Украинский офис компании GlobalLogic провел онлайн-мероприятие, на котором поделился своим видением тенденций на быстро растущем рынке OTT-сервисов. Приятно отметить, что именно украинцы прилагают немало усилий для технологического развития такой индустрии, ведь основные игроки на этом рынке являются клиентами GlobalLogic.

Технология OTT (англ. Over the Top) — это метод предоставления видеоуслуг через интернет, в обход кабельного телевидения или радиотрансляции. В рамках OTT видеосигнал поступает от провайдера контента на устройство пользователя (ТВ-приставку, смарт-ТВ, компьютер, смартфон, планшет) по сетям передачи данных, вне зависимости от линий связи телеком-оператора. Напомним, что традиционные услуги IPTV предоставляются, как правило, только через управляемую самим оператором сеть с гарантированным QoS (QoE).

Основным преимуществом ОТТ является мобильность — пользователь не привязан ни к определенному устройству, ни к физическому расположению, ни к конкретному интернет-провайдеру. Но есть и недостатки, впрочем о них поговорим далее. 

ОТТ в мире

По прогнозам аналитиков из Fortune Business Insights, глобальный рынок ОТТ в 2026 году достигнет 87 млрд. долл. В целом, аудитория ОТТ сервис-провайдеров стремительно увеличивается. Так, количество подписчиков украинского oll.tv с 2013 года выросла на 81,5% и достигла 1,83 млн в 2020 году. Аудитория сервиса Megogo, который работает в нескольких странах, ранее входивших в СНГ, за последние 5 лет выросла на 13 млн пользователей и теперь равен 58 млн зрителей.


Рынок мультимедиа индустрии формируют несколько категорий участников: это студии, создающие контент, компании, агрегируют контент, и компании, которые распространяют его. Но последние две категории участников также могут создавать контент, а не только агрегировать или распространять его.

Статистика использования устройств 


Распределение по времени просмотра в зависимости от типа устройства одного из украинских ОТТ-сервисов (по данным системы Deepmetrics.tv, октябрь 2017).

 

Использование телевизионных приемников с функцией Smart TV возросло с 18,4% до 29,8% в период с марта 2017 по март 2019 (по данным американской аналитической компании comScore).

Тренды на рынке

Современные функции украинских ОТТ-сервисов мало в чем отличаются от глобальных тенденций. Хотя, конечно, есть некоторая задержка по времени перед внедрением определенных инновационных разработок, но это отставание сокращается.

Тренд 1. Свой кинотеатр дома

Диагональ экрана телевизоров стремительно увеличивается, вместе с тем они становятся доступными. За достаточно небольшую сумму денег можно сегодня приобрести телевизор, который по величине диагонали и качеством изображения значительно лучше того, что можно было купить за такие же средства год или два назад. Но увеличение качества видеосигнала до 4К, а в будущем — до 8 К, приводит к росту объемов трафика и создает проблему задержки воспроизведения видео. Поскольку события формата live смотрят много людей, например, спортивные мероприятия, это приводит к большей нагрузке на сеть. Стандартная задержка составляет от 3-5 до 20-30 секунд и для прямых трансляций такое время может становиться критическим. Чтобы решить проблему, нужно кардинально увеличивать емкость интернет-каналов, а это требует огромных средств и времени.

Впрочем, специалисты GlobalLogic отметили, что решение есть: украинские специалисты разработали инновационную технологию для своего заказчика, которая обеспечивает передачу контента с качеством на уровне 4K с минимальной задержкой, не более 1 секунды. Суть технологии несколько похожа на ту, которая используется torrent-трекерами, когда клиент не только закачивает данные, но и отгружает свою часть файла, притом чем большее количество клиентов загружают один и тот же файл, тем больше скорость загрузки.

Вообще стоит отметить, что украинские специалисты довольно мощно задействованы в глобальном развитии медиатехнологий. Около 50 проектов сфере Медиа реализуется сейчас в GlobalLogic в Украине, более 1000 инженеров задействованы в медиа-проектах, 30% из них задействованы именно в разработке программного обеспечения для ОТТ.

Тренд 2. Улучшенный пользовательский опыт

По сравнению с кабельным телевидением или традиционными радиотрансляционными устройствами ОТТ-телевидение привлекает своим улучшенным пользовательским опытом. Здесь есть персонализированное оформление меню, поиск нужного медиаконтента, в том числе — поиск и навигация с помощью голосовых команд, контент разделен по категориям по типу, тематике и другим параметрам. Интерактивный дизайн сайта с предварительным просмотром видео позволяет более точно понять, будет ли это видео интересным для вас. Кроме того, есть возможность поставить на паузу воспроизведение сигнала, запрограммировать запись указанной телепередачи (Сloud DVR — Cloud Digital Video Recording) с возможностью просмотра позже. Однако эта функция пока не везде доступна, поскольку требует значительных ресурсов на стороне сервис-провайдера.

Тренд 3. Выгодная монетизация для ОТТ сервиса

Обычно такие сервисы работают по подписке. Но на рынке существуют и другие способы организации бизнеса, например, часть игроков предлагает контент бесплатно, делая основной акцент на размещении рекламы.

ОТТ-системы предлагают интерактивную рекламу и возможность приобретения медиаконтента непосредственно в сервисе. Притом данные о покупке синхронизируются, и пользователь имеет доступ к ней на всех устройствах. Возможна также интеграция ОТТ-сервисов с платформами для онлайн-продаж.

Что нас ждет в будущем

Очевидно, что разработчики OTT-сервисов будут активно интегрировать эти продукты с различными бытовым оборудованием и устройствами, используется сегодня в доме. Например, речь идет об интеграции с IoT устройствами, с терморегулятором температурного режима в доме, с умными колонками, системами домовой безопасности и камерами наблюдения (для распознавания лица). Скажем, OTT-сервис идентифицирует пользователя и предлагает ему контент в соответствии с его предпочтениями. Притом в зависимости от жанра заказанного фильма OTT-сервис регулирует освещение в комнате и предлагает заказать соответствующую пищу для доставки из ресторана. Так, если это романтическая драма — то бутылку вина и закуски, если футбольная трансляция — то пиво и жареные сосиски.


Доля ОТТ-индустрии на общем медиарынке уверенно растет, а это значит, что все больше людей пользуются именно услугами ОТТ-провайдеров для просмотра телевизионных трансляций. Но если аудитория велика, то сервисы можно будет дополнительно использовать для оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и сигналах тревоги.

Рост популярности технологий Over the Top приводит к перераспределению доходов на медиарынке и серьезной конкуренции с кинотеатрами. Например, сеть кинотеатров AMC отказалась работать с Universal Studio за того, что последняя объявила о премьерном показе своего последнего фильма через онлайн-сервисы, а не в кинотеатрах. Напомним, что обычно новый фильм сначала запускают в кинопрокат, и только через несколько месяцев после этого он выходит на DVD и продается для просмотра в онлайн-кинотеатрах. Однако в текущем году в связи с карантином традиционные кинотеатры не работали и Universal Studio решила не откладывать премьеру, а провести ее в интернете.

Отдельно следует отметить, что ленты стримингових сервисов сейчас не имеют права участвовать в Каннском фестивале. Дело в том, что еще в 2017 году Netflix выдвинула на участие в конкурсе одну из своих картин. Условия Каннского фестиваля — показ фильма должен пройти сначала в кинотеатре, и только через 36 месяцев его можно продавать на других носителях. Конечно, Netflix, один из крупнейших в мире производителей контента для экосистемы ОТТ, этого правила не придерживался. На следующий год компанию не допустили к участию в фестивале.

Но вряд ли это ограничение сильно повлияло на бизнес компаний из экосистемы ОТТ, ведь стриминговые сервисы стоят на пороге революции и скоро по уровню охвата аудитории сравняются с кинотеатрами. Например, один из клиентов GlobalLogic, ведущий игрок на рынке и производитель медиаплееров Roku, за год получил 600% рост рыночной стоимости. А стриминговий сервис Deluxe, тоже один из клиентов GlobalLogic, обладает уникальным правом показывать видеоконтент перед премьерой для ограниченной аудитории.

При этом самый существенный рост количества подписчиков стримингових сервисов произошел именно во время карантина. Например, Netflix увеличил свою аудиторию на 15 млн новых подписчиков со всего мира. В Украине также заметен рост спроса на видеоконтент. По данным опроса социологической группы «Рейтинг», с введением карантина 38% украинцев чаще смотрят сериалы и фильмы. По данным Megogo, украинцы стали в среднем на 22% дольше просматривать видео с помощью их сервиса. И вряд ли эти привычки изменятся в ближайшем будущем. Так, по информации Performance Research, 70% американцев после карантина планируют смотреть кино дома, а не в кинотеатрах. Есть основания полагать, что эта доля возрастет и среди украинских пользователей.