Но для других это продолжение работы, которая ведется уже некоторое время под различными названиями. IBM, например, на протяжении многих лет предлагала продукты и сервисы на базе таких технических концепций, как вездесущий и всепроникающий компьютинг. Основываясь на проделанной работе, Голубой гигант ранее в этом году решил вложить 3 млрд. долл. в создание специализированного подразделения IoT.
В марте корпорация анонсировала новое подразделение, объявила о сделке с The Weather Company и представила новые продукты, такие как IoT Cloud Open Platform для разных отраслей, ориентированный на вертикальные рынки аналитический пакет и дополнительные IoT-элементы в составе PaaS-платформы Bluemix.
Спустя примерно полгода анонсированное подразделение сформировано во главе с бывшим генеральным директором компании Thomas Cook Харриетом Грином.
С учетом того, что IBM больше десяти лет говорила об IoT, используя другие термины вроде «межмашинные коммуникации», возникает вопрос, почему решение о создании подразделения принято именно сейчас.
По словам Энди Стенфорда-Кларка, заслуженного инженера IBM в области IoT, новое подразделение — это способ «оповестить, что IBM относится к этому делу очень и очень серьезно».
«Первоначально темой IoT занималось аналитическое подразделение IBM. Затем после небольшой реорганизации было создано самостоятельное подразделение. Мы выкладываем свои карты на стол, заявляя „Мы являемся серьезным игроком в этой области. Это не просто продолжение того, что мы делали раньше. Это важное для нас дело“».
За всю свою историю IoT только в последние несколько лет стал привлекать внимание тех, кто осуществляет закупку технологий, благодаря мощной рекламе производителей. Стенфорд-Кларк сравнивает это с начальным этапом развития Интернета, когда клиенты интересовались у своих поставщиков, следует ли им разрабатывать стратегию электронной торговли: «У нас появляются клиенты из самых различных отраслей, которые звонят и спрашивают „Не могли бы вы сказать, что представляет собой IoT? Нельзя ли провести у нас семинар на эту тему? Что это означает для меня и моей отрасли?“. Двадцать лет назад люди приходили к нам и говорили: „Я слышал, будто эта мировая паутина начинает играть довольно важную роль“».
Некоторые отрасли уже переходят к промышленному использованию IoT, среди них автомобилестроение. В 2014 г. IBM и Peugeot Citroen объявили о сделке, в соответствии с которой данные с машин этого производителя будут поступать в системы обработки больших данных и анализа IBM. Это позволит предлагать водителям обслуживание подключенных к Интернету машин и предоставит Peugeot Citroen данные о машинах, действиях водителей и экологических факторах, чтобы можно было выявлять проблемы прежде, чем водители с ними столкнутся. В этом году партнеры подписали новое соглашение сроком на семь лет, позволяющее и другим компаниям предлагать собственное обслуживание подключенных к Интернету автомобилей.
Сходным образом компании, обслуживающие лифты, используют IoT для прогнозной аналитики, чтобы оценить вероятность сбоя в их работе или их поломки и направить инженеров для устранения проблемы прежде, чем она проявится. Эта идея может применяться и в других областях. Например, производители бытовой техники могут использовать аналогичные методы для предотвращения поломки стиральных машин, доставки стирального порошка в тот момент, когда он заканчивается, или запуска машины в то время суток, когда электроэнергия дешевле всего.
Даже смежные предприятия, где возможности применение IoT, казалось бы, не столь очевидны, уже изучают потенциал подключенных к Интернету устройств. Стенфорд-Кларк приводит примеры из банковской и страховой области. Например, страховой сектор мог бы применять IoT для мониторинга пустующих помещений, чтобы либо отпугивать домушников и сквотеров, либо контролировать состояние труб и определять, когда они вероятнее всего дадут течь, предотвращая таким образом ущерб от затопления, которое дорого обходится отрасли.
Учитывая, что многие предприятия не знакомы с IoT, но могут быть заинтересованы в использовании его потенциала, укрепление связей с сообществом производителей способно сыграть роль чего-то вроде троянского коня и побудить компании предпринять первые шаги в области IoT.
IBM «объединяет усилия с сообществами инженеров и производителей, с теми, кто изготавливает прототипы устройств для IoT,.. чтобы понять, как выпускать специализированное оборудование, для их проектов», — сказал Стенфорд-Кларк. Те изготовители, которые используют в своих проектах для домашних условий Arduino, mBed и Raspberry Pis, могли бы затем применить свои знания и при создании конфигураций для работающих в различных отраслях. «Они могут создать свой первый прототип на базе той технологии, которую применяют по выходным».
Имея это в виду, IBM в последнее время установила новые партнерские отношения в области IoT: два соглашения с дизайнером процессоров ARM в феврале и сентябре, в том же сентябре с компанией Jasper, создавшей платформу управления IoT, а затем в конце ноября с аутсорсинговой компанией HCL.
«Одна компания не может выполнить всю работу от начала до конца собственными силами. Мы давно это поняли. Что касается отраслевых решений, то мы устанавливаем партнерские отношения с людьми, производящими промышленные контроллеры и другие подобные вещи, признавая, что IBM никогда не стала бы заниматься этим и не обладает опытом в этой сфере. Поэтому у нас обширная экосистема партнеров, — сказал Стенфорд-Кларк. — Мы не изготавливаем эти вещи. Мы полагаемся в данном отношении на наших партнеров и включаем их в нашу облачную инфраструктуру».
Соглашение корпорации с B2B-подразделением The Weather Company об использовании им в качестве платформы облака IBM и предоставлении информации о погоде для использования при принятии решений на предприятиях переросло в нечто большее. Примерно полгода спустя IBM объявила, что собирается выкупить уThe Weather Company активы B2B, которые оцениваются примерно в 2 млрд. долл.
Для IBM это интересное приобретение. Традиционно корпорация продает системы и сервисы, позволяющие клиентам обрабатывать собственные данные. Теперь же, продавая клиентам информацию, полученную от The Weather Company, корпорация позволит им анализировать подготовленную ею информацию.
«Это совершенно новое дело для IBM. Это одна из причин, в силу которых IoT выделен у нас в самостоятельное подразделение. Мы намерены заняться некоторыми вещами, которые у вас, наверное, не будут сочетаться с традиционным представлением об IBM», — сказал Стенфорд-Кларк.
Выступать в роли провайдера информации — вот та стратегия, на которую все больше ориентируется IBM. «Последние три года IBM шла по пути заключения соглашений о партнерстве с компаниями — источниками данных или их приобретения. Это связано с ее переходом от ПО к знаниям... IBM хочет стать посредником между клиентами и источниками данных, сопоставлять информацию из различных источников, создавать новые знания и продукты с использованием источников данных», — заявил главный аналитик фирмы Constellation Research Рей Ванг, когда IBM заключила первую сделку с The Weather Company.
Хотя IBM не новичок в области IoT, это не означает, что конкуренты — от Google с ее Cloud Platform до Microsoft с ее Azure — не опережают ее. «Что касается продуктов, то здесь у IBM нет преимущества. Если основные конкуренты совершенно открыто продвигали платформы IoT, то IBM лишь вяло реагировала. Это касается выпуска комплекта продуктов и маркетинга. Она зациклилась на своей концепции Smarter Planet и увязла в других проблемах, связанных с обновлением портфеля продуктов», — писал старший аналитик фирмы PAC Джордж Миронеску, специализирующийся на облаках и приложениях, когда было объявлено о создании подразделения IoT.
Он добавил: «С точки зрения консалтинга и интеграции, IBM является первым крупным системным интегратором, способным обобщить свой не имеющий аналогов опыт и выделить миллиарды долларов на создание системы продаж и предоставления в пользование. Именно в том, что касается услуг проектирования, IBM может опередить своих конкурентов в данной области».
Однако, с точки зрения инсайдера, IBM осваивает IoT быстрее, чем обычно ожидают от стартапа. Как сказал Стенфорд-Кларк, «быстрота, с которой IBM отреагировала и развернула супертанкер на новый курс, ошеломляет. Это совершенно новый мир».