Емкость жестких дисков долгое время повышалась опережающими темпами, однако в последние годы рост плотности записи замедлился. В чем причина такого замедления, каковы основные тренды развития жестких дисков, и что они будут собой представлять уже через несколько лет – обо все этом мы говорили с Александром Новичихиным, главой представительства Seagate в странах СНГ.


PCWeek/UE: Согласно «закону» Мура, мощность процессоров удваивается каждые 18 месяцев, а их стоимость за этот же период времени снижается примерно в два раза. Какой тренд актуален для индустрии жестких дисков: в течение какого срока средняя емкость диска удваивается, а стоимость одного гигабайта снижается в 2 раза?

АЛЕКСАНДР НОВИЧИХИН: Начнем с того, что в последние годы емкость жестких дисков растет не так быстро, как ранее. Если 10 лет назад индустрия жестких дисков по динамике развития напоминала индустрию процессоров, то сегодня рост плотности записи замедлился. По последним данным, этот параметр растет в среднем на 15-20% в год. И для того, чтобы объем диска вырос в 2 раза, требуется 3-4 года. В настоящий момент средний объем поставляемых нами жестких дисков – 880 ГБ, через 3-4 года это будет 2 ТБ.

Что касается цен, то вместе с ростом емкости плавно снижаются и цены. Например, за последнее десятилетие стоимость одного ГБ хранилища снизилась в разы. Но в будущем это снижение замедлится.

PCWeek/UE: С чем связано замедление?

А. Н.: Оно обусловлено несколькими факторами. Во-первых, недавним наводнением в Таиланде, во-вторых, укрупнением и консолидацией индустрии в целом. Например, еще 10 лет назад, на рынке присутствовало около десятка компаний-производителей жестких дисков. А на текущий момент их осталось всего три.

PCWeek/UE: Каждую минуту на YouTube загружают 100 часов видео, что требует огромных хранилищ данных. Не менее активно потребляют дисковое пространство социальные сети, файлообменные сервисы и прочие интернет-ресурсы. При этом среднее время жизни сообщения на Facebook составляет всего 6 часов, после чего их обычно никогда не перечитывают вновь. В этих условиях должен активно расти спрос на недорогие диски большой емкости и средней производительности. Какова ситуация на самом деле?

А. Н.:
Разумеется, спрос в этом сегменте растет. Причем самыми крупными и быстрорастущими нашими клиентами в этом сегменте становятся не HP, Dell, ЕMC и прочие производители, представляющие решения в области хранения данных, а YouTube, Facebook, и некоторые другие. Более того, большинство серверов и СХД, которые используются этими сервисами, не относятся к А-брендам, а собраны самостоятельно из открытых компонентов, построены на базе OpenStack и открытого софта.

PCWeek/UE: То есть, в этих компаниях основным спросом пользуются диски для NAS?

А. Н.: Это нечто среднее между дисками для NAS и теми устройствами, что используются в корпоративном секторе. Мы называем такие диски CloudDrive. У них ниже показатели по надежности, что вполне объяснимо. Ведь они предназначены для хранения данных, к которым очень редко обращаются. Например, фотографий, которые пользователь загрузил очень давно, или ленты, где однажды было размещено сообщение. Это не те диски, на которых находится корпоративная база данных и с которой постоянно работают сотрудники компании. 

На примере российского рынка могу сказать, что у крупнейших хост-провайдеров еще 2-3 квартала назад основным спросом пользовались диски 1 ТБ. Но уже в этом квартале в основном запрашивают диски 2 и 3 ТБ, наверняка в следующем будут покупать и 4 ТБ

PCWeek/UE: Но ведь стоимость одного диска емкостью 4 ТБ будет дороже, чем два диска по 2 ТБ?

А. Н.:
Это так, но есть и другие факторы, которые надо учитывать. Во-первых, установка одного диска вместо двух позволяет уменьшить занимаемое физическое место в датацентрах, во-вторых, снижается стоимость энергопотребления. Если у вас 4 диска по 1 ТБ, то энергопотребление будет в 3,5 раза выше, чем в случае использования одного диска объемом 4 ТБ. Когда крупные заказчики подбирают нужный объем, они учитывают, в том числе, и совокупную стоимость владения. В среднем диск работает в датацентре три года. Поэтому ИТ-директора подсчитывают, сколько можно сэкономить электроэнергии за счет покупки большего объема, какие будут расходы на обслуживание и т. д. По мере выхода из строя старых дисков их меняют на новые большей емкости.

PCWeek/UE: Согласно отчетам аналитиков, продажи десктопов падают, в ноутбуках SSD-накопители быстро вытесняют обычные жесткие диски. Планшеты изначально поставляют только на SSD. Какова динамика продаж дисков для лэптопов и десктопов? За счет чего удерживается спрос (если он есть)?

А. Н.:
Действительно, по данным IDC и Gartner рынок десктопов и ноутбуков сжимается, а вместе с ним – и рынок жестких дисков. Однако общее количество продаваемых жестких дисков остается более-менее стабильным за счет роста продаж дисков для серверов. У нас есть замечательный слайд, который демонстрирует, что для того, чтобы поддерживать инфраструктуру для мобильных устройств, на каждые 100 купленных смартфонов нужен один сервер, где стоит 8 наших жестких дисков. Таким образом, тот объем дисков, который мы потеряли на сокращении рынка ПК, был компенсирован продажами в серверном сегменте.

Кроме того, наблюдается взрывной рост домашних NAS-устройств. Так, пользователи устанавливают дома медиасерверы, хранят резервные копии фотографий, видео и других файлов на внешнем накопителе. Например, большинство ультрабуков поставляются с высокопроизводительными, однако малоемкими SSD-накопителями 64 или 128 ГБ. Поэтому к ним обычно всегда покупают внешний жесткий диск.
В результате, рынок растет более чем на 50% в год в глобальном масштабе, правда, в СНГ темпы роста намного ниже.

PCWeek/UE: Производство настольных ПК в Украине снижается (что соответствует мировым трендам), а ноутбуки здесь практически вообще не производятся. Кто сегодня является основным покупателем жестких дисков? Мелкие и крупные сборщики? Энтузиасты? Производители серверов?

А. Н.:
Отечественное производство под собственным брендом достаточно сильно сжалось в Украине. Значительную часть дисков инсталлируют или энтузиасты, которые собирают ПК самостоятельно, или мелкие сборщики, у которых есть опция «закажи все комплектующие для компьютера, и мы его соберем сами». Зато есть очень большой рынок апгрейда, около 30-40%. Кстати, под апгрейдом мы понимаем не только замену системного диска, но и установку второго диска в системе. В Росси, например, на каждый продаваемый процессор приходится два жестких диска. Хотя 5-6 назад соотношение было 1,2 – 1,3.

PCWeek/UE: Каковы перспективы гибридных накопителей, сочетающих традиционные жесткие диски и SSD? Какова основная сфера их применения? Где их использование нецелесообразно?

А. Н.:
Гибридные устройства обладают очень хорошим соотношением цена-качества. Не исключено, что в скором будущем большинство клиентских дисков будут именно гибридными. Однако текущие модели пока что предназначены исключительно для потребительского сегмента, в серверных приложениях их использовать нецелесообразно.

PCWeek/UE: Опишите стратегию развития компании Seagate на ближайшие годы?

А. Н.: Поскольку рынок SSD растет опережающими темпами, то именно он является для нас приоритетным. Кроме того, фокус с клиентских устройств сдвигается в сторону облачных провайдеров, причем как глобальных, так и локальных. Например, в России на интернет-рынке существуют три крупных игрока, которые потребляют все больше дисков именно корпоративного класса, речь идет как о традиционных жестких дисках, так и SSD-накопителях. Именно enterprise-продукты являются наиболее маржинальными, в то время как диски для десктопов и ноутбуков менее прибыльны. 

PCWeek/UE: Как вы оцениваете перспективы развития бизнеса в регионе СНГ?

А. Н.: В странах СНГ мы отмечаем снижение продаж дисков для десктопов. Например, в прошлом году по сравнению с позапрошлым рынок сократился на 8-10 %. При этом сегмент ноутбучных дисков растет. Не в последнюю очередь это обусловлено апгрейдом дисков в ноутбуках. Наблюдается тенденция к росту корпоративного сегмента, в том числе с интерфейсом SATA. Думаю, в этом году продолжится падение в десктопном сегменте, мобильный останется на том же уровне, а продажи серверных дисков немного вырастут. Кстати, как в России, так и в Украине начали возрождаться локальные производители ноутбуков, что позволяет говорить о неплохих перспективах для мобильного сегмента.