Несколько лет назад нам говорили, что к 2018 году на дорогах всего миру будут колесить полностью автономные транспортные средства. Когда этого не произошло, нам сказали, что они появится к концу 2020 года. А когда не случилось и этого, то заявили, что беспилотное будущее придет очень скоро, оно уже не за горами.

Похоже, сейчас эксперты более прагматичны. Согласно недавнему отчету Wall Street Journal, многие эксперты по информатике полагают, что мы можем быть по крайней мере в десятилетии от появления автомобилей без водителя, другие же полагают, что они могут вообще никогда не появиться.


Основная проблема

Технологии беспилотных транспортных средств — сложная задача. По словам Илона Маска, необходимо значительно доработать искусственный интеллект для выполнения автономного вождения без надзора со стороны человека. Дело в том, что вся дорожная система разработана для биологических нейронных сетей с оптическими датчиками изображения, то есть — для человеческого зрения и интеллекта.

Тем не менее, Маск продолжает безосновательно утверждать, что функция полного самоуправления Tesla достигла таких высот, что мы уже на пороге превращения автомобилей в полностью автономные транспортные средства. Tesla Full Self-Driving — это мощная функция помощи водителю, однако все еще нет никаких признаков того, что Tesla ближе к достижению реального полного автономного вождения, чем любой другой производитель.

Почему так ошибались эксперты?

В 2014 году глубокое обучение стало популярным благодаря работе многочисленных компьютерных ученых, в том числе Яна Гудфеллоу. Его работа по разработке и определению общей конкурентной сети (также известной как GAN, нейронная сеть, которая помогает ИИ производить выходные данные, выступая одновременно в качестве генератора и дискриминатора) показала, что почти любое задание по автономии можно выполнить с помощью алгоритмов и нейронных сетей.

Современный подъем глубокого обучения стал тем драйвером, который поднял сферу исследований в области искусственного интеллекта и почти в одночасье превратил Google, Amazon и Microsoft в компании, занимающиеся первоочередными задачами в области ИИ.

По оценкам экспертов, к 2028 году искусственный интеллект будет стоить почти триллион долларов.

Но эти достижения не привели к тому уровню техномагии, который предсказывали такие эксперты, как Рэй Курцвейл. Искусственный интеллект, который хорошо работает в современном мире, предназначен для выполнения очень узких конкретных задач, но не более.

Водитель-человек должен работать навигатором и притом управлять самим транспортным средством. Потому возникает вопрос разработки десятков (или сотен) взаимодействующих узкоцелевых систем ИИ, либо выяснения того, как создать общий ИИ.

Что нас ждет? 

Изобретение и разработка общего ИИ, вероятно, станет основным катализатором для решения проблем беспилотных автомобилей. Поскольку общий ИИ — это просто еще один способ сказать об искусственном интеллекте, как системе, способной выполнять любую относительную задачу, которую может выполнить человек. И пока появление общего ИИ остается технологией далекого будущего.

В ближайшем же будущем мы можем ожидать другого. Технологии помощи водителю продолжают развиваться приличными темпами, и автомобили завтрашнего дня, безусловно, будут более безопасными и совершенными, чем современные. Но нет оснований полагать, что в ближайшее время они будут ездить сами по себе по общественным дорогам.

Через несколько лет мы, скорее всего, увидим отдельные районы в крупных городах мира и целые автомагистрали, предназначенные для использования технологий беспилотных транспортных средств. Но это не предвещает эпоху беспилотных автомобилей.

Нет никаких признаков (кроме вышеупомянутого заявления главы Tesla) того, что какой-либо производитель автомобилей приближается хотя бы к пятилетнему окну для разработки автомобиля массового производства, рассчитанного на полностью автономное вождение.

И это убедительное доказательство того, что как минимум в ближайшие 10 лет или больше мы не увидим серийный автомобиль, у которого нет рулевого колеса или средств ручного управления.

Беспилотные автомобили — это не фантастика. Но их разработка — это не только умные алгоритмы, прямые вычисления и компьютерное зрение. По мнению экспертов, потребуется другой тип ИИ, другой подход в целом, масштабные инфраструктурные усилия, чтобы продвинуть эту область вперед.


Источник: TNW