Услуга MNP доступна украинцам с мая 2019. С тех пор ею воспользовались свыше 110 тысяч абонентов. Действующая процедура соответствует мировым практикам, когда абонент, который хочет сменить оператора, должен подтвердить, что он действительный владелец телефонного номера.
Сейчас НКРСИ планирует упростить Порядок предоставления услуги MNP. Одним из пунктов предлагается внедрение принципа «единого окна» и исключение необходимости регистрации абонентов, планирующих переносить номера, у оператора-донора, который обслуживает номер и знает всю историю его использования. С одной стороны, это ускорит процедуру перехода. А с другой – создает огромный риск угона номера абонента, и может привести к всплеску нового вида мошенничества.
По мнению представителей Киевстар, незаконное присвоение телефонного номера открывает возможности мошенникам получить доступ к персональным данным, электронной переписке, финансовым счетам абонента, подвязанных к номеру. Поэтому большинство представителей рынка совместно с правоохранительными органами обратились к регулятору с просьбой пересмотреть Порядок и перекрыть кибермошенникам возможность реализовать новые преступные схемы. В целом, Киевстар поддерживает упрощение процедуры переноса номеров, предложенную НКРСИ, кроме одного пункта: регистрации на стороне оператора-получателя путем введения принципа «единого окна».
Ни одна страна мира не ввела принцип «единого окна» для обезличенных абонентов. Он может работать только там, где все абоненты зарегистрированы в установленном порядке. В Украине же почти 90% абонентов – не идентифицированы, то есть не имеют ни договора с телеком оператором, ни зарегистрированного на паспорт телефонного номера. При этом, по данным ЕМА, в Украине киберпреступления с похищением SIM-карты входят в тройку самых «популярных». Поэтому риски, которые возникают в результате внедрения принципа «единого окна» – неоправданы и несоизмеримы с прогнозируемыми результатами внедрения изменений