Емкость жестких дисков долгое время повышалась опережающими темпами, однако в последние годы рост плотности записи замедлился. В чем причина такого замедления, каковы основные тренды развития жестких дисков, и что они будут собой представлять уже через несколько лет – обо все этом мы говорили с Александром Новичихиным, главой представительства Seagate в странах СНГ.
PCWeek/UE: Согласно «закону» Мура, мощность процессоров удваивается каждые 18 месяцев, а их стоимость за этот же период времени снижается примерно в два раза. Какой тренд актуален для индустрии жестких дисков: в течение какого срока средняя емкость диска удваивается, а стоимость одного гигабайта снижается в 2 раза?
Что касается цен, то вместе с ростом емкости плавно снижаются и цены. Например, за последнее десятилетие стоимость одного ГБ хранилища снизилась в разы. Но в будущем это снижение замедлится.
PCWeek/UE: С чем связано замедление?
А. Н.: Оно обусловлено несколькими факторами. Во-первых, недавним наводнением в Таиланде, во-вторых, укрупнением и консолидацией индустрии в целом. Например, еще 10 лет назад, на рынке присутствовало около десятка компаний-производителей жестких дисков. А на текущий момент их осталось всего три.
А. Н.: Разумеется, спрос в этом сегменте растет. Причем самыми крупными и быстрорастущими нашими клиентами в этом сегменте становятся не HP, Dell, ЕMC и прочие производители, представляющие решения в области хранения данных, а YouTube, Facebook, и некоторые другие. Более того, большинство серверов и СХД, которые используются этими сервисами, не относятся к А-брендам, а собраны самостоятельно из открытых компонентов, построены на базе OpenStack и открытого софта.
PCWeek/UE: То есть, в этих компаниях основным спросом пользуются диски для NAS?
А. Н.: Это нечто среднее между дисками для NAS и теми устройствами, что используются в корпоративном секторе. Мы называем такие диски CloudDrive. У них ниже показатели по надежности, что вполне объяснимо. Ведь они предназначены для хранения данных, к которым очень редко обращаются. Например, фотографий, которые пользователь загрузил очень давно, или ленты, где однажды было размещено сообщение. Это не те диски, на которых находится корпоративная база данных и с которой постоянно работают сотрудники компании.
PCWeek/UE: Но ведь стоимость одного диска емкостью 4 ТБ будет дороже, чем два диска по 2 ТБ?
А. Н.: Это так, но есть и другие факторы, которые надо учитывать. Во-первых, установка одного диска вместо двух позволяет уменьшить занимаемое физическое место в датацентрах, во-вторых, снижается стоимость энергопотребления. Если у вас 4 диска по 1 ТБ, то энергопотребление будет в 3,5 раза выше, чем в случае использования одного диска объемом 4 ТБ. Когда крупные заказчики подбирают нужный объем, они учитывают, в том числе, и совокупную стоимость владения. В среднем диск работает в датацентре три года. Поэтому ИТ-директора подсчитывают, сколько можно сэкономить электроэнергии за счет покупки большего объема, какие будут расходы на обслуживание и т. д. По мере выхода из строя старых дисков их меняют на новые большей емкости.
PCWeek/UE: Согласно отчетам аналитиков, продажи десктопов падают, в ноутбуках SSD-накопители быстро вытесняют обычные жесткие диски. Планшеты изначально поставляют только на SSD. Какова динамика продаж дисков для лэптопов и десктопов? За счет чего удерживается спрос (если он есть)?
А. Н.: Действительно, по данным IDC и Gartner рынок десктопов и ноутбуков сжимается, а вместе с ним – и рынок жестких дисков. Однако общее количество продаваемых жестких дисков остается более-менее стабильным за счет роста продаж дисков для серверов. У нас есть замечательный слайд, который демонстрирует, что для того, чтобы поддерживать инфраструктуру для мобильных устройств, на каждые 100 купленных смартфонов нужен один сервер, где стоит 8 наших жестких дисков. Таким образом, тот объем дисков, который мы потеряли на сокращении рынка ПК, был компенсирован продажами в серверном сегменте.
Кроме того, наблюдается взрывной рост домашних NAS-устройств. Так, пользователи устанавливают дома медиасерверы, хранят резервные копии фотографий, видео и других файлов на внешнем накопителе. Например, большинство ультрабуков поставляются с высокопроизводительными, однако малоемкими SSD-накопителями 64 или 128 ГБ. Поэтому к ним обычно всегда покупают внешний жесткий диск.
В результате, рынок растет более чем на 50% в год в глобальном масштабе, правда, в СНГ темпы роста намного ниже.
PCWeek/UE: Производство настольных ПК в Украине снижается (что соответствует мировым трендам), а ноутбуки здесь практически вообще не производятся. Кто сегодня является основным покупателем жестких дисков? Мелкие и крупные сборщики? Энтузиасты? Производители серверов?
А. Н.: Отечественное производство под собственным брендом достаточно сильно сжалось в Украине. Значительную часть дисков инсталлируют или энтузиасты, которые собирают ПК самостоятельно, или мелкие сборщики, у которых есть опция «закажи все комплектующие для компьютера, и мы его соберем сами». Зато есть очень большой рынок апгрейда, около 30-40%. Кстати, под апгрейдом мы понимаем не только замену системного диска, но и установку второго диска в системе. В Росси, например, на каждый продаваемый процессор приходится два жестких диска. Хотя 5-6 назад соотношение было 1,2 – 1,3.
PCWeek/UE: Каковы перспективы гибридных накопителей, сочетающих традиционные жесткие диски и SSD? Какова основная сфера их применения? Где их использование нецелесообразно?
А. Н.: Гибридные устройства обладают очень хорошим соотношением цена-качества. Не исключено, что в скором будущем большинство клиентских дисков будут именно гибридными. Однако текущие модели пока что предназначены исключительно для потребительского сегмента, в серверных приложениях их использовать нецелесообразно.
PCWeek/UE: Опишите стратегию развития компании Seagate на ближайшие годы?
А. Н.: Поскольку рынок SSD растет опережающими темпами, то именно он является для нас приоритетным. Кроме того, фокус с клиентских устройств сдвигается в сторону облачных провайдеров, причем как глобальных, так и локальных. Например, в России на интернет-рынке существуют три крупных игрока, которые потребляют все больше дисков именно корпоративного класса, речь идет как о традиционных жестких дисках, так и SSD-накопителях. Именно enterprise-продукты являются наиболее маржинальными, в то время как диски для десктопов и ноутбуков менее прибыльны.
А. Н.: В странах СНГ мы отмечаем снижение продаж дисков для десктопов. Например, в прошлом году по сравнению с позапрошлым рынок сократился на 8-10 %. При этом сегмент ноутбучных дисков растет. Не в последнюю очередь это обусловлено апгрейдом дисков в ноутбуках. Наблюдается тенденция к росту корпоративного сегмента, в том числе с интерфейсом SATA. Думаю, в этом году продолжится падение в десктопном сегменте, мобильный останется на том же уровне, а продажи серверных дисков немного вырастут. Кстати, как в России, так и в Украине начали возрождаться локальные производители ноутбуков, что позволяет говорить о неплохих перспективах для мобильного сегмента.