Украинская ассоциация Финтех и инновационных компаний совместно с компанией Visa и Национальным банком Украины представили исследование украинского рынка финансовых технологий и анализ тенденций его развития.

Общий объем инвестиций в глобальный рынок финансовых технологий в минувшем году составил 111 млрд долл. Сумма вложений в украинский финтех точно неизвестна, но можно предположить, что она в сотни раз меньше.

Как свидетельствует статистика, украинцы охотно пользуются традиционными финансовыми инструментами: на руках у населения 59,4 млн платежных карточек, из которых более 62% являются активными и регулярно используются. В то же время значительная часть населения (около трети) вообще не имеет банковских счетов. И это как раз то пространство, куда могут прийти финтех-компании, чтобы предложить людям простые и современные финансовые сервисы.

Несколько вводных цифр исследования: в целом в Украине работает свыше 100 финтех-компаний, причем более половины основано за последние три года. 63% стартапов в этой индустрии финансируются за свой счет, столько же – прошли точку безубыточности. На международный рынок вышли 43% бизнесов, а из тех, кто работает только в Украине, 73% планируют в ближайшем будущем выйти на зарубежные рынки.


Персонал 25% стартапов насчитывает до 10 сотрудников, еще 25% – от 11 до 25. Более 50 работников имеет лишь 27% компаний. Такое распределение по количеству сотрудников в Украине совпадает с мировым, ведь по данным Venture Scanner, в мире 35% финтех-компаний имеют до 10 сотрудников, а 73% – до 50. Всего в украинских компаниях данного сегмента работает более 4000 человек.

Рост финтеха в ближайшие годы неизбежен

Согласно прогнозам, в 2019 году на рынке появится около 20 новых финтех-компаний. По мнению экспертов, есть несколько причин положительной динамики в этом сегменте. Во-первых, финансовые технологии остаются очень актуальной темой в мире в последние годы. Во-вторых, в силу различных причин на украинском рынке почти нет глобальных игроков, поэтому местным стартапам не приходится соперничать с мощными конкурентами. В-третьих, после недавнего очищения банковской системы потеряли работу многие банковские специалисты, при этом некоторые из них перешли на работу в финтех-компании. Наконец, классические банки все более начинают сотрудничать с финтех-компаниями.


Традиционные финансовые учреждения пока не рискуют инвестировать в финтех-стартапы, но охотно сотрудничают в совместных проектах

Важную роль в развитии рынка также играет фактор государственной поддержки. В частности, Кабинет министров создал «Украинский национальный фонд стартапов» объемом 345 млн грн, а Национальный банк Украины через недавно созданный экспертный совет пытается осознать потребности и направления развития инновационного рынка. В свою очередь, стартапы теперь смогут лучше понимать особенности текущего регулирования и законодательной базы. 

Наиболее востребованные сервисы украинской финансовой индустрии

Как свидетельствуют данные каталога, за последний год наибольший прирост наблюдался в сегменте консалтинговых и аналитических систем, а также управления персональными финансами. Кроме того, прирост в размере около 15% показали сегменты инфраструктурных решений и платежных систем. Отметим, что именно в данных двух сегментах сосредоточено наибольшее число игроков, и это позволяет допустить, что рынки платежных систем и перевода денег, а также инфраструктурно-технологических проектов близки к насыщению. Таким образом, число компаний в этих секторах вряд ли будет расти, либо же рост будет отрицательным.


Бизнес финтех-компаний по категориям

Примечателен спад интереса к технологии блокчейн: после максимума 2016 (38% от всех новых компаний), в минувшем году появились лишь три компании, работающие в этой области.

Эксперты отмечают, что ряд компаний является дочерними предприятиями провайдеров телекоммуникационных и логистических услуг. По всей видимости, провайдеры полагают, что финтех обеспечивает им конкурентные преимущества в основном бизнесе, а также помогает оптимизировать расходы на платежные услуги.

Проблемы роста и выхода на международные рынки

В Украине не хватает акселераторов, которые могли бы помогать стартапам развиваться на ранних стадиях. Также, немало отечественных компаний пытаются выходить на рынок уже с готовым продуктом, что не соответвует общепризнанной практике. Поэтому большинство украинских финтех-компаний по степени развития находятся на стадии начала продаж или масштабирования бизнеса и только каждая пятая является зрелой. Всего 8% компаний сообщили, что находятся на стадии реализации идеи или минимально жизнеспособного продукта (minimum viable product, MVP).

 

Один из главных вопросов для стартапов – найти доступ к финансированию на ранних стадиях развития. До 80% стартапов в мире финансируются за счет собственных средств, а также друзей и родственников (так называемая категория привлечения средств friends & family).

В Украине около 70% финтех-компаний работают без привлечения денег сторонних инвесторов, из них 61% полагается исключительно на свои средства, еще 9% – привлекают деньги друзей и родственников. 30% пользуются внешними инвестициями, в основном это частные инвесторы и ангельские инвестиции. Лишь одна фирма провела ISO для привлечения инвестиций и пока что ни одна не собирается делать это в будущем.

 

Источники финансирования

Среди всех опрошенных 57% компаний работают исключительно на отечественном рынке. В то же время компании, которые были основаны с начала 2018 года, больше нацелены на глобальный рынок, ведь только 43% из них работают исключительно в Украине. Вместе с тем, 73% от этой цифры планируют выходить на зарубежные страны, а почти 60% хотят сделать это уже в нынешнем году. Среди препятствий стартаперы отмечают отсутствие международных связей, незнание законодательства и специфики работы конкретных рынков.

По всей видимости, тенденция выхода отечественных компаний на международные рынки сохранится и в последующие годы. Драйвер миграции обусловлен малым объемом локального рынка, а также нестабильной экономической обстановкой. Сейчас Украина почти не представлена ​​на мировой карте финтеха, поэтому любые появления украинских стартпов на международной арене позитивно влияют на узнаваемость нашей страны. В свою очередь, повышение узнаваемости позволит привлечь больше международных инвестиций и обеспечить дополнительный импульс развития украинской финтех-экосистемы.

Основной клиент – бизнес

Главный клиент для большинства финтех-компаний – это бизнес различного масштаба, как крупный корпоративный, так и СМБ (по 37% для каждого). На массовом рынке обслуживания физических лиц работает 21% компаний, а на премиум-сегмент обслуживания физических лиц нацелено лишь 6%.

 

Категории дохода в сфере финтеха

Среди моделей доходов доминируют комиссионные платежи за реализованные товары или услуги и транзакционные комиссии. В то же время увеличивается популярность модели подписок (регулярных платежей), profit sharing (разделение дохода между несколькими партнерами в совместном проекте) и т. д.

Очевидно, что бизнес и далее будет основным заказчиком услуг финтех-компаний. Что касается модели получения дохода, то стартапы попытаются все больше переводить своих клиентов на подписки. Кроме того, на стыке различных индустрий (например, финтеха и телекома) будет увеличиваться частота использования модели profit sharing.