Но главная особенность мобильных устройств состоит в том, что они фактически произвели революцию в модели развитии ИТ. Если до этого проникновение ИТ двигалось по схеме от внедрения в корпоративном секторе до использования на потребительском уровне, то здесь все произошло наоборот: вначале, мобильные технологии прочно вошли в жизнь конечных потребителей, а уже оттуда стали завоевывать корпоративную среду (вспомним тренд BYOD). Сегодня мобильность является одним из главных факторов, оказывающих влияние на развитие ИТ-рынка, да и прогресса в целом. И очевидно, что роль mobility станет еще более значительной в ближайшие несколько лет.
В 2015 году компания Ipsos Mori по инициативе Microsoft провела опрос, который показал, что почти половине сотрудников (48%) малого и среднего бизнеса не обязательно находиться на рабочем месте, чтобы выполнять свою работу. А для 83% сотрудников мобильные технологии помогают экономить время и повышают продуктивность. Таким образом, благодаря развитию мобильных технологий дистанционная работа уже стала обычным делом для многих компаний, в том числе и украинских.
Этапы проникновения мобильных технологий в корпоративную среду
По словам Дмитрия Калиты, директора Intel в Украине, Беларуси и Молдове, мобильная автоматизация началась с офисных и freelance-работников в начале 2000-х, а в качестве мобильных устройств использовались ноутбуки. Использование малых экранов стартовало примерно 10 лет назад с автоматизации кафе и логистики на платформе КПК с Windows CE 2003. А вот эксперименты с использованием BYOD начали проводиться с 2011-2012 годов, правда, в основном среди руководящего состава и с моделью использования, которая обеспечивает дополнительный доступ в корпоративную почтовую систему и календарь.
Проникновение мобильных устройств значительно усилилось с того момента, когда они достигли необходимого уровня производительности и удобства использования. В ответ на эту тенденцию в компаниях начали разрабатывать способы автоматизации бизнес-процессы для полноценного внедрения таких устройств в корпоративную среду, говорит Андрей Сивенюк, маркетинг-менеджер Dell в Украине и СНГ. В 2012 году наиболее прогрессивные предприятия и организации стали на путь использования модели BYOD (Bring Your Own Device — «Принеси Свое Собственное Устройство»).
В Украине процесс перехода на мобильные рельсы стартовал произошло немного позже, что обусловлено рядом факторов. Но примечательно, что на украинском рынке возникли сразу три модели работы с мобильными гаджетами: BYOD, COPE (Corporate-Owned, Personally Enabled), CYOD (Choose Your Own Device). Последние две нашли приверженцев намного быстрее, чем BYOD, поскольку для COPE и CYOD среда в нашей стране более благоприятная: украинские потребители по-прежнему стеснены в деньгах. И хотя в организациях ИТ-бюджеты также невелики, но устройство, которое предлагает компания, чаще всего лучше по характеристикам чем то, которое работник может приобрести себе сам.
Андрей Сивенюк: «В 2012 году наиболее прогрессивные предприятия и организации стали на путь использования модели BYOD»
Основной программной платформой для корпоративного применения на устройствах с экраном 10 дюймов и выше остаются платформы на базе Windows. В смартфонах и планшетах наблюдается следующий расклад сил: по итогам 2014 года на долю iOS приходится около 67% корпоративного рынка, на Android — 32%, причем этот показатель показывает тенденцию к росту, в то время как число сторонников iOS постепенно снижается. Хотя Windows Phone завоевал только 1% корпоративных пользователей, его доля, скорее всего, тоже увеличится в ближайшем будущем. По крайней мере, в Terrasoft замечают, что в минувшем году количество пользователей bpm’online mobile в операционной среде Windows Phone активно росло. А вот доля некогда популярной в корпоративном сегменте Blackberry OS сейчас очень невелика, и не превышает 0,5%.
Цели и задачи «мобилизации» корпоративной среды
С момента первого применения мобильных вычислительных устройств модели их использования остаются похожими – это почта и календарь, говорит Дмитрий Калита. Решения для автоматизации конкретных задач, конечно же, присутствуют, но пока они не очень распространены. Крупные корпорации используют, в том числе, и функции «удаленного» рабочего места. И если компания имеет разветвленную сеть офисов, то для большинства сотрудников теперь легко перемещаться из офиса в офис по стране, имея доступ ко всем корпоративным ресурсам.
Впрочем, Андрей Бурлуцкий, руководитель бизнес-направления Office компании «Майкрософт Украина», уверен, что времена, когда мобильные гаджеты применялись только для проверки почты, уже миновали. Наличие смартфонов и фаблетов у каждого второго пользователя мобильной связи кардинально меняет подходы работников и бизнеса к организации своего труда. В результате трансформируются и сервисы, и продукты, и решения. Так, популярный пакет Office сегодня работает на любом устройстве, а его функциональность становится более универсальной. Кроме того, мобильность тесно переплетается с развитием облачных технологий, которые синхронизируют работу всех устройств, создавая единую экосистему для продуктивной и успешной работы.
Андрей Бурлуцкий: «Наличие смартфонов и фаблетов у каждого второго пользователя мобильной связи кардинально меняет подходы работников и бизнеса к организации своего труда»
Катерина Костерева, управляющий партнер группы компаний Terrasoft, отмечает, что мобильное приложение как часть корпоративной системы управления продажами, маркетингом, сервисом и другими процессами компании — обязательный инструмент современного бизнеса. К примеру, производители CRM-систем сегодня просто не могут себе позволить поставлять продукт без мобильной версии. Безусловно, мобильная система содержит меньше функциональности, чем полноценная веб-версия. Но это логично — ведь некоторые задачи удобнее выполнять именно на десктоп-компьютере.
Риски мобильности
По результатам второго ежегодного исследования Global Technology Adoption Index (GTAI 2015), проведенного по заказу компании Dell, самым серьезным препятствием на пути внедрения мобильных корпоративных решений являются проблемы безопасности, далее следует их стоимость. Ниже приведены основные тезисы этих исследований:
- Расширению мобильных решений чаще всего препятствуют проблемы безопасности и опасения утечки данных (в 42% организаций).
- Вторая по важности причина — ограниченный бюджет (в 34% организаций).
- Прочие сдерживающие факторы: ограничения существующей ИТ-инфраструктуры (24%); необходимость поддерживать слишком много ИТ-платформ и операционных систем (23%); ограниченные технические и ИТ-ресурсы (23%).
Безусловно, безопасность – это основной вызов, с которым сталкиваются ИТ-руководители при переходе на мобильные рельсы. Подключение к сторонним локальным сетям, использование устройства в личных целях и работа с некорпоративными почтовыми эккаунтами постоянно увеличивает число рисков. Фишинг, спуфинг и любые другие кибератаки, от которых ранее корпоративная среда была защищена благодаря ограничениям в доступе, сегодня модифицируются и становятся изощреннее и продуманнее, поскольку корпоративные мобильные устройства становятся привлекательной мишенью.
Катерина Костерева: «Мы рекомендуем использовать онлайн-версию корпоративного мобильного приложения, когда информация хранится в облаке, а пользователь получает к ней доступ при входе в приложение»
О необходимости использования специальных систем защиты корпоративных данных говорит и Катерина Костерева. «Мы рекомендуем использовать онлайн-версию корпоративного мобильного приложения, когда информация хранится в облаке, а пользователь получает к ней доступ при входе в приложение. Как только сотрудник увольняется, его аккаунт – а вместе с ним и доступ к данным в облаке — отключается. При таком подходе количество вопросов к безопасности данных на порядок меньше, чем в случае использования офлайн-доступа».
Печать с мобильного
Поскольку пользователи нередко используют свои планшеты и смартфоны для полноценного редактирования документов посредством офисных приложений, у них порой возникает необходимость выводить эти документы на печать.
Для второй категории пользователей компания предлагает бесплатное решение Xerox PrintBack для всех мобильных платформ. Также для владельцев смартфонов на платформе Apple iOS доступна печать с помощью приложения Apple AirPrint.
Задачи обеспечения безопасности информации при печати с мобильных устройств решаются таким же образом, как и передача данных в корпоративных сетях. Более того, в вопросах безопасности мобильная печать практически не отличается от печати с компьютера и ноутбука или отправке почтовых сообщений. Требования к обмену информацией обычно закрепляются в корпоративной политике безопасности, и каждая компания определяет свои особенности.
Мобильные технологии как «лакмус» эффективности
Переход на «мобильные рельсы» означает расширение возможностей корпоративного сегмента, увеличение свободы передвижения сотрудников, экономию времени и материальных ресурсов. Ведь удаленный доступ допускает выполнение рабочих задач даже в режиме «форс-мажора»: если человек заболел, попал под действие погодного бедствия, транспортного коллапса и других обстоятельств, говорит Дмитрий Калита. Кроме того, это возможность быть на связи и не «привязывать» себя к офису из-за разницы во времени в работе с зарубежными партнерами. Грамотная мобильность, использование облачных сервисов дают массу преимуществ, но при ее внедрении необходимо учитывать множество факторов, в том числе, и максимальную профессиональную защиту данных.
Для поколения Z смартфон — неотъемлемый атрибут жизни, он засыпает и просыпается с ним, играет и проводит видеоконференции, смотрит фильмы и работает с деловой информацией, говорит Катерина Костерева. Поэтому любое мобильное приложение — даже корпоративное — тоже неотъемлемая часть жизни. И если пользователь не может с помощью смартфона выполнить какие-то важные для него задачи, он будет искать приложения до тех пор, пока не найдет то, которое позволяет выполнять нужные функции просто и удобно.
Стоит все же добавить, что помимо корпоративных систем на мобильных устройствах все большую актуальность сегодня приобретает тема интеграции корпоративных систем (например, CRM-систем) с «интернетом вещей». Здесь у разработчиков есть огромный простор для инноваций: снятие показателей с датчиков и браслетов, интеграция со смарт-часами и другими умными устройствами.