В минувшем году компания TP-Link отпраздновала 20-летие со дня основания, продала рекордное количество устройств и открыла новые направления бизнеса.
Свою историю TP-Link ведет с 1996 года, именно тогда в городе Шэньчжэнь, Китай, было основано небольшое предприятие, специализирующееся на выпуске сетевого оборудования. Название TP-Link является сокращением от «Twisted Pair» — витая пара, и «Link» — соединение. Впоследствии, когда компания сфокусировалась на беспроводном оборудовании, TP стали трактовать как «Trust and Performance».
В 2005 году TP-Link вышла на мировой рынок, в 2007-м были учреждены представительства в Сингапуре и Индии. В 2008 году вендор открыл офисы в США и Германии. Украинский офис появился в 2011 году.
В 2009 году компания заняла первое место в Китае среди поставщиков сетевого оборудования на рынке SOHO. Годом позже TP-Link вышла в лидеры среди производителей маршрутизаторов и ADSL модемов, по данным американской фирмы «IN-Star».
За 20 лет TP-Link достигла оборота в 2 млрд долл, притом только половина этой цифры приходится на внутренний рынок, все остальное — экспортные поставки. На сегодня компания уверенно удерживает лидерские позиции на глобальном рынке Wi-F-маршрутизаторов, достигнув доли в 45,49%.
Итоги работы на украинском рынке: крутой рост после кардинального спада
По словам Игоря Михалицина, директора по маркетингу TP-Link Украина, к концу 2016 года индекс потребительских настроений населения, согласно отчету GfK, слегка вырос. Но при этом только около 30 % респондентов с оптимизмом смотрят на происходящее. То есть, можно говорить о том, что у рынка еще огромный потенциал. Тем не менее, результаты работы компании в Украине в прошлом году и в начале этого указывают на положительные тенденции рыночного роста. Но перед подведением итогов стоит сделать небольшое пояснение технологических особенностей рынка беспроводных маршрутизаторов.
Согласно статистическим данным, в конце прошлого года доля пользователей Интернета в Украине достигла 63%, причем эта цифра за последние два года почти не менялась. Таким образом, можно говорить о том, что рынок фактически достиг насыщения. Притом все чаще наблюдается миграция с одной технологии связи на другую. Например, пользователи мигрируют с домашних ноутбуков и десктоп-систем на смартфоны: за три года доля смартфонов как средств доступа в Сеть выросла почти в два раза. Но только 14% людей используют исключительно смартфон для доступа в сеть — остальные применяют как мобильный гаджет, так и ноутбук.
Стагнация на рынке интернет-доступа говорит о том, что число новых покупателей Wi-Fi-устройств стремится к нулю. Основная масса клиентов — это так называемые повторные покупатели, которые либо делают апгрейд старого оборудования, либо мигрируют на другие технологии.C 2017 года TP-Link будет поставлять на рынок только 300-мегабитные Wi-Fi-маршрутизаторы
Юрий Полищук, коммерческий директор TP-Link Украина, отметил, что компания с начала 2017 года приняла решение полностью прекратить производство 150-мегабитных Wi-Fi-маршрутизаторов. Это было непростое решение, тем не менее, оно связано с нынешней конъюктурой рынка. Дело в том, что компания сейчас испытывает дефицит чипсетов для своих устройств — поставщик чипсетов для Wi-Fi-сетей Qualcomm свернул их производство, сосредоточившись на выпуске чипов для смартфонов. В результате в очень сжатые сроки компании пришлось переходить на чипы другого поставщика. Кроме того, 150-мегабитные маршрутизаторы уже сегодня убыточны для производителей. Складские запасы этих морально устаревших устройств закончатся в 1-м квартале, возможно у некоторых дистрибуторов остатки на складах останутся до мая.
Что касается коммерческих итогов года, то, по словам Юрия Полищука "…2016-й стал очень успешным для компании, мы даже не ожидали, что год станет таким выдающимся. Всего за минувший год компания реализовала 1 млн 403 тысячи устройств, притом что в 2015 удалось продать только 900. Рост продаж в штуках достиг 55%, а в денежном выражении — примерно 40 % (причем в валютном эквиваленте). При этом прогнозируемость рынка уже несколько лет остается достаточно высокой, особенно хорошо заметна сезонность рынка». Однако вместе с ростом объема продаж несколько снизилась средняя стоимость устройств — в этом году средний чек составил 12,5 долларов, что примерно на доллар ниже, чем в прошлом году. Такой тренд говорит о том, что украинские пользователи стараются покупать более дешевые устройства и покупательская способность достаточно ограниченна. По всей видимости, в этом году ситуация изменится, поскольку 150-мегабитные устройства сняты с производства. Украинский офис приложит все усилия, чтобы снизить цену и на 300-мегабитные маршрутизаторы, но в любом случае средняя стоимость устройства вырастет.
В 2016 году компании удалось удержать свою долю на украинском рынке на уровне 68%, притом что в мире доля вендора составляет 45%. Кстати, очень немногие региональные офисы вендора в мире смогли добиться таких успехов, акцентирует Юрий Полищук. Однако хорошие результаты есть не только в сегменте SOHO, но и в сегменте SMB — здесь также удалось добиться роста, особенно в штучном выражении. В штуках сбыт вырос на 21%, а в деньгах — на 8%.
Минувший год стал очень успешным для TP-Link Украина и в тендерном бизнесе, поскольку принес компании 22% от оборота. В частности, компания выиграла один из тендеров национального оператора Укртелеком.Устройства для «умного» дома — одно из новых направлений бизнеса, на котором сфокусируется TP-Link в Украине
Что касается структуры продаж, то здесь традиционно доминируют Wi-Fi-маршрутизаторы, их доля составляет порядка 80% от всех продаж, на СМБ-оборудование приходится 8% и еще 10% продаж — коммутаторы. Линейка оборудования для «умного дома» выросла с 0,5% до 0,8%. Рынок пока не созрел к этим устройствам, хотя продукты TP-Link отличаются действительно широким набором интеллектуальных функций.
Смартфоны под брендом Neffos пока занимают менее 1% оборота. Тем не менее, сегмент смартфонов растет. Однако этот рынок очень конкурентный, чтобы его завоевать, необходимо немало времени.
Планы на 2017 год
В нижнем ценовом сегменте компания намерена удержать достаточно доступную стоимость устройств, чтобы удовлетворить спрос со стороны тех потребителей, у которых нет больших финансовых возможностей. В верхнем ценовом сегменте TP-Link представит более широкий ряд дорогих моделей с хорошей маржинальностью. Стоит отметить, что спрос на дорогие устройства стабилен, независимо от экономической ситуации в стране. То есть, верхний ценовой сегмент практически не проседает в кризис, в то время как средний ценовой сегмент смещается вниз.
TP-Link Украина делает ставку в этом году на продажу скоростных Wi-Fi-рутеров, тем более, что спрос на них немного вырос еще в прошлом году. Однако этот тренд разительно отличается от того, что происходит в мире, где замещение медленных моделей скоростными произошло еще в прошлом году.
Помимо отказа от производства 150-мегабитных устройств, компания также прекратила выпуск карманных 3G-LTE-модемов со встроенным Wi-Fi-маршрутизатором. TP-Link движется в направлении интернета вещей и устройств для «умного дома». В ближайшем времени вендор планирует вывести на рынок облачную камеру с Wi-Fi-передатчиком и универсальную многопортовую батарею, способную генерировать ток 2,4А для подзаряда мобильных устройств.