На таких зрелых рынках, как Западная Европа, США, Япония и Южная Корея, наибольшую выручку получают холдинговые компании. Европейские сотовые группы Vodafone, Telefonica, Deutsche Telekom и France Telecom все попали в 10-ку лидеров, так же, как и четыре национальных оператора США. Операторы Японии и Южной Кореи также получают большие доходы, несмотря на значительно меньшую абонентскую базу по сравнению с другими компаниями, попавшими в рейтинг. Для сравнения, многие крупные операторы на развивающихся рынках сотовой связи обычно получают меньшую выручку, так как эти рынки характеризуются большой долей предоплаченных абонентов и высокой чувствительностью к цене услуг.
Итак, China Mobile возглавил список крупнейших сотовых операторов мира, получив в 4-м квартале 2010 г. выручку в размере $19,9 млрд (+ 6% к аналогичному кварталу предыдущего года). Это лидерство обусловлено огромной абонентской базой в Китае (число абонентов в 1-м квартале 2011 г. превысило 600 млн), хотя ARPU за год снизилось. При этом и доля абонентов China Mobile, использующих 3G, также невысока и в 4-м квартале составила 26,99 млн человек или 4,5% от общей абонентской базы.
Vodafone Group (штаб-квартира — в Великобритании) занимает в рейтинге второе место, как по объему выручки, так и по размеру абонентской базы. Выручка группы в 4-м квартале выросла на 1,6%, до $15,2 млрд. Сейчас группа распродает часть своих миноритарных активов, чтобы увеличить акционерную стоимость, избавляясь от долей в China Mobile, французской Vivendi и польском Polkomtel. Тем не менее, свою долю 45% акций в Verizon Wireless группа намерена сохранить.
Verizon Wireless — лидер американского рынка — занял в рейтинге третью строчку, получив в 4-м квартале выручку в размере $14,2 млрд (+4,8% в годовом исчислении). Конкуренты этой компании на американском рынке также имеют высокие позиции в рейтинге. Ближайший конкурент — AT&T — занимает четвертую строку, в то время как третий крупнейший американский оператор Sprint — на 10-м месте. Четвертый крупнейший оператор в США — T-Mobile USA — является подразделением группы Deutsche Telekom, которая заняла в рейтинге седьмую строку, несмотря на снижение выручки в 4-м квартале на 6,9%. Тем не менее, американское подразделение группы в 4-м квартале показало рост выручки в годовом исчислении. Уже в марте 2011 г. Deutsche Telekom договорился продать свое американское подразделение T-Mobile USA компании AT&T за $39 млрд. В результате сделки Deutsche Telekom получит 8% акций AT&T. Закрытие сделки ожидается после получения необходимых одобрений регулирующих органов в первой половине 2012 г.
Многие крупные европейские операторы считают, что снижение выручки обусловлено негативным влиянием отраслевого регулирования (в частности, значительное снижение ставок приземления звонков в мобильной сети), жесткой конкуренцией и неблагоприятной макроэкономической средой в Еврозоне. На многих национальных рынках в Европе, где проникновение сотовой связи высокое, операторы вынуждены также вкладывать значительные средства в меры по сохранению абонентской базы и субсидирование абонентов (!).
Занимающая пятое место испанская Telefonica является одной из нескольких телекоммуникационных групп, которая получает рост выручки на развивающихся рынках. Покупка в прошлом году бразильского Vivo позволила ей увеличить выручку в 4-м квартале на 32,9%, хотя органически (без учета приобретения Vivo) выручка Telefonica выросла только на 3,2%.
Лидер японского рынка сотовой связи NTT Docomo занимает в рейтинге шестое место, а его ближайшие национальные конкуренты KDDI и SoftBank Mobile — 11-е и 13-е соответственно. SoftBank получил в 4-м квартале доход в размере $4 млрд (+14%), несмотря на то что его абонентская база составляет 24,4 млн абонентов — самый низкий показатель среди компаний, попавших в 20-ку. В то же время в ARPU абонента SoftBank Mobile более 50% приходится на услуги передачи данных, исключая SMS-сообщения, и по этому показателю компания является первой в мире.
Крупнейший южнокорейский оператор SK Telecom (18-е место в рейтинге), работающий на зрелом рынке, тоже попал в рейтинг, несмотря на относительно небольшую абонентскую базу (25,7 млн).
Крупные телекоммуникационные холдинги, которые не работают на этих ключевых зрелых рынках, не занимают высоких позиций в рейтинге, хотя зачастую обслуживают значительно больше абонентов. Латиноамериканская America Movil, третий по размеру абонентской базы оператор в мире, по объему выручки стоит на девятом месте; работающая в Африке компания MTN восьмая в мире компания по числу абонентов, в рейтинге на 14-м месте. Самый наглядный пример — индийский Bharti Airtel, который в 2010 г расширил свои операции на 16 африканских стран и увеличил выручку в 4-м квартале на 64% /год-к-году/. Bharti занимает 17-е место по объему выручки, хотя его абонентская база — почти 200 млн.
Крупнейшие операторы мобильной связи в мире по объему выручки в 4-м квартале 2010 г.
Группа |
Выручка в 4-м квартале 2010 г, млрд долл /без учета влияния курсов валют/ |
Рост выручки по сравнению с 4-м кварталом 2009 г |
Консолидированная абонентская база, млн | |
1 |
China Mobile |
19.9 |
6 проц |
584.0 |
2 |
Vodafone Group |
15.2 |
1,6 проц |
353.0 |
3 |
Verizon Wireless |
14.2 |
4,8 проц |
102.2 |
4 |
AT&T Group |
13.8 |
9,6 проц |
95.5 |
5 |
Telefоnica Group /без дохода от фиксированной связи/ |
12.2 |
29,5 проц |
220.2 |
6 |
NTT DOCOMO Group |
11.5 |
-1,6 проц |
57.2 |
7 |
Deutsche Telekom Group |
9.3 |
-6,9 проц |
133.2 |
8 |
France Telecom Group |
8.1 |
5,2 проц |
110.2 |
9 |
Amеrica Mоvil Group /без дохода от фиксированной связи/ |
7.2 |
- |
225.0 |
10 |
Sprint /Sprint Nextel/ |
6.5 |
3 проц |
49.9 |
11 |
au /KDDI/ |
5.7 |
-6,4 проц |
32.5 |
12 |
Telecom Italia Group |
4.9 |
2 проц |
82.0 |
13 |
SoftBank Mobile |
4.0 |
14 проц |
24.4 |
14 |
MTN Group |
3.9 |
5,9 проц |
111.1 |
15 |
Vivendi Group |
3.4 |
-1,7 проц |
38.6 |
16 |
China Unicom |
3.3 |
21,5 проц |
167.4 |
17 |
Bharti Airtel Group |
2.9 |
63,6 проц |
199.6 |
18 |
SK Telecom |
2.8 |
3,6 проц |
25.7 |
19 |
STC Group |
2.6 |
-0,8 проц |
31.1 |
20 |
Telenor Group |
2.5 |
11,1 проц |
108.8 |
Источник: Wireless Intelligence, и отчетность компаний
По материалам ПРАЙМ-ТАСС