“Домашние” технологии и мобильные системы сегодня естественным образом приходят и в современный деловой мир. Стимулируют этот процесс тренды облачности и социальных сетей, которые позволяют существенно повысить качество работы. Преимущество облачных решений, не требующих развёртывания собственной инфраструктуры, корпоративные пользователи оценили довольно быстро, ну а спрос рожает предложение.

Удовлетворению такого спроса был посвящен состоявшийся 28 мая в Москве форум “В будущее с технологиями Google” — первое российское мероприятие по корпоративным технологиям Google Enterprise (GE). Комплект GE — это интегрированная система, которая помимо облачных офисных сервисов Google Apps включает корпоративный поиск Google Search Appliance и картографические службы Maps for Business, благо геопространственная привязка сегодня востребована многими корпоративными потребителями.

В качестве информационного повода к проведению данного мероприятия было названо некое усиление деятельности Google в России. Как заявил Себастьян Маротте, вице-президент Google Enterprise в EMEA: “Пришло время активнее продвигать наши решения”. Более детальных уточнений не последовало, но можно предположить, что рождение конференции напрямую связано с активизацией конкурентов. Отечественное направление Google Enterprise развивает Сергей Ненарочкин, до этого семь лет трудившийся в Microsoft Russia.

Себастьян Маротте напомнил, что мир ИТ-платформ сегодня стремительно меняется: если ещё совсем недавно мы следили за борьбой двух ОС, то сегодня стратегический “водораздел” проходит между Google и Amazon. При этом на стороне Google выступает также огромная мобильная армия: в мире насчитывается 900 млн. пользователей Android-устройств, и каждый день к ним прибавляется 1,5 млн. новых. По этой причине, отметил г-н Маротте, особый акцент Google делает на Chrome не только как на браузере, но и как на полноценной ОС. Надёжность и безопасность корпоративным пользователям, понятно, важны особо, поэтому Google вкладывает много усилий в общение с регулирующими органами и сертификацию своих решений. Доступность же её облачных систем составляет 99,998%.

Google накопила в корпоративной сфере немалый опыт: у соответствующих технологий в мире уже есть пять миллионов корпоративных пользователей, из которых один миллион приходится на EMEA. В России счёт таковых организаций пока идёт на тысячи. По словам выступавших, решение Google гораздо более зрело, нежели аналоги наподобие Microsoft Office 365, потому что совершенствуется на протяжении многих лет. Например, 30 тыс. пользователей GE можно активизировать за пару минут.

Не меньшую роль в растущей популярности GE играет и цена (50 долл. в год): она в 3—4 раза ниже общеизвестных конкурентных решений. Многие устали от лицензионной политики Microsoft, полагает г-н Маротте, а Google предлагает отдельные опции на выбор и плату взимает только за реально потребляемую функциональность. Стыковка же бизнес-процессов GE с ведущими корпоративными ИС (упоминалась, в частности, SAP) легко реализуется благодаря богатому набору программных интерфейсов Google. Вместе с тем не следует ожидать версии GE для частных облаков, потому что политика Google — это публичные облака.

Владимир Савченко из компании Softline, авторизованного партнёра Google, дополнил это выступление такой показательной деталью: сервисы Google характеризуются высоким процентом продления — 97% клиентов, попробовавших GE, в дальнейшем возобновляют подписку. Связано это, по его мнению, с тем, что данная технология приносит реальную пользу и инновационна: в ней ежегодно появляются сотни новых функциональных возможностей. А оборот Google-решений в Softline за прошедший год вырос на 160%.

Николай Давыдов, председатель правления “ПриватБанка” (это один из крупнейших украинских банков в России) отметил, что их организация давно развивает интернет-направление, а пользователям предлагаются десятки приложений для смартфонов. Однако айтишники банка никак не могли организовать качественный доступ к рабочим документам из любой точки мира, а вот GE хорошо решила эту проблему, попутно обеспечив пользователей электронной почтой, средствами коллективного труда и развитыми механизмами защиты. При этом г-н Давыдов считает технологии GE лучшими по показателю цена/качество.

Олег Бойко, генеральный директор компании Genser, которая входит в пятёрку ведущих российских автореселлеров, назвал переход на облачные технологии стратегический выбором. В Genser очень востребована базовая функциональность GE — средства совместной работы, коммуникации. “Мы сравнивали решения Microsoft и Google, — отметил г-н Бойко, — и решили, что Google более зрелая система, а цена её в три раза меньше”.

Внедрение GE в Genser проходило поэтапно — первым, естественно, шел ИТ-отдел, следом стал подтягиваться бизнес, от рядовых сотрудников до руководителей . Были определённые сложности с людьми старшего возраста и топ-менеджерами, встречалось даже и сопротивление, что понятно: например, схема работы с э-почтой весьма сильно отличается от традиционных подходов. Но вскоре все сотрудники оценили удобство служб совместной работы с документами, включая историю правок, автоматическое сохранение, развитые сервисы обсуждений и т. п. Важным оказалась и функция персонального управления правами доступа к различным рабочим группам. Раньше для этого надо было подавать заявку в ИТ-отдел и четыре часа ждать ответа. А так как в компании ведутся тысячи тематических групп, приходилось держать двух сотрудников только для оформления прав.

Показательна и автоматизация задачи оценки автомобилей с пробегом, подразумевающей множество описаний, технических справок, фотографии. В итоге в ходе обсуждений э-письма стремительно “разбухали” (в месяц накапливались десятки гигабайтов подобной переписки), а ждать загрузки финального письма приходилось целых полчаса. После перехода на технологии Google суммарное время оценки сократилось в два раза, при этом вдобавок удалось существенно упростить серверную часть, в разы экономя на софт-лицензиях, а также почти полностью прекратить разработку собственного ПО. “Тренд нашего развития однозначен, — отметил г-н Бойко. — Мы на 90% откажемся от офисных настольных систем”.