На протяжении последнего года отечественная банковская вертикаль переживает стадию качественного “взросления”, которая стимулируется нарастающей активностью влиятельных западных игроков и растущим спросом на банковские продукты со стороны как физических, так и юридических клиентов. Банки входят в новую фазу конкуренции  — фазу борьбы за клиента, в основе которой лежит повышение качества обслуживания. В то же время в сфере ИТ банки стремятся проводить все нововведения максимально быстро и безболезненно для внутренних бизнес-процессов. Проект, внедренный в Первом Украинском Международном банке (ПУМБ), можно рассматривать как образец слаженной работы команды внедрения, в результате которой банк как заказчик получил решение, максимально соответствующее исходным запросам бизнеса.


Терминальный режим подразумевает, что на рабочем месте пользователя отображается только результат обработки информации. Все операции по ее обработке и хранению осуществляют серверы приложений. Доступ клиентов к приложениям осуществляется через терминальный сервер с использованием одного из известных протоколов терминального доступа.
Терминальный режим подразумевает, что на рабочем месте пользователя отображается только результат обработки информации. Все операции по ее обработке и хранению осуществляют серверы приложений. Доступ клиентов к приложениям осуществляется через терминальный сервер с использованием одного из известных протоколов терминального доступа.

В рамках плана пятилетнего развития, принятого в ПУМБ, было предусмотрено расширение сети филиалов на территории Украины. Первый этап построения ИТ-инфраструктуры ПУМБ успешно завершился в марте 2006 года. В качестве исходного бизнес-требования, которое лежало в основе формулировки технического задания, было построение комплексной, управляемой, максимально быстрой и эффективной системы, способной повысить скорость и качество обслуживания клиентов банка.

Исходя из этих требований, при создании информационной системы во вновь открывающихся филиалах за основу была взята стратегия виртуализации, которая является одной из основных частей адаптивного предприятия. В основе стратегии лежит решение SBC (Server Based Computing — вычисления на базе серверов) с использованием тонких клиентов в качестве устройства доступа к информации и приложениям.

Аргументом в пользу применения SBC послужило то, что построенная таким образом информационная система способна максимально гибко и без значительных финансовых инвестиций трансформироваться для эффективного решения бизнес-задач предприятия. Немаловажную роль в выборе сыграли следующие аргументы:

1. Простота обслуживания и высокая эффективность администрирования. Тонкие клиенты требуют минимум внимания со стороны администратора. Один системный администратор с использованием одного из решений управления способен держать под контролем тысячи рабочих мест независимо от их физического месторасположения. Основное внимание уделяется серверной части оборудования, где настраиваются политики безопасности, четко и однозначно разграничиваются права различных групп пользователей по доступу к ресурсам.

2. Надежность оборудования и моральное долголетие. Полное отсутствие в тонких клиентах движущихся частей существенно увеличивает надежность оборудования. По данным статистики, время наработки на отказ для тонких клиентов в 2,5–4 раза больше, чем в среднем для традиционного персонального компьютера. Нормальный срок эксплуатации для каждого устройства составляет 8–10 лет, что в 2–3 раза больше, чем для традиционных ПК.

3. Сохранность информации. Тонкий клиент лишь отображает информацию и обрабатывает действия пользователя. Физически вся информация находится на сервере. И если по какой-то причине сессия терминального клиента внезапно обрывается, информация останется на своем месте. При следующем подключении пользователь увидит документ, с которым он работал до аварии, в том же виде. Как следствие, тонким клиентам не нужен источник бесперебойного питания.

4. Простота расширения информационной системы. Тонкие клиенты позволяют легко и с минимальными затратами сил и времени расширять информационную систему, увеличивая число рабочих мест. Чтобы тонкий клиент начал полноценно работать, необходимо обеспечить энергоснабжение и включить клиент в информационную сеть.

5. Полнота функциональности. Тонкие клиенты оснащены USB портами, что позволяет подключать к ним необходимую периферию. А “сетевой” характер работы тонких клиентов позволяет легко использовать сетевые принтеры, присутствующие в сети.

6. Сверхнизкое энергопотребление. “Холодный” процессор, отсутствие вентиляторов, жестких дисков и приводов, флеш-память с мизерным потреблением  — благодаря этому тонкий клиент потребляет чрезвычайно мало электроэнергии по сравнению с обычным ПК.

7. Высокая экономическая эффективность. По статистике до 77% стоимости владения продуктом составляют те затраты, которые предприятия несут уже после приобретения продукта, и только лишь 23% стоимости владения продукта — это стоимость его приобретения. Тонкие клиенты даже с учетом необходимого дополнительного серверного оборудования стоят дешевле, чем ПК, и обеспечивают существенно более низкую стоимость владения. Они не требуют приобретения лицензии на операционную систему, поскольку ее стоимость уже включена в стоимость устройства, а стоимость TC CAL (клиентская лицензия на доступ к терминальному серверу) почти в 2 раза ниже, чем стоимость ОС Windows XP Pro OEM для ПК. Наконец, тонкие клиенты минимизируют энергопотребление и риски потери информации по причине различных аварий, а их применение значительно снижает уровень шума в помещении.

В качестве интегратора проекта с использованием терминальных клиентов HP в Первом Украинском Международном банке выступила компания “МКС Системная интеграция”. На начальном этапе проекта был проведен анализ информационной системы банка и требований заказчика, ориентированных на долгосрочную перспективу. После завершения консультаций со специалистами проектная команда МКС предложила решение, которое учитывает требования по надежности, управляемости и стоимости ИТ-инфраструктуры. В основе предложенного решения SBC лежит использование серверов HP серии ProLiant в качестве вычислительного ядра, которое консолидирует все вычислительные мощности. Архитектура вычислительного ядра  многоуровневая, она учитывает специфику работы как филиалов, так и центрального офиса. На них развернуты все необходимые для работы приложения, а также терминальная служба, которая обеспечивает терминальный доступ пользователей к расположенным централизованно информационным ресурсам. В качестве рабочего места пользователя было предложено применять тонкие клиенты hp серии t5000 разных модификаций. Все пользователи разбиты на логические группы, а уровень производительности устройств подобран в соответствии с требованиями к функционалу для каждой из групп отдельно.

До начала широкомасштабного внедрения была проведена тестовая эксплуатацию на отдельном участке. Спроектированное решение смоделировано в одном из отделений ПУМБ в г. Енакиево, где была проверена надежность и корректность работы оборудования и программных продуктов. Тестовая эксплуатация предусматривала обучение пользователей и администраторов си­стемы банка. По итогам проведенных тестов предложенный проект создания и управления ИТ-инфраструктурой принят для внедрения в масштабах всей филиальной сети ПУМБ.

В течение 2006 года эксплуатация ИТ-инфраструктуры распределенной сети банка начата в нескольких городах Украины: в Симферополе и Бердянске открыты филиалы банка, а в Харькове, Днепропетровске, Запорожье, Николаеве, Луганске, Мариуполе, Енакиево и Ялте работают отделения ПУМБ, построенные в рамках совместного проекта. Таким образом, с начала 2006 года проектной командой МКС уже запущены в действие объекты филиальной сети в 10 городах Украины. Впервые в отечественной банковской практике реализована и успешно эксплуатируется ИТ-инфраструктура распределенной сети на основе технологии тонких клиентов. До конца 2006 года компания МКС сдала в эксплуатацию еще 10 новых отделений ПУМБ, а в 2007 году уже начата работа на 38 новых объектах.

По итогам первого года работы новых филиалов и отделений банка получены результаты и оценки новой технологии. Свою оценку совместному проекту дал менеджер направления системных решений подразделения персональных систем по странам СНГ украинского представительства Hewlett-Packard Игорь Евчук. По его словам, это первое крупное внедрение технологии с использованием тонких клиентов в Украине в банковской сфере, реализованное в ПУМБ, даст толчок в развитии бизнеса банка и принесет ожидаемый результат. По мнению г-на Евчука, внедренный проект можно считать примером успешного сотрудничества между вендором, интегратором и заказчиком.

КОММЕНТАРИЙ ЗАКАЗЧИКА

Михаил Скоморохов, заместитель начальника Управления ИТ Первого Украинского Международного банка

Мы наблюдаем устойчивую работу всего комплекса оборудования в центральном офисе, в филиалах и в отделениях. Решение вполне соответствует стратегии банка и нашим требованиям. Как показала практика, появилась возможность быстрее разворачивать розничную сеть, поскольку технология тонких клиентов позволяет начинать работу в новых отделениях и филиалах с минимальными затратами времени.

В качестве еще одного из существенных позитивных факторов внедрения можно отметить снижение затрат на управление инфраструктурой розничной сети банка. Удаленное администрирование позволяет ограничить штат ИТ-специалистов, которые будут работать в центральном офисе, а не во всех областях Украины. При этом обеспечивается высокая степень безопасности, а также эффективный контроль доступа к банковской информации в масштабах всей сети.