Интернет вещей часто называют четвертой промышленной революцией, и для многих эра Internet of Things (IoT) будет одним из наиболее мощных и в какой-то степени даже разрушительных технологических потрясений за всю историю. Помимо «умных» холодильников, которые предупредят вас о том, что заканчивается еда, и умных стиральных машин, которые способны сами отправить заказ на доставку стирального порошка, IoT глобально изменит бизнес. Причем как его производственные процессы, так и сами способы управления данными для принятия ключевых решений.
Основа Интернета вещей – это информация. Как неоднократно отмечал Эрик Шмидт (Eric Schmidt) из Google, если бы мы записали все человеческие коммуникации с незапамятных времен до 2003 года, нам бы понадобилось около пяти миллиардов гигабайт дискового пространства. Сегодня IoT создает такой объем данных каждые два дня, и эта цифра будет расти, поскольку Internet of Things приобретает все более широкое применение, особенно в производстве.
Глобальный институт McKinsey (McKinsey Global Institute, MGI) подсчитал, что объем рынка Интернета вещей к 2025 году составит от 4 до 11 трлн долларов. Эти огромные цифры отражают трансформационный потенциал IoT в потребительском и корпоративном (B2B) сегментах. Но с чего же начать?
Возможности для всех
Согласно прогнозам аналитического агентства Gartner, в 2015 году будет использоваться 4,9 млрд различных «интернет-вещей». Это на 30% больше, чем в 2014, а к 2025 году их количество достигнет 25 миллиардов. Подобная тенденция особенно важна для производства, где можно объединить сенсоры в сеть и создать надежную систему управления «машина-машина» (M2M). Такой подход в корне изменит саму модель проектирования, производства и возможностей всей логистической цепочки. И подобное сближение технологий производства и системы данных означает гораздо больше, чем просто сближение. С точки зрения производства, IoT может выступать в роли связующего звена систем окончательной обработки данных, управления логистикой поставок и клиентов, предоставляя инструменты управления их взаимоотношениями. Такой подход окажет влияние на каждый аспект производственного процесса, и ни одна организация не может просто наблюдать за этим, иначе окажется далеко позади, в то время как другие перейдут на более эффективные модели.
Подобные прогнозы — не просто беглый взгляд на будущее. Результаты опроса IDC показывают, что 55% предприятий с дискретным типом производства в настоящее время исследуют, запускают пилотные проекты или даже уже используют в производстве Интернет вещей. Снижение стоимости сенсоров и повышение доступности новых технологий уже влияет и будет влиять еще больше на все отрасли, а не только на производство.
В сфере здравоохранения, где IoT пока не набрал обороты, его потенциал для улучшения ухода за пациентами огромен. В некоторых больницах, к примеру, уже используются смарт-кровати, которые автоматически регулируются для большего комфорта больных, или же оповещают медсестер, когда пациент встает. Другие примеры – носимые устройства, которые передают данные пациента врачам, если необходимо срочно предпринять какие-либо меры.
Страхование является еще одним интересным сектором для Интернета вещей. Если подумать об огромном объеме устройств, которые могут быть включены в Интернет вещей, то страховщикам будет необходимо гарантировать предоставление соответствующих цифровых услуг и большую степень детализации данных при моделировании страхового риска.
Вызовы мира, где все связано Интернетом вещей
Несмотря на огромный потенциал и возможности Интернета вещей, скептики утверждают, что статистика рынка значительно завышена отраслевыми аналитиками и поставщиками. Наличие большого числа техно-скептиков неудивительно, учитывая столь ранний этап развития Интернета вещей на данный момент. Но давайте используем цинизм и скепсис в качестве своеобразного фильтра, чтобы сделать Интернет вещей еще более эффективными. Рассмотрим некоторые из ключевых вызовов для этой технологии и способы их преодоления.
Безопасность и конфиденциальность: высокие ставки, серьезные последствия
Учитывая само понятие технологии, не удивительно, что безопасность является одной из ключевых областей, которую должен принять во внимание бизнес. Мы слышали многое: от случаев, когда хакер взял под контроль «подключенный» автомобиль в десяти милях от него и спустил его в кювет, до веб-камер и бытовой техники, которые были взяты под контроль хакерами, поскольку устройства были подключены к сети. В среде бизнеса это приводит к потребности более широкого управления рисками, и защиты не только от внешних хакерских угроз, но и от своих сотрудников, а также от ненадежного внедрения технологии.
В отношении проблем безопасности IoT, Удо Хельмбрехт (Udo Helmbrecht), исполнительный директор Европейского агентства по сетевой и информационной безопасности (European Union Agency for Network and Information Security, ENISA), отметил: «Я могу предсказать, что будут создаваться небезопасные приложения, потому что они сделаны неопытными людьми, и статистика угроз только повысится... Можно очень дешево приобрести эти сенсоры для Интернета вещей. Вы можете купить за несколько долларов сенсоры и процессоры, потом сложить их вместе – подключай и используй... То, что мы в настоящее время видим — это самодельный Интернет вещей. Ни один из создателей не думает об ИТ-безопасности».
Есть и другие проблемы в сфере безопасности. Заводы могут не захотеть переходить к процессу производства «машина–машина» на основе IoT, поскольку они не в состоянии предсказать, как эти системы будут работать при полной автоматизации процесса. Подозрения людей касательно роботов и технологий, используемых на рабочем месте, часто приравниваются к вопросам безопасности «подключенных» автомобилей. Однако Кевин Эштон (Kevin Ashton), директор MIT Auto-ID Center, считает, что вопрос следует формулировать следующим образом: «А являются ли автомобили, управляемые человеком, безопасными? Ответ – нет. По данным Ассоциации безопасных международных поездок по дорогам (A), более 3000 человек во всем мире погибают в автомобильных авариях каждый день, и большинство из этих смертей вызваны человеческими ошибками».
Ускорение IoT за счет стандартизации
Проблемы развития такой всеохватывающей технологии – это стандартизация и функциональная совместимость. Это два больших вызова для успеха IoT. Организации и различные альянсы по стандартизации играют важную роль, однако многие опасаются, что коммерческим компаниям будет непросто собраться вместе и согласовать все технические характеристики. Безусловно, формат всеобщего обсуждения необходим для ускорения внедрения IoT.
Одним из примеров является альянс Ореn Fog Consortium, к которому компания Dell недавно присоединилась вместе с ARM, Cisco, Intel, Microsoft и Princeton University Edge Laboratory для достижения общей цели: сокращения времени, необходимого для внедрения IoT-решений посредством разработки открытой архитектуры.
Dell также вовлечена в Industrial Internet Consortium (IIC) – группу, сосредоточенную на конкретных случаях использования технологии в различных сегментах промышленности, таких как транспорт, нефть и газ, промышленной автоматизации, производства и т.д.; в альянс Open Interconnect Consortium (OIC), созданный для обеспечения совместимости с существующими сетевыми стандартами; и в Thread Group, где разрабатывают самый лучший способ подключения и контроля продукции на национальном рынке, а также для малого и среднего бизнеса.
Это лишь некоторые из групп, сосредоточенных на решении проблем стандартизации, однако их список постоянно пополняется, что приводит к реальным изменениям.
Тем не менее, несмотря на постоянную работу в этой области, все понимают: чтобы стандарты полностью были проверены и приняты, необходимо несколько лет. Поэтому предприятия рискуют остаться позади, если они будут дожидаться стандартов, прежде чем подключиться в мир Интернета вещей.
Вместо того, чтобы начинать с малого, организации должны акцентировать внимание на безопасности и новой архитектуре на основе аналитики уже сейчас. В этом случае должен состояться эксперимент, так как без этого они никогда не освоят новые возможности.
Объединение внутренней культуры
Еще одна проблема Интернета вещей – это проблема культуры. Интернет вещей – это территория, где организации Информационных технологий (ИТ) и команды Операционных технологий (OT, включая инжиниринг, производство, оборудование и т.д.) должны объединить свои различные бизнес-подходы, чтобы создать унифицированную платформу для обеих сторон.
OT-организации обычно легко внедряют технологии IoT. Участие ИТ-команд обычно развивается и растет со временем, но у них есть опасения по поводу технической изменчивости, отсутствия безопасности и создания непоследовательной архитектуры. В процессе работы вместе с нашими партнерами и внедрением шлюзов, стало понятно, что одна из полезных ролей, которую может взять на себя IoT – это посредничество между ОТ и ИТ. Сотрудникам со стороны ИТ нужно понимать: IoT внедряет ИТ в OT, так что нужно принять его как новые вызовы и возможности. Для стороны OT: добавление IP-адреса к OT-устройству добавляет его в поле зрения ИТ-подразделения, и ИТ становится заинтересованной стороной.
Руководство по выживанию
Несмотря на проблемы, Интернет вещей предоставляет огромные возможности для многих организаций, и его преимущества превышают риски. Рассмотрим ряд ключевых вызовов и вопросов, которые бизнес должен учесть при внедрении Интернета вещей, если хочет его успешно применять и не остаться далеко позади.
- Безопасность и управление средой Интернета вещей. Каким образом опасные факторы, риски и угрозы будут влиять на работу интернет-среды? Есть ли четкая стратегия того, какие действия должны быть предприняты в случае непредвиденной ситуации: например, кто должен быть уведомлен, какие планы по реагированию являются доступными?
- Принятие решений и формирование процессов. Как бизнес будет использовать сотрудников, роботов и транспортные средства для выполнения своих задач с увеличением прибыли? Как они могут оптимизировать решения, используя аналитику в режиме реального времени? Как бизнес сможет разобраться в огромном банке данных, появившемся в его руках, чтобы принимать более продуктивные решения о разработке продукции, производстве, вовлечении поставщиков и клиентов, а также управлении логистикой поставок?
- Контроль/анализ терабайт. Объем и сложность данных, полученных от сенсоров, приборов и оборудования Интернета вещей может привести к перегрузке традиционной сетевой инфраструктуры, систем управления данными и инструментов анализа. Не вся информация имеет критически важное значение, а передача всех данных в облако или ЦОД часто приводит к неэффективному использованию дорогостоящей пропускной способности. Кроме того, в некоторых случаях в режиме реального времени (или близкого к реальному) ответ просто необходим, поэтому задержка равноценна полному отключению сети. Размещение интеллектуального шлюза промышленного класса на границе сети позволяет интегрировать и нормализовать поступление данных от сенсоров и действует как спам-фильтр для сети IoT, передавая только значимые данные в облако, ЦОД или центр управления.
С чего начать: основные соображения
Если взглянуть на риски и некоторые из вопросов, которыми должен задаться бизнес, можно очертить несколько ключевых шагов для организаций, которые хотят выжить в мире IoT.
- Возврат инвестиций должен быть краеугольным камнем при принятии решения о вложениях в Интернет вещей. Определите цели и оцените инвестиции в IoT c точки зрения широких бизнес-требований: повышение качества продукции, уменьшение количества клиентских возвратов или новые возможности получения дохода.
- Для «подключенных» продуктов и платформ продукт-как-услуга (Product-as-a-Service) задайтесь вопросом, как сенсоры информации, данные о местоположении или соединении могут нарушить вашу модель продукта, и сделайте выводы, как спланировать правильное проектирование, изготовление и обслуживание «подключенного» продукта.
- Подумайте, где вам нужно больше инвестировать в новые ресурсы и навыки, чтобы сделать внедрение IoT более успешным. Речь идет не только об инвестициях в базовые технологии, такие как взаимодействие и нетворкинг, управление инфраструктурой и безопасностью, но и в новые области, в том числе Большие данные, мобильность, аналитика и «облака».
- Помните тот кошмар, когда вы пытались заставить эффективно взаимодействовать ERP, SCM и CRM-системы? Интеграция в мир IoT может быть не менее сложной задачей и лучше заранее готовить себя к самым сложным испытаниям, а не стараться получить все и сразу.
- Подружитесь с партнерами и расширяйте горизонт общения для дальнейших совместных свершений. Продолжающийся прогресс позволит лишь нескольким компаниям легко внедрить инновации и остаться на плаву. Это будет сложная эволюция, в которой необходим партнер с долгосрочными технологическими перспективами.
Выводы
Мир стоит на пороге наиболее знаменательной технологической революции всех времен, с монументальными изменениями для предприятий всех размеров. Интернет вещей полностью изменит способ ведения бизнеса и его повседневные процессы и подвергнет сомнению самые привычные и устоявшиеся сейчас ценности. Способность компаний адаптироваться, внедрять инновации и процветать в этом новом амбициозном времени определит, кто станет победителем и проигравшим завтра. Сегодняшний девиз: «Внедряй инновации или умри».
McKinsey предупреждает, что к 2025 года, когда подобные революционные технологии начнут оказывать серьезное влияние на экономику, для бизнеса уже будет слишком поздно планировать действия. А в наше время никто не может позволить себе быть последним.