Ценовая война за облака, которую все так ждали, наконец, началась. В конце марта Google, Amazon Web Services и Microsoft снизили цены на облачные серверы, дисковое пространство и прочие сервисы. Ожидается, что падение цен продолжится вслед за всё возрастающей эффективностью запуска облачных серверов.
В высокотехнологичном бизнесе снижение цен считается событием со знаком «плюс», поскольку позволяет большему числу компаний приобретать облачные сервисы и реализовывать свои бизнес-процессы по облачной модели. Однако многие партнеры, которые работают с Google, Amazon и Microsoft, хотя и соглашаются с тем, что цена важна, все равно считают главной «битвой» в облаках сражение за дифференциацию, за создание отличий между продуктами разных производителей, направленных на удовлетворение одних и тех же потребностей.
«Большинство облачных сервис-провайдеров являются партнерами вендоров, а значит их, как и клиентов, не особо заботит вопрос снижения цены, - говорит Дэвид Пауэлл (David Powell), вице-президент по Managed services компании TekLinks, партнера Microsoft. - Клиенты никогда не станут переходить от одного вендора к другому лишь из-за снижения цены».
Получается, что цена - серьезная, но не самая главная составляющая конкурентной борьбы. Самое важное, по мнению партнеров ведущих участников «Большой игры» в облаках, - уникальные технологии и компетенции, которым обладают вендоры, а также грамотное управление облачной средой и максимальный уровень ее доступности.
CRN опросил более десятка партнеров Google, Microsoft и Amazon для того чтобы узнать, какие возможности облака делают их предложение уникальным.
Google’s Cloud: мощная технология + новая модель ценообразования
Google старается выделится на фоне прочих игроков рынка. Так, в марте 2014 г., вендор представил живую миграцию (live migration) - технологию, позволяющей переносить виртуальные машины с одного физического сервера на другой без их отключения/остановки, что очень важно, когда идет процесс планового обслуживания или апгрейда оборудования.
«Google может сделать тоже самое в отношении своего сервиса Computer Engine», - говорит Грант МакКарти (Grant McCarthy), консультант компании Onix Networkin, партнера Google.
Конечно, Microsoft и VMware ещё с 2003 г. также предоставляют возможности live migration, однако основной конкурент Google в ценовом вопросе, Amazon, такую востребованную услугу не предлагает.
«Преимуществом Google является то, что она имеет ряд технологий, превращающих обсуждение инфраструктуры в дискуссию о платформе», говорит Тони Сафорян(Tony Saforian), президент и генеральный директор компании SADA Systems (облачный провайдер и партнер Google).
Свидетельство этому - Predictions APIs, Translation APIs и Big Query. Еще один пример - Andromeda, кодовое имя для собственной платформы виртуализации Google, релиз которой состоялся для США и Европы чуть ранее, в мае 2014 г.
Еще одно преимущество Google состоит в том, что кому-либо трудно конкурировать с масштабами ее инфраструктуры, ведь на протяжении долгих лет на ней базировался основной бизнес корпорации.
Темное волокно - очередной пункт в списке «фишек» Google. В свое время корпорация скупила у телекомов множество dark fiber-a, которое используется сейчас для предоставления заказчику сверхбыстрых соединений между дата-центрами компании. А «поскольку таких сетей не так уж много, то это - серьезное преимуществ Google (и Microsoft, которая тоже их приобрела немало) перед AWS», - сказал Рэнди Байэс, CEO компании Cloudscaling.
Google креативно и демократично (в отношении клиента) подходит к вопросу ценовых политик. Во-первых, у её сервиса есть поминутная тарификация, во-вторых, корпорация предлагает модель «sustained-use discounts», по которой заказчик, использующий виртуальную машину больше чем 25% времени (в месяц), получает скидку. И чем дольше работает виртуальная машина, тем больше скидка.
«Мы хотим вознаграждать клиента за длительное использование без какого-либо предварительного планирования. Мы хотим снять с него это бремя планирования», - говорит Урс Холзле (Urs Holzle), старший вице-президент по инфраструктуре Google.
Впрочем, стоит напомнить и о недостатках. Google мешает то, что дата-центры размещены лишь в двух макрорегионах: в Европе и США. Поддержка виртуальных машин на Windows до сих пор в бета-стадии. Однако, похоже, что Google намеревается сделать облачный сервис вторым столпом своего бизнеса.
Microsoft’s Azure Cloud: мобильность как туз в рукаве
Одновременно со снижением цены Microsoft пытается позиционировать свое облако как самое enterprise-ready. Вендор утверждает, что 57% компаний из рейтинга Fortune 500 сегодня используют облако Azure в качестве PaaS или IaaS-сервиса.
«Microsoft больше сфокусирована на создании инновационных и качественных сервисов, чем на снижении цены, - утверждает в своем блоге Стивен Мартин, управляющий менеджер по Azure в Microsoft. - Правда в том, что сервис-провайдерам гораздо важнее выдвигать на первый план свои наработки в области интеграции и запуска сервиса, чем обсуждать цену и SLA».
Впрочем, у Microsoft есть одно серьезное преимущество - хотя корпорация и безнадежно отстала от Apple и Google в сфере мобильных устройств, ее Azure может себя хорошо проявить в качестве облака, которое соединит и предоставит единые сервисы для устройств всех типов. Пример тому - Azure Mobile Services, запущенный в прошлом июне для мобильных приложений; Mobile Device Management - решение «Enterprise Mobility Suite» - важнейший продукт для Microsoft по причине того, что он работает с iPad, аndroid-устройствами, Microsoft Surface и планшетами на Windows 8 других вендоров.
Мэтт Шеромэн (Matt Scheroman), президент Interlink Cloud Advisors, партнер Microsoft из Цинцинатти, в интервью CRN отметил: «MDM-сервисы прочих вендоров хороши, однако клиенты ставят категорическое требование: “мы хотим иметь возможность управлять абсолютно всеми (а не только мобильными) устройствами в своих организациях”. Microsoft, помимо такой возможности, дает нам еще управление файлами, а также технологии синхронизации, чтобы пользователь действительно мог поддерживать работоспособность в любом месте и в любых условиях».
Microsoft не устает добавлять новые возможности: в 2014 г. вендор представил несколько новых функций для разработчиков мобильных приложений.
При этом Azure дает еще и широкий спектр возможностей по поддержке инструментов разработки, говорят партнеры корпорации, подчеркивая легкость, с которой разработчики могут сделать переход от написания обычных приложений к созданию приложений для облака.
«Когда мы разрабатываем Microsoft-based решение, Azure, безусловно, самая простая и удобная платформа для этой задачи”, утверждает Карл Фитч (Carl Fitch), генеральный директор партнера Microsoft компании Statera (Денвер).
Однако в ценовом вопросе у Microsoft явные проблемы. Корпорация взимает плату за свое облако по почасовой модели, однако в случае, если час не использован полностью, тарификация идет по минутам. Это означает, что клиенты все же платят только за тот ресурс, который используют.
Да и вопрос снижения тарифов непростой. Конечно, компания поклялась идти вровень с Amazon в вопросе снижения цен, однако ничего подобного в отношении Google она не утверждала.
Сервис Azure запущен в 10 регионах по всему миру и корпорация планирует распространить свое влияние на два новых региона в Австралии, два в Китае, один в Бразилии, что в итоге даст 16 регионов по всему миру.
Amazon: инновации помогут первопроходцу прыгнуть выше головы
Amazon Web Services – «первый среди равных», главный игрок среди IaaS-сервисов, доминирующий на рынке с 2006 г. Откровенно говоря, это даже не доминирование, а гегемония. По данным Gartner, клиенты AWS используют в пять раз больше вычислительных ресурсов, чем клиенты 14 других поставщиков облачных решений из Magic Quadrant.
Вместе с добавлением все новых облачных сервисов, направленных на подрыв бизнеса тех поставщиков традиционных решений, которых можно назвать «старой гвардией» , Amazon еще более агрессивно подошла к вопросу формирования ценовых политик, снижая цены быстрее всех в «большой облачной тройке».
«За последние семь лет мы снижали цены 42 раза. В большинстве случаев это происходило без какого-либо давления на нас», - сказал Адам Селипски (Adam Selipsky), вице-президент по продажам, маркетингу и управлению продуктом в AWS.
Серьезный недостаток AWS - модель почасовой оплаты, без возможности поминутной тарификации, как это реализовано у Microsoft и Google. Это означает, что клиент, использовавший виртуальную машину 61 минуту, заплатит за два часа. Впрочем, клиенты AWS могут торговать неиспользованным машинным временем на внутреннем рынке.
Выходит, что скидки за длительное использование виртуальных машин Google действительно могут заинтересовать клиентов, которые не хотят заранее строить планы относительно того, сколько вычислительных ресурсов и когда они будут использовать (что требуют Microsoft и AWS).
Крейг Аткинсон (Craig Atkinson), технический директор JHC Technology (партнер AWS), сообщил, что он не будет удивлен, если AWS через некоторое время все же добавит такую же скидку за объем и длительность использования услуги, если эта модель понравится клиентам.
Однако ценообразование - не единственный коммерческий аргумент AWS. Эд Лацзински (Ed Laczynski), старший вице-президент по облачной стратегии Datapipe (партнер AWS), отметил, что Amazon разворачивает все новые службы и сервисы. Тем более что своими 26 зонами доступности по всему миру AWS достиг такого уровня масштаба и надежности, что конкурентам нелегко будет ему соответствовать, говорит Лацзински.
Облачные провайдеры воюют - в выигрыше все
Независимо от того, какой поставщик услуг доминирует на рынке облачных сервисов, в конечном счете победителями в ценовой войне окажутся поставщики решений, заказчики и потребители, утверждает Аткинсон: «В эпоху, когда цены на Интернет, здравоохранение, кабельное ТВ и электричество растут с каждым днем, приятно видеть, что хоть какие-то счета становятся меньше».
Эндрю Прайфогл (Andrew Pryfogle), старший вице-президент по облачной трансформации Intelisys, небольшом облачном провайдере, считает, что ценовая драма, которая разыгрывается между AWS, Google и Microsoft - явление позитивное. Эксперт видит в этом широкие возможности для партнеров, которые находятся вне сферы влияния этих игроков рынка.
«Основа нашего бизнеса - это клиенты, которые сделали первый шаг в облако через развертывание своих решений на базе инфраструктуры Google или Amazon. Однако через некоторое время при переходе к полноценной работе в этом облаке они встречаются с рядом серьезных препятствий. Наши клиенты нуждаются в устойчивой и безопасной платформе, обеспеченной такой технической поддержкой, которая превосходит то, что могут предложить крупные вендоры».
Источник: Кевин МакЛафлин, CRN/США (перевод: Михаил Ляпин и Александр Воронцов, компания «Онланта»)