Процесс установки информационной системы уникален для каждого банка. Компания Oracle, один из крупнейших поставщиков решений для банковского сектора, на основе многолетнего опыта разработала рекомендации для внедрения своих продуктов. Об особенностях процесса интеграции рассказывает Мстислав Емец, генеральный директор компании “Борлас-Украина” одного из крупнейших интеграторов продуктов Oracle в Украине.


Мстислав Емец: заказчик должен получить эффективный инструмент для управления бизнесом
Мстислав Емец: заказчик должен получить эффективный инструмент для управления бизнесом

PCWeek/UE: Как происходит постановка задачи для интегратора?

М. Е.:
Наиболее часто встречаются два варианта: акционеры банка хотят видеть реальную картину бизнеса и ставят перед руководством задачу внедрения комплексного информационного решения или определяют те ключевые направления деятельности банка, которые необходимо автоматизировать. Специалисты банка выдвигают технические требования, формируют задание и отправляют его компаниям, специализирующимся в этой области. Как правило, речь идет о документе, в котором описаны бизнес-процессы, требующие автоматизации, задачи автоматизации а также цели, которые банк планирует достичь после запуска системы (или систем) в промышленную эксплуатацию. На основе этих данных системные интеграторы или поставщики решений, формируют предложение.

Второй вариант — руководство или акционеры банка принимают решение о комплексной автоматизации, а затем предлагают компаниям-интеграторам провести аудит существующих систем и сформировать требования к техническому оснащению, куда можно включить поставку оборудования, монтаж специализированных аппаратных систем и решений и внедрение интегрированных программных комплексов. Если говорить о программно-информационных решениях, то это — наиболее сложный вопрос в общем проекте комплексной автоматизации, поскольку специализированных решений для банков более чем достаточно. Это может быть система управления взаимоотношениями с клиентами, система управления хозяйственной деятельностью банка, специализированные банковские системы и решения, система бюджетирования, интеграционные решения и пр. В этом случае интегратору ставится задача: оценить объем задач, время и ресурсы необходимые для их реализации и этапность внедрения.

В этом случае, компании, такой как “Борлас-Украина”, предстоит провести полноценное предпроектное обследование и аудит эксплуатирующихся систем, и лишь после этого будут четко сформированы и описаны технические требования к внедряемым решениям. Наиболее существенным моментом в этой ситуации является то, что внедрения ради внедрения не существует. Необходимо оценить, какой эффект даст использование тех или иных систем.

В реальной ситуации это процесс внедрения информационных систем происходит следующим образом. Перед началом проекта должны быть четко сформированы конкретные, достижимые и измеримые цели проекта. На основании целей определяются границы и план проекта и формируется проектная группа, состоящая из руководителя проекта, консультантов, экспертов в банковской отрасли и специалистов, имеющих опыт работы с банковскими информационными системами.

Первичная задача этой проектной группы — используя методику внедрения компании Oracle (с которой мы работаем, как с поставщиком интегрированной системы приложений) описать существующую модель бизнес-процессов в банке (“как есть”).

Затем, используя библиотеку бизнес-моделей Oracle OBM, оценить эффективность актуальной модели, оптимизировать её при необходимости и описать модель будущих бизнес-процессов (“как будет”). После этого готовятся технические и функциональные требования к системе, определяется набор бизнес-решений, которые необходимы банку и этапность их внедрения.

PCWeek/UE: Приходится ли вам рекомендовать банкам изменять бизнес-модели согласно рекомендациям Oracle?

М. Е.:
Как правило, наша задача состоит в том, чтобы оптимизировать существующую модель, используя стандартные бизнес-модели Oracle. Это лучшие модели и процессы, которые учитывают более чем десятилетний опыт внедрения решений Oracle в банках и финансовых институтах и апробированы на тысячах проектов в мире. Как показывает практика, каждый банк шел эволюционно в своем развитии и формировал свою модель бизнес-процессов самостоятельно, возможно, учитывая опыт конкурентов, возможно опыт собственных ошибок, возможно сложившиеся (типовые) бизнес-модели. Наша задача — оценить существующие бизнес-процессы и бизнес-процедуры и, оптимизировать их для последующего внедрения интегрированных систем и решений. Есть, правда, и крайности: заказчик может потребовать реализовать систему на основе существующей бизнес-модели. Мы считаем, что это наименее эффективный путь, и в своих проектах стараемся ориентироваться на стандартные бизнес-модели Oracle, которые учитывают отраслевую специфику конкретного заказчика.

PCWeek/UE: В чем выражается польза от внедрения таких систем?

М. Е.:
Как правило, польза выражается в количественных и качественных показателях, а также стратегических выгодах. К количественным показателям относятся проценты оптимизации тех или иных аспектов хозяйственной деятельности, повышение производительности труда, снижение текущих издержек. Их также можно выразить в единицах времени, например: времени обслуживания клиента по телефону, время реакции на тот или иной запрос и т.д.. Пользу от внедрения можно оценить и качественно: новый уровень работы банка, новый уровень предоставления корпоративной информации для менеджмента и акционеров, повышение корпоративной культуры.

Оценивая стратегические выгоды можно говорить о том, что внедрение интегрированных систем в банке обеспечит эффективный путь к достижению стратегических целей, позволит сделать банк более привлекательным для инвесторов и, конечно, поможет увеличить долю банка на рынке финансовых услуг.

Если вернуться к количественным или материальным показателям, стоит отметить, что на начальном этапе внедрения практически невозможно четко указать, насколько будут оптимизированы те или иные направления деятельности и показатели. Существует стандартная методика Oracle для их оценки, существуют средние по отрасли показатели. Перед началом проекта, определяя измеримые цели и сроки их достижения, мы формируем набор ключевых показателей эффективности, фиксируем их и оцениваем коэффициент оптимизации после запуска системы в промышленную эксплуатацию.

К числу таких ключевых показателей можно отнести увеличение объема продаж банковских услуг и продуктов, увеличение оборачиваемости ТМЗ, сокращение времени составления бюджета, тонный учет затрат, увеличение оборачиваемости средств в расчетах и т.п.; если говорить о системе управления взаимоотношениями с клиентами — эффективное планирование маркетинговых кампаний, уменьшение времени обработки запросов клиентов, повышения качества их обслуживания, оценка количества обращений клиентов и расширение возможностей по их обработке. Сравнение этих показателей до и после внедрения дает возможность оценить экономический (материальный) эффект от использования тех или иных систем.

PCWeek/UE: Как формируются рабочие группы для исследования бизнес-процессов?

М. Е.:
Мы формируем единую проектную группу, которая формально делится на две подгруппы. Они зеркально отображают друг друга. Одна подгруппа — состоит из сотрудников компании-интегратора, вторая — из ключевых специалистов со стороны банка. Каждая проектная группа имеет руководителя. На него возлагается самая ответственная работа по управлению проектом: достижение целей проекта, соблюдение границ проекта, управление рисками проекта и, конечно, обеспечение эффективной работы группы. Следующий уровень в проектной группе — руководители функциональных направлений: финансовая деятельность, специализированные банковские решения, системы управления рисками, системы бюджетирования, система управления отношениями с заказчиками. Кроме руководителей, группа состоит из функциональных консультантов, разработчиков и администратора проекта. Заказчик формирует такую же по структуре и функциональным напрвлениям проектную группу.

Мы настаиваем на том, чтобы в банковскую группу вошли лучшие специалисты заказчика, которые хорошо знают бизнес и готовы брать на себя ответственность в принятии решений по ключевым направлениям автоматизации.

Перед началом проекта одна из ключевых задач — обучение проектной группы заказчика. Причем речь идет о нескольких уровнях обучения: методология внедрения, функциональные направления внедрения и специализированное обучения для отдела информационных технологий. Заказчик должен четко понимать, возможности системы, методику внедрения системы, этапность проекта, знать какие ресурсы и когда будут задействованы для достижения целей проекта. Обучение по функциональным направлениям позволит специалистам заказчика лучше понимать возможности системы и эффективно работать с консалтинговой командой “Борлас Украина”, закрепляя на практике полученные знания. Нашей целью, кроме, собственно внедрения проекта, является обучение и подготовка проектной группы заказчика, которая в дальнейшем будет развивать и поддерживать внедренную систему. Мы четко понимаем, что внедряя комплексное интегрированные решение, заказчик должен получить эффективный инструмент для управления бизнесом, и после сдачи системы в промышленную эксплуатацию, не должен зависеть ни от компании-поставщика, ни от компании, внедрявшей проект, а иметь собственную профессиональную команду, которая в состоянии развивать и предприятие и систему в соответствии с новыми целями и задачами.