Степень воcтребованноcти услуг ИТ-аутcорcинга в финансовых структурах в настоящее время определяется ситуацией в стране и в некотором смысле отражает сегодняшнее состояние всего рынка. Будучи компанией, предоставляющей услуги ИТ-аутсорсинга заказчикам самых различных отраслей, мы провели анализ на базе собственного опыта и выделили несколько особенностей, которыми решили поделиться.

Рынок ИТ-аутсорсинга в Украине формируется, с одной стороны, следуя в своей эволюции западным образцам, с другой – жестко зависит от сугубо нашей, украинской специфики. Попытки создания дочерних структур, обслуживающих единственного заказчика, показали на нашем рынке свою нежизнеспособность. Организация подобных структур сложна и длительна во времени. На формализацию отношений между «бывшим» ИТ-департаментом и новой ИТ-структурой уходит слишком много времени, которое в наших реалиях мало кто из заказчиков может себе позволить. Затем рынок стал развиваться дальше — инсорсинговые компании, обслуживавшие одного клиента, стали пробовать расширять зоны применения своих возможностей и выходить на узкоотраслевой рынок в силу знания специфики. Но и это еще не было в полном смысле слова «аутсорсингом», скорее отраслевым бизнесом, в то время как аутсорсинг — сервисный вид бизнеса, а значит, должен быть универсальным. На очередном этапе аутсорсинг перестал быть игрушкой в руках крупных холдингов и разветвленных структур. Подобные компании постепенно стали приходить к пониманию, что от непрофильных видов деятельности следует избавляться, сокращая издержки и оптимизируя структуру.
Цивилизованность рынка аутсорсинга характеризуется пониманием того, что цена должна меняться в зависимости от уровня доступности услуги.

Причина этой эволюции проста: критерии качества субъективны и требования к услугам продвигать очень сложно; ещё одна сложность заключается в выстраивании формализованных отношений внутри подразделений одной компании. Нанимать аутсорсера удобнее. Именно такая практика распространена на западе, так как рынок там куда более зрелый, чем в Украине.

Итак, ежегодно доля ИТ-аутсорсинга в Украине растет, практически все крупные компании заключили договоры на оказание тех или иных услуг, но как таковой рынок — по сравнению с другими странами — еще на стадии формирования.



Основная причина развития рынка аутсорсинга — рост понимания заказчиками выгод для бизнеса при передаче задач ИТ внешним компаниям, появление возможностей сконцентрироваться на основном бизнесе, минимизация капитальных вложений в собственные ИТ-инфраструктуры. В аутсорсинговом бизнесе платят за доступность. За доступность, скажем, корпоративной почты или любого другого сервиса, за доступность всех элементов ИТ-инфраструктуры. Кроме того, цивилизованный рынок аутсорсинга характеризует понимание того, что цена должна меняться в зависимости от уровня доступности. Причем, начиная с какого-то уровня, цена резко идет вверх, потому что уровень доступности меняется качественно.

Эта зависимость иллюстрирует один важный показатель — уровень требований. Сегодня уровень требований к надежности сервиса растет, соответственно растут и требования к тем, кто эту надежность обеспечивает: к компании-подрядчику, компании-аутсорсеру.
Однако Украина еще только на пути к модели, которая сегодня распространена на западе. Суть западной модели состоит в отказе от собственной ИТ-инфраструктуры, потреблении ИТ как услуги — минимизируя риски и снижая затраты по владению самой инфраструктурой. В большинстве случаев основным препятствием к подобной модели являются страхи безопасности, которые давно решены у западных компаний их максимально прагматичным подходом к реалиям.

Таковы общие черты сегодняшнего состояния рынка ИТ-аутсорсинга в Украине. Но ИТ-аутсорсинг в финансовой сфере имеет свою специфику, и, будучи компанией, ряд заказчиков которой представляют именно финансовую сферу, мы можем это засвидетельствовать.

Финансовые структуры — будь-то банки или страховые компании — в целом более настороженно, чем компании из других отраслей, относятся к ИТ-аутсорсингу. Объясняется это просто: последствия для бизнеса, которые могут наступить в результате сбоя ИТ-инфраструктуры компаний финансовой отрасли, могут стать попросту фатальными или, по меньшей мере, очень критичными. В этой ситуации заказчик закономерно предпочитает риску увеличение издержек — даже если они существенны.

Наиболее популярны сегодня поддержка рабочих мест и сервис печати. Для разветвленных структур здесь сложность - в самостоятельном управлении оказанием этих услуг. Гораздо проще требовать их выполнения от единого поставщика, обладающего единой методологией. Для заказчика это оправдано, потому что избавляет его от «головной боли». Как правило, эти услуги просто формализуются, требования к ним понятны, и они становятся все более и более популярными.

Однако ИТ-аутсорсинг в финансовых компаниях не может не развиваться, и в первую очередь главным драйвером этого процесса является стремление банков к сокращению издержек. Такая потребность существует и постоянно растет, особенно с развитием рынка различных платежных сервисов. Дополнительным существенным условием является финансовый или политический кризис — как фактор, требующий критического сокращения затрат – именно то, что мы видим сейчас в Украине.

Если же говорить конкретно о развитии ИТ-аутсорсинга в компаниях финансового сектора, то в первую очередь мы наблюдаем всплеск спроса на услуги поддержки ИТ-инфраструктуры, поддержку рабочих мест, сервис печати. Развитие же аутсорсинга элементов ИТ-структуры, от которых напрямую зависит сам бизнес, скажем, крупного банка, не представляется в ближайшее время возможным.

Резюмируя, можно сказать, что серьезно услуги ИТ-аутсорсинга могут быть востребованы финансовыми компаниями только после формирования работающего механизма по страхованию рисков. Пока же финансовый сектор осваивает аутсорсинг наиболее простых услуг, не связанных критически с бизнес-процессами.

Автор: Дмитрий Кручинин, директор департамента сервисов компании Инком