Летом прошлого года «Киевстар» объявил о запуске 3G в Украине и ребрендинге торговой марки. На сегодня услугами 3G-интернета пользуются 5 миллионов абонентов. Чтобы поднять значение ARPU, оператор начал активно предлагать тарифы с интегрированными ОТТ-сервисами, включая мобильное ТВ.

На прошлой неделе «Киевстар» подвел итоги первого квартала и представил новые тарифы для смартфонов, стимулирующие абонентов более активно использовать 3G-интернет. Как известно, в июле 2015 года «Киевстар» провел ребрендинг торговой марки, с тех пор было обновлено 53 магазина, упрощен и изменен дизайн веб-сайта. Святослав Горбань, директор по маркетингу «Киевстар», отмечает рост популярности бренда на 23%. Благодаря выгодным тарифам растет потребление услуг и на услугами оператора пользуются свыше половины украинцев. 

На сегодня установлено свыше 3200 базовых станций с поддержкой 3G. Связь 3-го поколения уже присутствует в 614 населенных пунктах. Пять миллионов уникальных пользователей ежедневно генерируют 55 ТБ трафика 3G.

Согласно опросу, «Киевстар» является лидером по восприятию качестве мобильного интернета. Рост потребления мобильного интернета в минувшем году вырос на 60%, а доходы увеличились на 47%. На 3,4% снизился отток абонентов.

Новые тарифные предложения

В условиях кризисной экономики и агрессивной ценовой политики конкурентов, оператор был вынужден установить доступные для широкого потребителя тарифы. Вместе с тем, вполне очевидно, что ARPU на уровне 1,5-2 доллара вряд ли позволит компании активно развивать 3G-сеть. В такой ситуации компании приходится прикладывать максимум усилий, чтобы стимулировать своих абонентов переходить на более дорогие тарифы. Но чтобы сделать это, недостаточно просто предложить большее число бесплатных минут и больший объем трафика по более высокой цене. Поэтому еще летом прошлого года, во время представления первых тарифов на 3G-интернет «Киевстар» включил в дорогие тарифы бесплатный трафик при использовании самых популярных социальных сетей, посещении сайтов Википедии и некоторых других веб-ресурсов энциклопедического характера. Сейчас оператор пошел еще дальше и предложил бесплатный трафик для музыкальных стриминговых сервисов, таких как Zvooq, Яндекс.музыка, Deezer и Fonoteka, а также мобильное телевидение и сервис потокового видео. В рамках последнего «Киевстар предлагает Megogo.net, Divan.TV и собственное «Домашнее ТВ».

Мобильное ТВ по своей сути — это IPTV-технология, только с доставкой контента по сотовым сетям. По словам Святослава Горбаня, такие услуги пользуются большим спросом в Европе. Например, абоненты мобильных операторов, при поездках в транспорте или в очереди в магазине могут просмотреть на смартфоне любимый сериал, ток-шоу, новостную передачу и т. д. Качество картинки в мобильном ТВ будет адаптировано под формат и разрешение экрана смартфон.

Услуга «Свободная музыка» присутствует в тарифе «Все за 110» (тариф указан для Киева, в регионах цена может отличаться, как правило — в меньшую сторону), а в тарифе «Киевстар Все за 175» дополнительно появляется сервис «Видео на ходу» (включающий мобильное ТВ). Для данных тарифов трафик при пользовании этими сервисами не тарифицируется.

Симбиоз операторов и ОТТ-провайдеров

Логично предположить, что в интеграции ОТТ-сервисов в тарифы мобильной связи заинтересованы не только операторы и абоненты, но и сами владельцы таковых ОТТ-сервисов. Не секрет, что цифровизация и либерализация музыки привели к падению доходов музыкальной индустрии. Размер выручки музыкальной индустрии от дистрибуции контента за последние 15 лет уменьшился в два раза. Если ранее один диск приносил $10 долларов выручки вне зависимости от того, сколько раз был прослушан, то теперь альбом должен быть прослушан более 1000 раз, чтобы принести такой же доход. Именно поэтому музыкальные стриминговые сервисы становятся все более популярными и прибыльными, говорит Михаил Ильичев, генеральный директор ОТТ-провайдера, поставляющей аудиосервис Zvooq и одноименное музыкальное приложение для смартфонов, которое насчитывает 1,2 млн активных пользователей.

Музыкальные стриминговые сервисы становятся все более популярными и прибыльными

Владельцы ОТТ-сервисов заинтересованы сделать свои услуги доступными повсеместно, и, конечно же, дорога к потребителю на базе 3G-связи в сегодняшнем мобильном мире подходит как нельзя лучше.

Но если Zvooq и ему подобные аудиосервисы ориентированы больше на меломанов, которые не представляют себе жизнь без музыки, то мобильное ТВ и video-on-demand на ходу скорее рассчитано на обычного потребителя. Например, сервис Megogo.net предлагает около 150 ТВ-каналов, более 3100 фильмов отечественных, голливудских и европейских студий, свыше 1400 мультфильмов для детей и порядка 700 сериалов. Месячная подписка на кино- и ТВ-контент от Megogo.net стоит от 37 до 147 грн. Подписка «Оптимальная», включающая Украинские и М-каналы ТВ, Премиум каталог кино и весь бесплатный каталог без рекламы, стоит 77 грн/мес для всех устройств (Смарт ТВ, ПК, мобильные гаджеты). В случае же использования сервиса через 3G-интернет «Киевстар» подписка «Оптимальная» на условиях Try&Buy обойдется всего в 1 грн в месяц. Причем в дальнейшем тарификация будет осуществляться со счета абонента «Киевстар».

VR, 360 View и новое качество видео

Резонно предположить, что операторы по мере наращивания пропускной способности своих каналов будут предлагать все более трафик-потребляющие сервисы. Например, видеосервисы виртульной реальности, видео с обзором 360 градусов, а также контент с более высоким разрешением картинки. Собственно, уже сегодня Megogo.net тестирует мобильной приложение для виртуальной реальности, доступное для смартфонов с разрешением QHD. Очевидно, что вскоре подобные технологии предложат и другие провайдеры. И хотя  «Киевстар» пока не может предложить трафик для передачи потокового видео с таким высоким разрешением бесплатно, но вскорее все может измениться  — появится новый и более дорогой тариф, в котором будут включены новые сервисы с нетарифицируемым трафиком.