Каковы сегодня наиболее перспективные тренды в области ИТ? Кто бы о них ни говорил, мы всегда видим знакомую «обойму» из облаков, мобильности, больших данных, соцсетей, Интернета вещей и т. п. По-видимому, этого же привычно ожидали участники конференции Gartner Symposium ITExpo 2015, прошедшей недавно в Орландо, от вице-президента Gartner Дэвида Капучио, представившего 10 нарождающихся трендов в ИТ. И ошиблись. Возможно это связано с зоной ответственности Капучио в Gartner, но речь в основном шла о технологических и организационных трендах, касающихся ИТ-инфраструктуры. Каковы же они?

1. Рост требований к ИТ

В последнее десятилетие ИТ-инфраструктура развивалась семимильными шагами, причем кривая роста ее мощности не собирается выходить на плато. Важно, что это не просто рост ради роста: он явился ответом на новые требования бизнеса, которые возникали быстрее, чем их могли удовлетворить ИТ. Наряду с необходимостью повысить энергоэффективность и другими подобными требованиями, в последнее время все чаще говорят о критическом «схлопывании» временного окна, выделяемого на техническую поддержку. Если такая тенденция продолжится, то единственным способом обеспечить бесперебойное функционирование ИС станет зеркальное дублирование основной ИТ-инфраструктуры и перенос на нее всех операций основного бизнеса компании на время проведения тех или иных профилактических работ. А это, в свою очередь, чревато тем, что затраты предприятий на аппаратуру и лицензии удвоятся.

2. Каждое бизнес-подразделение — технологический стартап

Предполагается, что на современном предприятии бизнес-менеджеры становятся равноправными партнерами айтишников в продвижении новых технологий. Это налагает дополнительные требования на CIO, которые должны, с одной стороны, подхватывать перспективные инициативы, а с другой — гарантировать, что при их реализации ИС не захлебнется из-за нехватки процессорных мощностей, полосы пропускания или ресурсов СХД.

3. Вычислительная обработка на внешних границах ИС

За прошедшее десятилетие облака стали дежурным заклинанием. Однако нужно помнить, что облака мало что значат, если не обеспечен двусторонний обмен данными между ИС, людьми и процессами. Причем, особую роль тут будут играть устройства, расположенные за пределами корпоративной ИС или на ее границе. Речь идет не о традиционных ПК и ноутбуках, а о широком спектре мобильных устройств, элементов Интернета вещей и их комбинаций. ИТ-департаменты предприятий должны быть готовы к тому, что подобные объекты, будучи задействованы в их ИС, не находятся под их полным контролем. Скажем, они могут взаимодействовать друг с другом, минуя корпоративную ИС. Но кто бы ни контролировал такую составную ИТ-инфраструктуру, ответственность за ее удобство для пользователей (user experience) лежит на ИТ-департаменте предприятия.

4. Enterprise-Defined Data Centers

Все чаще под дата-центром предприятия будет подразумеваться не его программно-аппаратная начинка, а набор предоставляемых им процессов и сервисов, которые можно динамически конфигурировать в ответ на те или иные потребности бизнеса.

5. Интегрированные системы

Соперничество двух подходов — применять полностью интегрированный стек продуктов или строить корпоративную ИС на лучших в своем классе решениях — продолжается уже не одно десятилетие. В пользу интегрированных (или, как их еще называют, конвергентных) решений сегодня говорят обеспечиваемые ими простота и быстрота внедрения. Хотя многие предприятия строят на основе таких интегрированных комплексов свою корпоративную ИТ-инфраструктуру, наибольший эффект они принесут, по мнению Gartner, в случае быстрого развертывания мини-ЦОДов в удаленных филиалах.

6. Open Source Hardware

ПО с открытым кодом уже доказало свои достоинства в решении корпоративных задач. По мнению Gartner, движение в эту сторону набирает ход и в открытых аппаратных решениях. Прототипы подобных решений уже продемонстрировали, в частности, Intel and HP. В перспективе заказчики смогут выбирать аппаратные компоненты, снабженные стандартными интерконнекторами, от разных венндоров. Если раньше это делалось на уровне системы, то со временем такой подход будет перенесен на уровень чипов.

7. Обеспечение непрерывности ИТ-сервиса

Как бы не складывались обстоятельства, бизнес должен продолжаться. На этом постулате строятся стратегии обеспечения непрерывности бизнеса и отказоустойчивости. Новым здесь становится сочетание процедур обеспечения непрерывности бизнеса и предоставления ИТ-сервисов.

8. Глобальное управление дата-центрами

Управление даже одним ЦОДом — задача довольно сложная. Что уж говорить, когда нужно распространить его на несколько дата-центров (включая и облачные), находящихся в разных регионах и часовых поясах. Сделать это невозможно без средств автоматизации, которые должны переходить от анализа операционных данных к диагностике, прогнозированию и выдаче предписывающих инструкций с тем, чтобы не только реагировать на инциденты, но и предотвращать их.

9. Бимодальная ИТ-стратегия

ИТ-стратегия должна преследовать одновременно две цели: поддержку и оптимизацию текущих операций и обеспечение готовности ИТ-инфраструктуры к грядущим переменам.

10. Мониторинг нагрузки на корпоративную ИС

Сегодня большинство CIO с трудом ответят, когда и чем загружена их корпоративная ИС. Кто собственник процессов, поток которых быстро нарастает? Что вызвало непривычно быстрый рост сетевого трафика? Откуда взялись гигантские объемы данных, которые приходится хранить? И то, что корпоративный ИТ-департамент не является собственником всех ИТ-проектов, не освобождает его от обязанности держать ИС под своим контролем. Сделать это невозможно без детального мониторинга всех ИТ-нагрузок.