Переход к облачным вычислениям – далеко не простая задача. Эксперты рекомендует выполнять этот процесс постепенно и растянуть его на множество этапов. Каким же должен быть первый шаг? Каким должен быть приоритетный список приложений для перехода на облачные платформы?

Дмитрий Хороших, Cisco

Проектирование архитектуры системы в виртуальной среде состоит из двух этапов. Первый — создание платформы виртуализации, второй — построение сервисов с использованием виртуальных элементов (процессоров, памяти, дисков, сети и т. д.). Начнем со второго. Виртуальная машина, выполняющая пользовательскую задачу, имеет четыре основных группы характеристик: 

- процессор (частота, число ядер);
- память (объем);
- диск (размер, RAID, IOPS);
- сетевое подключение (кол-во, скорость, задержки).

Для каждого будущего сервиса мы должны задать требования (или сделать предположение о будущих характеристиках) по каждой из четырех групп. Консолидировав их, мы получим суммарные требования, которым должна соответствовать платформа виртуализации.

Также отдельным блоком мы должны прописать требования к системе управления облачной платформой. Здесь важно, кто будет пользователем нашего облака, какие сервисы мы будем создавать с его помощью, с какими внешними системами (биллинг, workflow) надо провести интеграцию.

Ниже приведен приоритетный список систем для перехода на облачные платформы:

- почта, хранение данных в разделяемом доступе;
- collaboration (корпоративная телефония, видеоконференцсвязь, meetingplace);
- документооборот, рабочие места (VDI);
- ERP, CRM, бухгалтерия, планировщики работы;
- резервное копирование;
- архивное хранение данных;
Более специфичные системы просто требуют проработки.

Сергей Дудковский, Fujitsu

К использованию облачных сервисов можно приступить на любом этапе развития ИТ в организации. Однако стоит отметить такие ключевые моменты:

• создание резервного сайта с критическими сервисами;
• перевод внутренних сервисов на публичные при выводе оборудования из эксплуатации при плановом обновлении;
• перевод сервисов, которые периодически требуют больших ресурсов, на время в публичные облака;
• непрогнозируемый рост сервисов;
• желание уменьшить капитальные расходы и перевести сервисы в текущие расходы.
Например, размещая свои сервисы в публичном облаке Fujitsu Global Cloud, клиенты могут оплачивать потреблённые ресурсы на почасовой основе, при этом загрузить в облако файл виртуальной машины, например Microsoft Exchange, запустить сервис в облаке, и настроить репликацию.

Олег Просветов, Symantec

Обычно развертывание облачной инфраструктуры – очень простой процесс, так как большая часть работы уже сделана провайдером: система отлажена, проверена и имеет все необходимые уровни отказоустойчивости.

Остаётся только настроить взаимодействие существующих систем. В целом мы получаем огромную экономию времени и упрощение процесса интеграции.

C другой стороны, облачная инфраструктура резко повышает требования кинтернет-каналам, к их пропускной способности и доступности. Для крупных организаций это может означать, что интернет-каналы придется дублировать.

Владимир Ткачев, VMware 

Переход к облачным вычислениям, как правило, является постепенным. Более того, ценность облачных вычислений для бизнеса во многом определяется зрелостью предприятия как в отношении основной деятельности, так и в отношении ИТ.  

Готовность бизнеса инвестировать в создание частного облака во многом определяется восприятием и уровнем доверия к ИТ. Так как основой для создания частного облака является виртуализация, то первым шагом на пути к частному облаку является постепенная виртуализация рабочих нагрузок, начинающаяся с базовых инфраструктурных ИТ-сервисов и постепенно вовлекающая всё более критичные приложения. Также важно понимать те организационные и процессные изменения, которые потребуется реализовать при переходе к частному облаку. Как показывает практика, технологическая часть такого проекта, зачастую, не самая сложная. Труднее оказывается правильно организовать ИТ для эффективной эксплуатации облака и взаимодействия с бизнесом.

Инком

Из облачных сервисов на первом месте по популярности среди корпоративных заказчиков, несомненно, стоит электронная почта. За почтовыми сервисами следуют облачные системы хранения данных, такие как Microsoft SkyDrive, Dropbox и GoogleDrive. И, наконец, на третьем месте по популярности расположились корпоративные порталы — они обеспечивают совместную работу над документами, договорами, заявками и доступ к архивам. Также в бизнес-среде поощряются внутренние форумы, как онлайн-площадки для обсуждения проблем или интересных идей. 

Весьма быстро «набирают обороты» облачные бизнес-приложения. Удаленный доступ к ERP, CRM, HRM и другим системам позволяет в офисах использовать бюджетные ПК, неттопыили мобильные устройства.

Андрей Бондаренко,«ЭС ЭНД ТИ УКРАИНА» 

Облачная инфраструктура выдвигает следующие требования к поставщикам услуг – сеть ЦОДов с возможностью быстрой и гибкой двухсторонней масштабируемости («больше»/ «меньше»), мощная опорная сеть с большим коэффициентом избыточности, штат высококвалифицированных сотрудников, широкий диапазон SLA и технической поддержки. Кроме того, необходимы адекватные цены на предоставляемые сервисы. В свою очередь, потребитель должен сформировать бизнес-обоснованный перечень необходимых услуг и иметь финансовые средства для их оплаты.


Какие бизнес-направления удобно информатизировать с помощью «облаков»? 

Сергей Дудковский, Fujitsu

Я бы выделил следующие направления для перехода в облако:

• внешние сервисы поддержки клиентов;
• интернет-порталы поддержки продаж;
• резервное хранение информации, репликация;
• создание и поддержка небольших информационных сервисов.

Андрей Довгань, Terrasoft

Переход на облачные технология – мировая тенденция. По данным аналитического агентства Gartner, в 2012 году объем мирового рынка CRM-решений, предоставляемых по модели SaaS, вырос на 19%. Эта тенденция определенно касается и нашей страны. На данный момент, в Украине рынок облачных технологий развивается очень активно и, есть уверенность в том, что положительная динамика сохранится. Уже на сегодняшний день интерес к подобным решениям высок. Когда наша компания выводила на рынок продукты, разработанные на платформе BPMonline, которые могут поставляться по модели Saas, мы не ожидали столь высокого спроса. Поэтому, вопреки существующему скептицизму, мы уверены, что именно за технологиями SaaS – будущее отечественного рынка CRM.

SaaS-решения способны существенно повысить эффективность всех сфер, связанных со взаимодействием с клиентами. Последний стал очень требовательным и предъявляет высокие запросы к скорости и качеству любых процессов взаимодействия с компанией. Облачные технологии, в свою очередь, снимают ряд ограничений – дают возможность работать в системе из любой точки мира, в любое время, а значит, позволяют ускорить работу с данными и быть более продуктивным. Предоставление исключительного опыта клиента является задачей №1 для многих компаний, и SaaS, несомненно, способствует решению этой задачи.

Ольга Берестецкая, Yaware

В первую очередь переносить в облака те приложения, которые предполагают совместную или удалённую работу. Это системы управления задачами, CRM, онлайн-бухгалтерия, учёт рабочего времени и проведение презентаций.

Александр Валентеенко, «Астерос»

Все зависит от типа облачных решений — публичные или частные. Как уже говорилось ранее, публичные облачные решения прекрасно себя зарекомендовали в области организации продаж, управления и развития взаимоотношений с клиентами (CRM), хранения данных (SkyDrive, GoogleDrive, DropBox и т.д.). Это мелкий и средний бизнес: интернет-магазины, мелкая розница, рекламные агентства, и т.д. 

Для частных облаков наиболее подходящие сферы находятся в научно-исследовательской среде, образовании, разработке новых продуктов для телекоммуникационного сектора, финансов и розницы. Важно понимать, что внедрение частных облаков достаточно ресурсоемкий процесс, который могут позволить себе только компании с хорошим финансированием ИТ, высокой необходимостью работы с общими данными, удаленных вычислений и необходимостью минимизировать простои оборудования и упростить обновление и конфигурацию ПО. Кроме того, частная облачная среда разрешит понимать конкретное количество устройств, которым открыт доступ к информации, ее перемещение и доступ третьих лиц. И самое главное, частные облака могут решать самые специфические задачи, заточенные под конкретную компанию, в отличии от публичных облаков, которые обеспечивают одинаковый стандартный функционал для всех компаний.

Алексей Шишлянников, АМИ

Наш опыт подтверждает, что сфера применения облака — довольно широка, начиная от мелкого бизнеса (5-25 пользователей) и до корпоративного сегмента, который уже хорошо знает, что такое облако и активно использует некоторые его сервисы. Также интересным сегментом являются общественные организации и благотворительные фонды, которые обычно функционирует без IT, но нуждаются в актуальных средствах коммуникации и организации работы.


От модели вычислений «клиент-сервер» ─ к облакам
Евгений Фастовец, Alcatel-Lucent
Многие организации уже сделали первый важный шаг на пути к созданию сети с адаптацией к при-ложениям, осуществив виртуализацию серверов. Однако при перемещении виртуальных машин (VM) требуется ручная настройка для изменения конфигурации сети. Это одна из причин, по которой следующим этапом является этап виртуализации сети. 
Именно виртуализация сети позволяет направлять трафик в сети коммутации центра обработки данных по оптимальному пути, не подверженному ограничениям базовых физических соединений. 
Выбор технологии виртуализации для структуры коммутации центра обработки данных имеет решающее значение для эффективного построения многоузлового ЦОД и подключения к общедоступным облачным услугам. В идеальном варианте при использовании технологии виртуализации сеть центра обработки данных будет выглядеть как единая логическая структура коммутации, физически охватывающая несколько корпоративных узлов, как в случае применения технологии мостовых соединений по кратчайшему пути (Shortest Path Bridging — SPB). 
Предполагается, что конвергенция систем хранения и передачи данных в среде Ethernet станет более распространенной при повышении доступности каналов 40GigE. Это произойдет благодаря унификации требований множества размещаемых на одном сервере виртуальных машин к полосам пропускания сетей передачи и хранения данных. Ключевые технологии, в частности Ethernet без потерь (другие названия — Data Center Bridging [DCB] и Fibre Channel over Ethernet [FCoE]), еще находятся на завершающей стадии разработки в комитетах по стандартам. Их использование — необходимое условие надежной доставки данных систем хранения по сети Ethernet. Любая разверты¬ваемая сегодня структура коммутации центра обработки данных должна быть готова к поддержке этих протоколов. 
В конечном счете, новая встроенная технология безопасности и каналы 100GigE позволят создать для корпораций действительно гибридную облачную модель, которая даст организациям воз-можность смешивать и сочетать ресурсы согласно необходимости, сохраняя при этом критически важные данные локально.

План перехода от модели вычислений в среде «клиент-сервер» к концепции центра обработки данных с адаптацией к приложениям. Он содержит два важных этапа: виртуализация самой сети с развертыванием структуры коммутации и объединение сетей передачи и хранения данных.