом, я удовлетворён предоставляемым сервисом, но моя компания готова платить дополнительные деньги только за обновление аппаратной части серверов.