Во II кв. 2015 г. на рынке появится Amazon Workmail — интегрированная служба работы с календарями, почтовыми записями и адресной книгой, выстроенная на базе облачной платформы Amazon. Она дополнит существующий продуктовый ряд Amazon для корпоративных пользователей, который сейчас представлен облачным файл-хранилищем Zocalo, приложениями для совместной работы WorkDocs и средствами виртуализации настольных вычислительных систем WorkSpaces.

WorkMail представляет собой бекэнд-механизм для работы с почтой, не имеющий пользовательского интерфейса. Благодаря интеграции Workmail с Microsoft Active Directory или любой другой корпоративной службой управления каталогами, новый механизм легко встроить в существующую корпоративную систему без ущерба для ее безопасности.

На первый взгляд может показаться, что WorkMail выступает в качестве конкурента для существующих корпоративных систем, построенных на базе Microsoft Exchange и облачной службы файлового хостинга OneDrive на базе Azure. Однако большинство экспертов высказывают мнение, что новое предложение Amazon представляет конкуренцию только для Google Mail и Google Docs.

В качестве интерфейсной части WorkMail может быть выбран Microsoft Outlook или любой другой почтовый клиент, в том числе работающий на Apple iOS или Android. Тем самым, Amazon предлагает рынку только инфраструктурную компоненту для построения автоматизированной облачной службы и не навязывает корпоративному ИТ-отделу интерфейсный слой.

Средства защиты безопасности представлены в WorkMail механизмом шифрования при отправке сообщений с последующим дешифрованием после прихода данных в место назначения. Используемые ключи шифрования хранятся в облаке EC2. Корпоративным пользователям потребуется переключиться на использование механизма управления ключами AWS Key Management Service. Тем самым корпоративная служба безопасности сможет значительно сократить свое участие в защите контента, переложив значительную часть функций на облако Amazon.

Еще одна примечательная возможность, предоставляемая в WorkMail, — это выбор места для размещения почтовых данных. В отличие от онлайн-службы Google сервис WorkMail не ограничивает пользователей выбором только ресурсов провайдера — Amazon позволяет размещать данные в облачных ресурсах других вендоров.

Как отмечают эксперты, гибкость в выборе места размещения данных является важным конкурентным преимуществом WorkMail, в первую очередь для пользователей из Европы. В отличие от американских компаний, им приходится значительно чаще искать компромисс между корпоративными требованиями по безопасности и соответствием регламентам регулятора. Последние, как известно, иногда содержат требования, предусматривающие территориальное размещение данных только в ЦОДах на территории самого или сопредельного государства, исключая тем самым возможность выбора размещения данных в ЦОДах на территории США.

Корпоративный пакет Amazon представлен теперь тремя базовыми продуктами. Первый — система виртуализации настольных систем Amazon WorkSpaces, второй — облачный файловый хостинг и служба совместной работы с документами Amazon WorkDocs (до августа 2014 года она называлась Amazon Zocalo), третий — почтовая служба WorkMail.

Официальные цены на сервис WorkMail пока не объявлены, однако они были озвучены в комментариях руководителей Amazon. Услуги почты WorkMail с поддержкой службы календаря и почтового ящика размером до 50 Гб будут предоставляться за 4 долл./мес. Базовый пакет, дополненный облачным хостингом для документов WorkDocs объемом 200 Гб, будет стоит 6 долл./мес.
Рыночные перспективы WorkMail

Мировой рынок услуг корпоративной облачной электронной почты оценивался в 2014 г. на уровне 6,3 млрд. долл., причем сейчас этот сегмент рынка находится в стадии активного роста. Согласно прогнозу Radicati Group, к 2018 г. он должен подняться до 16,9 млрд. долл.

У Amazon, общий объем продаж которой в 2014 г. составил 29,7 млрд. долл., прямые продажи в корпоративный сектор пока имеют относительно небольшую долю. Например, за III кв. 2014 г/ они составили 1,34 млрд. долл., хотя темпы роста их доли в общем портфеле продаж компании составляют 40% за год.

По оценкам Колина Себастьяна, аналитика Robert W. Baird & Co., потенциал рынка услуг корпоративной электронной почты способен приносить Amazon ежегодный доход до 1 млрд. долл. Если компания будет постепенно наращивать свой продуктовый портфель другими продуктами, то доход ее корпоративного направления может достигнуть, согласно его прогнозам, уровня 10 млрд. долл.

Стратегия продвижения Amazon качественно отличается от VMware. Последняя до сих пор старалась потеснить своими продуктами предложения от Microsoft и Google. Именно в этом свете смотрятся прежние приобретения VMware — почтовый комплекс Zimbra, система построения социальных сетей SocialCast и пакет для работы с презентациями SlideRocket. Подход VMware состоит в том, чтобы найти «золотой» набор приложений и перетянуть корпоративных пользователей на использование собственных решений виртуализации. Но как показала практика, «нащупать» такой путь непросто. В частности, это заставило VMware продавать ранее купленные бизнес-продукты.

Amazon придерживается иной стратегии. Компания делает небольшие, взвешенные шаги, ставя перед собой цель постепенного отвоевания доли рынка виртуализации настольных систем и корпоративного ПО для продуктивной работы. Она опирается на свой облачный сервис, постепенно сближаясь с потребителем за счет бэкенд-продуктов, не заставляя их менять привычный для себя пользовательский интерфейс.

Секреты такого выбора Amazon кроются в прошлом. В свое время Amazon сумела успешно обосноваться на рынке облачных услуг. Но она также пробовала силы в разработке пользовательских устройств и интерфейсов, выводя на рынок электронную книгу Kindle, ее планшетную версию Kindle Fire, смартфон Fire, а также приставку для просмотра потокового мультимедиа контента Fire TV. Эти продукты получили определенный успех, но Amazon так и осталась на вторых ролях позади Apple и Samsung.