Споры о том, какое ПО лучше — проприетарное или Open Source — не утихают на протяжении многих лет. У обеих категорий софта имеется широкий круг сторонников, но факт остаётся фактом: мы всё чаще встречаем упоминания, что открытое ПО проникает не только в корпоративную среду, но к нему присматриваются и правительства многих стран. Среди преимуществ Open Source перед проприетарным ПО можно отметить отсутствие отчислений за каждый установленный экземпляр программы, доступ к исходным текстам (кодам), отсутствие недокументированных функций.

Несомненно, что одним из наиболее важных достоинств Open Source является экономия. Она особенно значима в масштабах государства, пишет ZDNet. Недавний отчёт административно-бюджетного управления США показал, что правительство этой страны тратит на лицензирование ПО и связанную с ним техподдержку 6 млрд. долл. ежегодно. Неудивительно, что американские власти изучают возможности использования Open Source и открытых стандартов, чтобы снизить издержки. В июне в США был принят новый закон (т. н. Megabyte Act), который будет регулировать выплаты за лицензирование ПО государственными службами и агентствами. Предполагается, что он позволит сэкономить в среднем для каждой службы не менее 181 млн. долл. в год.

Ещё одной мерой, которая призвана помочь США сократить расходы на лицензирование ПО, является принятие новой федеральной политики в области программного обеспечения. Она предусматривает повышение прозрачности и более эффективного взаимодействия всех государственных органов путем использования открытого исходного кода. Эти призывы к открытости — способ, при помощи которого правительства США и других стран хотят повлиять на высокотехнологичные компании.

Тем не менее, правительства, исправно платящие за лицензии на ПО, вынуждены мириться с зависимостью от софтверных компаний. По словам консультанта в области ПО и сопредседателя Open Source for America Кейна Маклина, компании разрабатывают проприетарные решения с привязкой к себе как единственному поставщику (lock in). Конечно, они противятся открытым инициативам.

В ответ на планы правительства Великобритании о переходе на открытые стандарты, которые были утверждены в 2014 г., Microsoft пригрозила вывести из этой страны свои исследовательские лаборатории. Страны, декларирующие переход на Open Source, должны быть готовы к такому повороту событий: из-за того, что британским чиновникам запрещено связывать себя лицензионными соглашениями на проприетарный софт, производящие его компании начинают терять доходы. К примеру, офисный пакет Microsoft Office является одной из самых дорогостоящих программ для госслужб во всём мире. Более того, они являются самыми крупными клиентами Microsoft. Компания не раскрывает стоимость лицензии на пакет для госучреждений, но о популярности Office 365 можно судить хотя бы по тому, что в прошлом году бизнес-лицензия на его использование подскочила в цене на 59%.

Ранее об увеличении расходов на лицензии отрапортовало австралийское правительство — на 33% за один только 2016 г., что значительно превышает расходы предыдущих лет. По подсчётам министерства финансов Австралии, ежегодные затраты на лицензирование продукции Microsoft за период с 2016 по 2019 гг. составят 67 млн. австралийских долларов (50 млн. долл. США). Справедливости ради, в последние годы политика Microsoft начала меняться в сторону открытости, компания даже стала «платиновым» членом Linux Foundation.

Сегодня Microsoft поддерживает Debian GNU/Linux на Azure и проводит собственную сертификацию Linux. С этого года компания предлагает открытое ПО Hadoop на Ubuntu и собственный специализированный Linux-дистрибутив: Azure Cloud Switch. Среди её партнеров ведущие провайдеры Linux — Canonical, Red Hat и SUSE. Можно привести ещё один аргумент, говорящий в пользу открытости софтверного гиганта: несколько лет назад Microsoft выпустила формат .docx, который совместим с большинством текстовых программ.

Впрочем, формат совместимости — это не формат открытости. Руководствуясь этим принципом, Нидерланды решили сделать использование открытого формата документов (OpenDocument Format, .odf) для государственных администраций обязательным. Решение вступит в силу в начале 2017 г. Важное преимущество .odf — он совместим как с пакетом Microsoft Office, так и альтернативами в виде открытых проектов OpenOffice или LibreOffice. Кроме того, правительство Нидерландов будет содействовать популяризации ПО с открытым исходным кодом в частном секторе экономики.

Google и Facebook, в отличие от Microsoft, ориентировались на открытые технологии изначально. Первая в соавторстве с сообществом разрабатывает такие проекты, как Chromium, Android, Brillo, вторая является основателем проекта Open Compute, предназначенного для разработки открытых спецификаций для серверных систем.

Что ещё помимо экономии привлекательного в Open Source для государственных органов? Ответ заключается в совместимости открытых стандартов, что позволяет комбинировать разные средства и среды разработки, делиться опытом и перенимать его у других разработчиков. Это особенно актуально в ситуации, когда государственные органы многих стран переносят свои сервисы для взаимодействия с гражданами в Сеть. Их доводка по мере разрастания новых услуг требует переработки кода, поэтому правительства поощряют разработчиков использовать ПО со встроенными открытыми стандартами.

Но Open Source привлекателен не только для государственных органов. Как считают сторонники этого подхода, открытый код позволит не только упростить обмен данными между государством и гражданами, но и сделать порталы государственных услуг более инновационными. Маклин считает, что есть популярные технологии, которые базируются на открытом коде, и их целесообразно применять, не выискивая какие-то проприетарные аналоги: «Базы данных настолько тесно переплетены с данными, что являются практически неотделимыми друг от друга. Если вы работаете с подходящими инструментами, зачем изобретать что-то новое?». Он поделился наблюдением, что некоторые небольшие проекты Open Source становятся частью федеральных ИТ ещё до принятия открытых стандартов.

Автор законодательной инициативы по переводу госслужб Нидерландов Астрид Осенбург полагает, что внедрение формата открытого документа позволит улучшить обмен информацией между гражданами и правительством, а также предоставит последнему больше свободы в выборе ИТ-поставщиков. Она также уверена, что использование ПО с открытым исходным кодом повысит конкуренцию в программной индустрии.