О тонкостях покупки серверного оборудования и сервисного обслуживания, основных заблуждениях заказчиков и изменениях покупательского спроса в серверном сегменте И-рынка рассказывает Юрий Жуковский, аналитик Entry.
PCWEEK/UE: Когда речь заходит о серверах Made in Ukraine, обычно отмечают их более дешевую цену. Но ведь на этом их преимущества перед западными системами не заканчиваются?
ЮРИЙ ЖУКОВСКИЙ: Основное преимущество состоит в том, что локальный производитель серверов намного более динамичен, лучше чувствует потребности и может оперативнее реагировать на запросы конечных заказчиков. Приведу простой пример. Крупные производители поставляют определенную линейку серверов, в рамках которой можно поменять процессор, добавить памяти, однако он ограничен определенными линейками компонентов. В украинских реалиях завозится буквально две-три наиболее популярные линейки, а остальное поставляется в течение 40-60 дней. Поэтому продукты А-брендов хорошо сбывать в рамках крупных тендеров. Также серверы А-брендов хорошо продаются, если это максимально типовое решение, продающееся по сниженной цене.
Кстати, тема систем со сниженной ценой довольно важна, потому что здесь есть одна особенность. Так, можно купить сервер A-бренда по цене на 20 или 30% ниже, чем сервер аналогичного класса украинского производителя. «Бесплатный сыр» кроется вот в чем. По сниженной цене продается сервер в крайне ограниченной конфигурации. Например, в нем из двух процессоров стоит только один, и установлено всего 4 ГБ оперативной памяти. А вот когда заказчик пытается его доукомплектовать вторым ЦПУ и большим объемом памяти, то выясняется, что туда можно поставить только процессор и память, приобретенные у того же вендора. Причем стоимость комплекта для модернизации, как правило, существенно превышать средние цены на рынке. В итоге весь сервер, «доведенный до ума», может оказаться дороже на те же 20- 30% (а то и более) от первоначальной цены, что полностью сводит на нет первоначальный ценовой выигрыш. Если же заказчик попробует сделать апгрейд собственными силами, он просто потеряет право на гарантийное обслуживание. Поэтому такие дешевые варианты покупки оборудования чаще всего оборачивается дополнительными тратами. Как говорится «скупой платит дважды». Тот, кто покупает сервер по принципу – чем дешевле, тем лучше, должен понимать, что здесь может быть подвох. Как и при покупке самого дешевого мяса на базаре.
Задача, с которой я сталкиваюсь довольно часто — это сервер под различные варианты продукта «1С:Предприятие». Клиенты меняют свой старый однопроцессорный ПК с топовым, высокочастотным процессором, который используется в качестве сервера, на более современный сервер с двумя низкочастотными процессорами. А в итоге новый аппарат у них работает еще медленнее. Причина состоит в том, что система не оптимизирована под задачу – ведь 1С очень чувствительна к частоте процессора, и низкая частота ядер не может компенсироваться их количеством для систем на 5-25 пользователей.
Поэтому мы не спрашиваем клиента, какие конкретно компоненты он хочет видеть в сервере. Мы пытаемся понять, чем его не удовлетворяет тот сервер, которым он пользуется в настоящее время, и какие задания будут стоять перед этим сервером сейчас и на ближайший год-два. Балансируя между тем, что некоторые подсистемы могут иметь избыточные ресурсы, а другие перегружены, и понимая, какие нагрузки ожидаются через полгода, можно спланировать оптимальную конфигурацию сервера. Способность оптимизировать «железо» под конкретную задачу и есть основное преимущество локального производителя.
Ю. Ж.: В обычным сервере, рассчитанном на массового потребителя, нет ничего уникального. Все подсистемы – процессоры, память, диски, RAID-контроллеры, сетевые адаптеры – стандартны. А значит обеспечить запас этих компонентов на складе совсем не сложно. Мы можем позволить себе валидировать все компоненты каждый раз, когда клиент заказывает у нас какую-то систему. Валидация подразумевает наличие драйверов и физическую совместимость всех компонентов оборудования. Наша задача — подобрать комбинации, которые гарантированно работают.
Где действительно необходимы Care Pack или их аналоги? Например, в тех случаях, если у вас установлено уникальное дорогостоящее оборудование, и его работоспособность для вас критична. А держать склад запчастей и специалистов соответствующего уровня для ее обслуживания – финансово неэффективно. Например, это может быть сложная программируемая АТС, отказоустойчивый дисковый массив или иное высоконадежное и крайне редко ломающееся оборудование.
Но в случае со стандартными серверами дела обстоят по-другому. Более того, с приходом виртуализации сервер является всего лишь одним из физических вычислительных узлов кластера, не более того. Если у вас грамотно построена информационная система, выход из строя одного сервера не имеет критического значения.
Есть еще важная причина, по которой Care Pack популярны. Пристрастие к таким сервисным контрактам испытывают должностные лица на больших и средних предприятиях, которые отдалены от технологий и производственного процесса. С помощью Care Pack они надеются обеспечить себе страховку в случае каких-то сбоев, ведь в этом случае они перекладывают ответственность с себя на вендора. При этом главную задачу – минимизировать простой — зачастую можно решить организационно, процедурно, без привлечения сил А-бренда и с заметно меньшим уровнем затрат для предприятия.
PCWEEK/UE: А-бренды предлагают различное дополнительное ПО для администрирования серверов. Что в этой категории могут предложить локальные производители?
Ю. Ж.: Что несомненно нужно серверу – это система KVM-over-IP, или удаленное управление. Но это практически стандартизованная опция в серверах. Все остальное решается относительно просто – например, в виртуализированной среде на базе продуктов Microsoft с помощью стандартных механизмов Windows Server и интереснейшего продукта System Center. Глобальные вендоры предлагают утилиты, которые позволяют удобно и эффективно управлять сотнями серверов. Однако у нас очень мало клиентов, владеющих таким количеством оборудования. У большинства наших заказчиков всего 3-5 серверов, и их очень легко администрировать вручную. А специализированное ПО, поставляемое с материнскими платами Intel бесплатно, позволяет управлять той же сотней серверов.
Если говорить о сегменте интернет-провайдеров, где действительно есть десятки и сотни «серверов», то там «главную скрипку» играют два фактора: цена и энергопотребление. Какие-то дополнительные утилиты, как правило, там никто не ставит. Поэтому всяческое дополнительное служебное ПО для серверов в сегменте малого и среднего бизнеса — это скорее преимущество имиджевого характера.
Ю. Ж.: Современных заказчиков я бы разделил на три класса. Первая группа – это большой корпоративный клиент, для которого самое важное — яркий бренд и Care Pack. Другая группа — те, которые, готовы покупать самое дешевое оборудование на рынке. Это не наш тип заказчиков, поскольку потери на обслуживании дешевых устройств будут для нас слишком высокими. Идеальный заказчик, с нашей точки зрения, – тот, который уже ранее приобретал серверы, наступил «на грабли» и имеет негативный опыт. Поэтому перед покупкой нового «железа» он хочет досконально узнать, как оптимизировать конфигурацию под его специфические задачи.
PCWeek/UE: Какова средняя цена собранного вами сервера?
PCWeek/UE: Насколько популярен в нашей стране подход использовать обычный настольный ПК вместо сервера?
Материнская плата для сервера рассчитана на работу в режиме 24х7 в течение трех-пяти пять лет, в то время как настольный ПК — только 8 часов в день на протяжении такого же периода времени. В чем состоит гротеск ситуации на украинском рынке? Дело в том, что стоимость серверной материнской платы выше стоимости обычной десктопной всего на на 3-5%. А в некоторых случаях она может быть даже дешевле «навороченной» платы десктопа, которую приобретают для псевдо-сервера. Ведь на такой плате могут быть различные мультимедиа-порты, продвинутый звук — однако серверу все это не нужно. Стоимость же ОЗУ, процессоров и дисков — аналогична. Из-за незнания таких нюансов небольшие фирмы переплачивают за псевдо-сервер на базе настольного ПК, который все равно с высокой вероятностью не сможет выполнять поставленную задачу в течении заданного срока.
Кстати, использование SSD – это еще одна отличительная черта локальных сборщиков. Практически никто из глобальных вендоров не использует SSD столь активно, поскольку они опасаются столкнуться с различными проблемами. В основном, это связано с тем, что партнерский канал не справится с запросами пользователей.
Ю. Ж.: Для малого бизнеса облачные сервисы наиболее интересны с точки зрения получения услуг почтовых служб и переноса резервных копий инфраструктуры и данных в облачное хранилище. Однако большинство компаний пока не смогут перенести все ресурсы в облако. Просто потому, что это будет неудобно для пользователей. Например, терминальный сервер им придется оставить либо у себя на площадке, либо как минимум в Украине. Иначе задержка может быть слишком велика, и пользователям просто будет неудобно работать. Именно по этой причине многие компании, которые первоначально перенесли свою IT-инфраструктуру полностью в облако, да еще на зарубежные площадки, теперь возвращают часть вычислительных ресурсов обратно в Украину.