О тонкостях покупки серверного оборудования и сервисного обслуживания, основных заблуждениях заказчиков и изменениях покупательского спроса в серверном сегменте И-рынка рассказывает Юрий Жуковский, аналитик Entry.


PCWEEK/UE: Когда речь заходит о серверах Made in Ukraine, обычно отмечают их более дешевую цену. Но ведь на этом их преимущества перед западными системами не заканчиваются? 


ЮРИЙ ЖУКОВСКИЙ:
Основное преимущество состоит в том, что локальный производитель серверов намного более динамичен, лучше чувствует потребности и может оперативнее реагировать на запросы конечных заказчиков. Приведу простой пример. Крупные производители поставляют определенную линейку серверов, в рамках которой можно поменять процессор, добавить памяти, однако он ограничен определенными линейками компонентов. В украинских реалиях завозится буквально две-три наиболее популярные линейки, а остальное поставляется в течение 40-60 дней. Поэтому продукты А-брендов хорошо сбывать в рамках крупных тендеров. Также серверы А-брендов хорошо продаются, если это максимально типовое решение, продающееся по сниженной цене.

Кстати, тема систем со сниженной ценой довольно важна, потому что здесь есть одна особенность. Так, можно купить сервер A-бренда по цене на 20 или 30% ниже, чем сервер аналогичного класса украинского производителя. «Бесплатный сыр» кроется вот в чем. По сниженной цене продается сервер в крайне ограниченной конфигурации. Например, в нем из двух процессоров стоит только один, и установлено всего 4 ГБ оперативной памяти. А вот когда заказчик пытается его доукомплектовать вторым ЦПУ и большим объемом памяти, то выясняется, что туда можно поставить только процессор и память, приобретенные у того же вендора. Причем стоимость комплекта для модернизации, как правило, существенно превышать средние цены на рынке. В итоге весь сервер, «доведенный до ума», может оказаться дороже на те же 20- 30% (а то и более) от первоначальной цены, что полностью сводит на нет первоначальный ценовой выигрыш. Если же заказчик попробует сделать апгрейд собственными силами, он просто потеряет право на гарантийное обслуживание. Поэтому такие дешевые варианты покупки оборудования чаще всего оборачивается дополнительными тратами. Как говорится «скупой платит дважды». Тот, кто покупает сервер по принципу – чем дешевле, тем лучше, должен понимать, что здесь может быть подвох. Как и при покупке самого дешевого мяса на базаре.

Очень важный момент — баланс подсистем сервера. Например, мы можем поставить очень быстрый процессор, много качественной оперативной памяти… и медленный винчестер. В результате получается, что производительность дисковой подсистемы, к примеру, в задачах обработки таблиц баз данных вроде той же 1С, не будет соответствовать возможностям самого процессора, и банально не позволит воспользоваться его производительностью – процессор будет простаивать, ожидая данных от диска. А деньги за быстрый процессор – уплачены.

Задача, с которой я сталкиваюсь довольно часто — это сервер под различные варианты продукта «1С:Предприятие». Клиенты меняют свой старый однопроцессорный ПК с топовым, высокочастотным процессором, который используется в качестве сервера, на более современный сервер с двумя низкочастотными процессорами. А в итоге новый аппарат у них работает еще медленнее. Причина состоит в том, что система не оптимизирована под задачу – ведь 1С очень чувствительна к частоте процессора, и низкая частота ядер не может компенсироваться их количеством для систем на 5-25 пользователей.

Или рассмотрим другую ситуацию, когда заказчик ставит мощнейший процессор Intel Xeon на сервер для хранения файлов. В данном случае его производительность может оказаться невостребованной (хотя «хороший» антивирус способен загрузить любой сервер).

Поэтому мы не спрашиваем клиента, какие конкретно компоненты он хочет видеть в сервере. Мы пытаемся понять, чем его не удовлетворяет тот сервер, которым он пользуется в настоящее время, и какие задания будут стоять перед этим сервером сейчас и на ближайший год-два. Балансируя между тем, что некоторые подсистемы могут иметь избыточные ресурсы, а другие перегружены, и понимая, какие нагрузки ожидаются через полгода, можно спланировать оптимальную конфигурацию сервера. Способность оптимизировать «железо» под конкретную задачу и есть основное преимущество локального производителя.

PCWEEK/UE: Но способен ли локальный сборщик обеспечить надежное сервисное обслуживание? Ведь у глобального вендора возможностей намного больше, у него большой склад запасных частей, подменный фонд и т.д.

Ю. Ж.: В обычным сервере, рассчитанном на массового потребителя, нет ничего уникального. Все подсистемы – процессоры, память, диски, RAID-контроллеры, сетевые адаптеры – стандартны. А значит обеспечить запас этих компонентов на складе совсем не сложно. Мы можем позволить себе валидировать все компоненты каждый раз, когда клиент заказывает у нас какую-то систему. Валидация подразумевает наличие драйверов и физическую совместимость всех компонентов оборудования. Наша задача — подобрать комбинации, которые гарантированно работают. 

Крупные вендоры пропагандируют подход, который выражается в сервисных контрактах — Care Pack. Почти никто из клиентов не читает их до конца и совершенно напрасно. Ибо в самом конце там очень часто написано: «Если мы не смогли выполнить свои обязательства, то мы не несем за это никакой финансовой ответственности».
Где действительно необходимы Care Pack или их аналоги? Например, в тех случаях, если у вас установлено уникальное дорогостоящее оборудование, и его работоспособность для вас критична. А держать склад запчастей и специалистов соответствующего уровня для ее обслуживания – финансово неэффективно. Например, это может быть сложная программируемая АТС, отказоустойчивый дисковый массив или иное высоконадежное и крайне редко ломающееся оборудование.

Но в случае со стандартными серверами дела обстоят по-другому. Более того, с приходом виртуализации сервер является всего лишь одним из физических вычислительных узлов кластера, не более того. Если у вас грамотно построена информационная система, выход из строя одного сервера не имеет критического значения. 

У Care Pack есть еще одна сторона медали. Его стоимость в год составляет до 30% от цены оборудования. Что весьма немало. А ведь есть более выгодный вариант действий, кроме покупки Care Pack. На сумму 10% от стоимости серверов приобрести запасные компоненты, вероятность выхода из строя которых выше всего – блок питания, жесткий диск и модуль памяти. А теперь подумайте, кто быстрее ликвидирует неисправность в случае сбоя: системный администратор, который возьмет на складе запасной блок питания и отнесет его в серверное помещение для замены, или глобальный вендор, который обязался приехать в течение 4 часов (особенно, если вы не в Киеве). Считаю, что у системного администратора больше шансов оперативно устранить сбой. Причем в украинских серверах блок питания не обязательно должен быть точно таким, он может иметь другую наклейку, но будет совместим и сможет обеспечить требуемые характеристики. Если же речь идет о брендовом сервере, то заменить в них компоненты может оказаться так не так просто, хотя и здесь применим при принцип поддержания локально склада запчастей.

Есть еще важная причина, по которой Care Pack популярны. Пристрастие к таким сервисным контрактам испытывают должностные лица на больших и средних предприятиях, которые отдалены от технологий и производственного процесса. С помощью Care Pack они надеются обеспечить себе страховку в случае каких-то сбоев, ведь в этом случае они перекладывают ответственность с себя на вендора. При этом главную задачу – минимизировать простой — зачастую можно решить организационно, процедурно, без привлечения сил А-бренда и с заметно меньшим уровнем затрат для предприятия.

PCWEEK/UE: А-бренды предлагают различное дополнительное ПО для администрирования серверов. Что в этой категории могут предложить локальные производители?

Ю. Ж.:
Что несомненно нужно серверу – это система KVM-over-IP, или удаленное управление. Но это практически стандартизованная опция в серверах. Все остальное решается относительно просто – например, в виртуализированной среде на базе продуктов Microsoft с помощью стандартных механизмов Windows Server и интереснейшего продукта System Center. Глобальные вендоры предлагают утилиты, которые позволяют удобно и эффективно управлять сотнями серверов. Однако у нас очень мало клиентов, владеющих таким количеством оборудования. У большинства наших заказчиков всего 3-5 серверов, и их очень легко администрировать вручную. А специализированное ПО, поставляемое с материнскими платами Intel бесплатно, позволяет управлять той же сотней серверов.

Если говорить о сегменте интернет-провайдеров, где действительно есть десятки и сотни «серверов», то там «главную скрипку» играют два фактора: цена и энергопотребление. Какие-то дополнительные утилиты, как правило, там никто не ставит. Поэтому всяческое дополнительное служебное ПО для серверов в сегменте малого и среднего бизнеса — это скорее преимущество имиджевого характера. 

PCWEEK/UE: Как за последние 1-2 года изменился спрос, как менялись заказчики в IT-плане?

Ю. Ж.: Современных заказчиков я бы разделил на три класса. Первая группа – это большой корпоративный клиент, для которого самое важное — яркий бренд и Care Pack. Другая группа — те, которые, готовы покупать самое дешевое оборудование на рынке. Это не наш тип заказчиков, поскольку потери на обслуживании дешевых устройств будут для нас слишком высокими. Идеальный заказчик, с нашей точки зрения, – тот, который уже ранее приобретал серверы, наступил «на грабли» и имеет негативный опыт. Поэтому перед покупкой нового «железа» он хочет досконально узнать, как оптимизировать конфигурацию под его специфические задачи.

Необходимо отметить, что после кризиса у нас почти исчезли клиенты, которые приобретали оборудование на перспективу. Сейчас заказчики решают только насущные задачи и делают это максимально дешево, что уже стало трендом и вполне оправданно. Ведь многие устройства дешевеют, совершенствуются и нет смысла сегодня покупать то, что через полгода будет намного дешевле или в более высоком качестве.

PCWeek/UE: Какова средняя цена собранного вами сервера?

Ю. Ж.: Наши продукты не дешевые. Средняя цена составляет порядка 3500 у.е., причем с годами она растет. Это значит, что к нам приходят за серверами, которые решают основную back-end-задачу. Например, наше оборудование покупают для виртуальной платформы, на котором может быть развернуто пару десятков виртуальных машин, или это может быть сервер для нагруженных БД.

PCWeek/UE: Насколько популярен в нашей стране подход использовать обычный настольный ПК вместо сервера?

Ю. Ж.: С такими заблуждениями чаще всего мы встречаемся в сегменте low-end. Миф №1 – ПК может работать как сервер. Нужно понимать, чем отличается сервер от десктопа. Заказчикам, которые не понимают разницы, мы рассказываем, что такое элементная база, как высыхают конденсаторы, показываем фотографии. Например, в обычных настольных ПК не бывает памяти с контролем четности. Кроме того, в десктопах стоит сетевой чип, который всю нагрузку по трафику переносит на центральный процессор. А в серверах стоит особый чип, который поддерживает специализированный набор команд TCP Offload Engine, существенно разгружающий центральный процессор.

Материнская плата для сервера рассчитана на работу в режиме 24х7 в течение трех-пяти пять лет, в то время как настольный ПК — только 8 часов в день на протяжении такого же периода времени. В чем состоит гротеск ситуации на украинском рынке? Дело в том, что стоимость серверной материнской платы выше стоимости обычной десктопной всего на на 3-5%. А в некоторых случаях она может быть даже дешевле «навороченной» платы десктопа, которую приобретают для псевдо-сервера. Ведь на такой плате могут быть различные мультимедиа-порты, продвинутый звук — однако серверу все это не нужно. Стоимость же ОЗУ, процессоров и дисков — аналогична. Из-за незнания таких нюансов небольшие фирмы переплачивают за псевдо-сервер на базе настольного ПК, который все равно с высокой вероятностью не сможет выполнять поставленную задачу в течении заданного срока.

Обычно малый бизнес использует всего один недорогой сервер под все задачи: система 1С, файловое хранилище и т. д. 1С – это фактически база данных, для которой требуется быстрые процессор и диск, оптимизированный под множественные запросы случайного чтения и записи с минимальной латентностью при небольших объемах данных. Файловому хранилищу не столь важна скорость отработки случайных запросов, зато важна скорость линейного чтения/записи и высокая емкость за небольшие деньги. Таким образом, мы можем рассматривать таблицы 1С как «горячие» данные, и все остальное – как «холодные». В малом сервере эта задача реализуется весьма просто: ставится «зеркало» из относительно недорогих десктопных полупроводниковых накопителей (SSD) объемом 120-240 ГБ для баз данных и «зеркало» из традиционных жестких дисков HDD на 1-2 ТБ 7200 об/мин под файловое хранилище. На массиве из десктопных SSD можно разметить всего 20-40 ГБ из имеющихся 120-240 ГБ, которого будет вполне достаточно для таблиц 1С. В результате получится небольшой и быстрый сервер, который не будет шуметь в офисе.

Кстати, использование SSD – это еще одна отличительная черта локальных сборщиков. Практически никто из глобальных вендоров не использует SSD столь активно, поскольку они опасаются столкнуться с различными проблемами. В основном, это связано с тем, что партнерский канал не справится с запросами пользователей. 

PCWeek/UE: Сегодня многие заказчики переносят свои корпоративные системы в облака, причем нередко они находятся в зарубежных ЦОД. В этой ситуации как изменится спрос на серверы на украинском рынке?

Ю. Ж.: Для малого бизнеса облачные сервисы наиболее интересны с точки зрения получения услуг почтовых служб и переноса резервных копий инфраструктуры и данных в облачное хранилище. Однако большинство компаний пока не смогут перенести все ресурсы в облако. Просто потому, что это будет неудобно для пользователей. Например, терминальный сервер им придется оставить либо у себя на площадке, либо как минимум в Украине. Иначе задержка может быть слишком велика, и пользователям просто будет неудобно работать. Именно по этой причине многие компании, которые первоначально перенесли свою IT-инфраструктуру полностью в облако, да еще на зарубежные площадки, теперь возвращают часть вычислительных ресурсов обратно в Украину.