Олег Гокунь, руководитель корпоративного департамента представительства Lenovo в Украине, рассказывает о планах компании по развитию собственного серверного бренда, о ситуации на украинском ИТ-рынке и глобальных тенденциях в ИТ.


PCWeek/UE: Как вы оцениваете украинский рынок ИТ? Заметны ли изменения к лучшему после спада 2014 и 2015 гг?

ОЛЕГ ГОКУНЬ: Финансовый год в Lenovo начинается 1 апреля, а заканчивается 31 марта. Поэтому формально у нас сейчас только 1-й финансовый квартал. Но анализируя ситуацию в стране, могу сказать, что есть определенные изменения и в экономике, и в процедурах закупок, и в бизнес-культуре. Это касается как рынка персональных систем, так и серверного рынка.

Драйвером рынка персональных систем в первом полугодии текущего года были государственный сектор и образование. По линии госсектора рост закупок составил по разным оценкам до 14%. Предприятия с той или иной долей государственной собственности на сегодня являются основными заказчиками.  

Как ни странно, банковский сектор еще не восстановился. Но уже сейчас лидеры финансового сектора планируют инвестировать в ИT-инфраструктуру.

Предполагаю, что заметный вклад в развитие ИТ рынка внесут следующие отрасли: здравоохранение, фармацевтика, бизнес-услуги, медиа. Кроме того, мы предполагаем, что во второй половине года будет более активен энергетический сектор. А вот в телекоммуникационном сегменте в настоящий момент активность не высокая.

Значительная динамика в образовании обусловлена выделением серьезного финансирования на закупку различных специализированных классов, например, компьютерных классов, оборудования для кабинетов физики, химии и т. д. Образовательный сегмент достаточно активно потребляет оборудование, однако оно должно отвечать определенным требованиям. Ведь это целый комплекс, начиная от парты и заканчивая специализированными кабинетами, проектором, мультимедийной доской, лицензионным программным обеспечение и т.д. 

PCWeek/UE: Есть ли спрос на рабочие станции?

О. Г.: У нас этот сегмент входит в общее направление PCSD – Personal Computers and Smart Devices. К персональным системам относится все, начиная от планшетов и заканчивая моноблоками, мониторами и рабочими станциями.

В этой области мы выделяем несколько направлений работы. Первое – всё, что связано с госзакупками. Однако в госсекторе есть ограничение по цене – до 13 тысяч гривен с НДС. При таком ограничении трудно конкурировать с локальной сборкой, но все же возможно.
Второе – связано с теми задачами, где необходимо высоконадежное и высокопроизводительное оборудование, такое как рабочие станции. Здесь наблюдается небольшой рост, он обусловлен тем, что предприятия, которые могли бы потреблять такой продукт, на сегодняшний день находятся не в самой хорошей финансовой ситуации. В лучшем случае наблюдается стабилизация, в худшем – снижение объемов. Некоторые предприятия зачастую рассматривают варианты замены бренда на локальную сборку, что обусловлено вопросами экономии. Здесь наша задача – доказать целесообразность инвестиций в оборудование, прошедшее сертификацию производителей профессионального ПО и в снижении ТСО (совокупной стоимости владения) стоимости владения.

И третий сегмент – предприятия, которые обычно использовали высоконадежные решения от мировых лидеров. В 2016 был серьезный прорыв, и многие заказчики лояльно отнеслись к новому форм-фактору под названиемmini ATX.  Данное оборудование имеем компактный дизайн (размер материнской платы 178 х 178 мм), низкое энергопотребление, малый вес и производительность, сопоставимую с привычными ПК

По ноутбукам драйвером рынка стал потребительский сегмент. Что касается корпоративных мобильных устройств, то здесь снижения продаж не было. На мой взгляд, возвращается ситуация, когда заказчики считают не только начальную, но и совокупную стоимость владения и уделяют внимание долгосрочному планированию. И здесь Lenovo предлагает очень конкурентоспособные решения. 

PCWeek/UE: Какие планы Lenovo по развитию собственного бренда на серверном рынке?

О. Г.: В начале 2014 года была анонсирована и завершена сделка по приобретению бизнеса х86-серверов и ряда оборудования от компании IBM. Во-первых, мы приобрели продуктовую линейку х86-серверов, куда входят не только серверы, но и сетевое оборудование, инженерная инфраструктура, источники бесперебойного питания и т. д. Притом мы получили все патенты, технологии и т. д. Во-вторых, мы приобрели 34 исследовательских центра и 7 заводов по всему миру. К нам перешли работать 7,5 тысяч сотрудников, прежде всего из исследовательских и сервисных центров, центров поддержка, инженеры и продавцы, то есть все, кто были связаны с компанией IBM и х86-бизнесом.  При этом мы сохранили партнерские отношения с компанией IBM. В настоящий момент интеграция всех бизнес процессов завершена. 

11 июля мы анонсировали два наших новых бренда: ThinkSystem и ThinkAgile. Это самое масштабное обновление продуктов в истории компании, и эту информацию мы доносим нашим партнерам и заказчикам.  Платформа ThinkSystem – по сути «строительные кубики» для инфраструктуры. Сюда входит серверное оборудование, СХД, сетевое оборудование и т.д. ThinkAgile – это решение для программно-определяемой инфраструктуры. Фактически – это готовая экосистема, в которую включены устройства, решения, услуги. 

PCWeek/UE: Почему IBM отвечает за сервисное обслуживание х86-серверов, сделанных Lenovo?

О. Г.: Примерно за 10 лет до покупки серверного бизнеса у IBM компания Lenovo приобрела бизнес ПК. И на определенном этапе опыт этого приобретения показал, что важна непрерывность процесса обслуживания, чтобы заказчики не ощутили каких-либо проблем с сервисом. Тем более, что сервер –  не ноутбук, который можно быстро заменить, это сложная система, которая должна обеспечить бесперебойное функционирование. Потому мы заключили договор с компанией IBM и финансируем таким образом обслуживание нашей техники. IBM выполняют сервисные работы по всем нашим офисам и территориям. Заказчики, которые работали с IBM, знают процедуры, они хорошо формализованы.

Продукция Lenovo System Х чрезвычайно надежна и показывает менее 1% отказов. Это очень хороший показатель, который подкреплен радом технологий и разработок. Например, наши системы контролируют порядка 7 компонентов в каждом сервере, и, отрабатывая определенный алгоритм, система заранее информирует заказчика о том, что есть вероятность того, что компонент выйдет из строя (хотя возможно он проработает еще целый год). На основании этих логов происходит замена компонента до того, как устройство или сервер выйдет из строя. Ситуация внеплановой остановки исключается. 

PCWeek/UE: Кто будет обслуживать серверное оборудование Lenovo после завершения сервисного соглашения с IBM года?

О. Г.: Пока рано говорить. Возможно, будет принято решение о продлении контракта с компанией IBM, если мы будем ощущать удовлетворенность наших заказчиков, либо Lenovo за это время создаст свой полнофункциональный сервис. Время и рынок покажут. 

PCWeek/UE: Какие тренды в области серверных систем вы можете отметить?

О. Г.: Прежде всего, это виртуализация и ощутимый рост всего, что связано с гиперконвергентными инфраструктурами. Многие «горячие» технологии наконец-то пришли в Украину, в частности, появился спрос и на гиперконвергенцию. Но все будет определяться экономической ситуацией в стране и теми задачами, которые придется решать бизнесу.

Развиваются облачные вычисления, расходы на облачную инфраструктуру в среднем растут на 15% ежегодно, и ожидается, что к 2019 году емкость рынка достигнет 53 млрд долл.

По прогнозам Cisco, к 2020 году каждый человек будет подключено к сети порядка 50 млрд устройств. Это огромное количество устройств будет оказывать влияние на бизнес, на людей и на инфраструктуру. Однозначно будет расти влияние Big Data и бизнес-аналитики.

Наша задача – предоставление эталона архитектуры для глубокой обработки огромных массивов данных, именно на достижение такой цели направлено наше тесное сотрудничество с SAP.

Еще один вызов ближайшего будущего – потеря или кража клиентских данных. По оценкам аналитиков, в 2015 году было потеряно или украдено порядка 5 млрд личных записей. IBM в свое время оценила стоимость каждой украденной записи в 158 долл. Соответственно расходы на защиту данных будут расти фантастическими темпами.

В этой области Lenovo работает на нескольких уровнях. Прежде всего, компания предлагает большое количество встроенных стандартов безопасности для конечных пользователей. Среди них: технологии безопасности, такие как биометрия и модуль шифрования. Многие наши пользователи знают, что в корпоративной линейке мы используем стандарты надежности MIL-STD, которым должен удовлетворять любой производитель, желающий поставлять оборудование для армии США. Lenovo тестирует по этим стандартам практически всю корпоративную линейку продуктов. Также мы используем наработки наших коллег из компании Intel. В эти направления мы будем активно инвестировать, поскольку видим здесь большой потенциал.