Сегодня почти каждая организация в той или иной форме участвует в процессах цифровой трансформации. Фактически предприятии идут непроторенным путем, поскольку для многих из них эти процессы являются уникальными. Ситуация усложняется тем, что на рынке отсутствуют дорожные карты или руководства с детально описанными сценариями реализации таких сложных и динамичных проектов. С проблемами столкнулись даже крупные и авторитетные компании — возможно потому, что планы цифровизации приходится придумывать на бегу. Масштаб проблем настолько серьезен, что, по данным консалтинговой компании McKinsey, они затронули 70% предприятий.

Тем не менее, отказываться от цифровизации в любом случае нецелесообразно, о чем красноречиво говорят примеры туристического агентства Thomas Cook или розничного гиганта Sears. Если предприятие не поспевает за изменениями, которые частично или даже целиком преобразовывают целые отрасли, есть все шансы растерять свои преимущества перед конкурентами или вообще лишиться бизнеса. Как реализовать цифровой проект и избежать ошибок?

По словам аналитика Gartner Марка Раскино, организации рассматривают цифровую трансформацию как набор технологий, но на самом деле этот процесс более глубокий — он должен затрагивать самые основы бизнеса: «Технология становится частью того, что мы делаем. Она часть ядра, продукта или ценностного предложения». Эксперт указал на девять распространенных ошибок, которые препятствуют успешной реализации цифровых проектов.

1. Непонимание, что такое цифровая трансформация

Организации применяют цифровые технологии для полного переосмысления отраслей экономики. Речь идет не только о том, чтобы превратить существующие системы в электронные или ориентированные на клиента. «Цифровой бизнес — это капительные изменения в той или иной отрасли, которые выходят за рамки отдельных систем», — сказал Раскино. Сроки окупаемости или реализации проектов будут варьироваться в зависимости от отраслевой принадлежности бизнеса. Например, несмотря на то, что основным источников дохода для нефтегазового гиганта Shell являются нефть и газ, он принялся за освоение нового рынка — подключаемых электрических станций. Очевидно, что через несколько лет на них будет сделан основной упор.

2. Внутренняя фокусировка компании

Многие фирмы воспринимают цифровую трансформацию как план действий, который повышает эффективность работы компании. В конце концов, технологии всегда рассматриваются как средство, которое нацелено на улучшение операционной эффективности. Раскино утверждает, что цифровая трансформация — это нечто большее, чем нацеленность на повышение эффективности, и советует организациям не замыкаться на себе и своих услугах, а быть открытым всему новому, смотреть на то, что предлагает рынок и как компании-конкуренты удовлетворяют потребности клиентов. И взять на вооружение лучшее, что есть на нем. Нужно усвоить, что внутренний фокус, сосредоточенность на себе — это «ошибочная отправная точка при выборе направления цифровизации, которая спустя 2-3 года приведет к жестокому разочарованию».

3. Разобщенность уровней управления

На уровне совета директоров цифровая трансформация рассматривается как задача из области менеджмента, потому что она важна для инвесторов. Следить за изменениями CEO уполномочивают директоров по данным. Раскино говорит, что цифровое преобразование должно проникнуть на каждый уровень организации, закрепиться там и стать фундаментом компании. «Мысль о том, что цифровизация — это ядро бизнеса, должна стать всепроникающей. Мы сами выступаем в качестве ее проводника, и никто не сделает это за нас. Только воспринимая ее как культурное явление, захватившее все уровни управления, можно рассчитывать на ее успешную реализацию», — считает Раскино.

4. Отсутствие ясности по поводу метрик и KPI

Что такое частичная (незаконченная) цифровая трансформация? Это когда различные команды предприятия действуют обособленно, проводя цифровизацию отдельных процессов. Смесь малосвязанных процессов не должна ассоциироваться с полноценной цифровизацией. Ее следует начинать с прицелом на значение цифрового бизнеса для конкретной организации. Это маркетинг, коммерция, «оцифровка» продукта? Требуется создать отдельный продукт или модифицировать существующий? Прежде чем планировать цифровизацию, нужно определиться с терминологией — что цифровизация значит для вас, есть ли в ней необходимость? Следующий шаг — оценить свои усилия, расставить приоритеты, ввести метрики для оценки успешности проекта. Помимо этого нужно изменить KPI (ключевые показатели эффективности).

5. Инкрементализм вместо значительных изменений

Компании вряд ли удастся реализовать цифровые инициативы в рамках существующих бюджетов, кардинально перекроив их, экономя на эффективности или сокращая расходы на ИТ. «Вам не удастся превратить компанию в цифровую с тем бюджетом, который у вас есть, — считает эксперт. — Посмотрите на цифровых гигантов, и на то, сколько денег они занимают и тратят на цифровые проекты. Исправить эту ошибку можно при правильном планировании и прибегнув к структурным инвестициям».

6. Рамочное мышление

Ступая на тропу цифровизации, сотрудники организации, начиная с менеджеров младшего звена и заканчивая руководителями подразделений, должны быть готовыми к овладению новыми навыками. Директору кадровой службы предстоит стать «цифровым» HR-директором, сотрудникам юридической службы — «цифровыми» юристами. «Персоналу придется заняться переобучением, но он не всегда к этому готов, — говорит Раскино. — Тем не менее, обучения не избежать. Чтобы преуспеть в цифровой трансформации, каждый сотрудник должен заняться саморазвитием и развивать навыки гибкого мышления».

7. Чрезмерное планирование

В некоторых случаях предприятиям грозят риски, что планы цифровой трансформации так и останутся планами. К примеру, предприятие нанимает консалтинговую фирму, сводит воедино процессы, которые нужно оцифровать, составляет программу трансформации, но затем члены команды меняются, в нее вносятся поправки и так повторяется по кругу. В итоге все это заканчивается тем, что «стены покрыты планами, которые никто не выполняет». Противодействовать этому можно, взяв на вооружение концепцию «бережливого стартапа».

8. Техноцентризм

Эта ошибка является следствием ежегодного увлечения так называемыми большими технологиями. В один год — нашествие социальных сетей, на второй — мобильные технологии, на третий — облако, на четвертый — большие данные, на пятый — ИИ. «Технологии — это инструменты, но какова цель?», — задается вопросом Раскино. Вместо избыточной технологичности организациям следовало бы сосредоточить свое внимание на неудовлетворенных потребностях клиентов и только затем обращаться к технологиям, чтобы придумывать новые услуги.

9. Недостаточное внимание к культурным изменениям

Когда предприятие приступает к крупным организационным изменениям, это однозначно затрагивает интересы сотрудников. Не исключено, что часть из них будет относиться к изменениям инертно, тогда как другая часть может принять их в штыки. Но если организация хочет добиться успеха, то нужно, чтобы эти люди стали частью преобразований. «Цифровые технологии — это переосмысление отраслевых процессов, а это значит, что вам нужны люди, которые хорошо понимают их подноготную», — сказал Раскино. Инициативы в области цифровой трансформации также должны включать подробные программы изменения корпоративной культуры.


Источник: ITWeek