Ландшафт глобального ИТ-рынка в последние годы стремительно меняется, и не всем компаниям, существующим сегодня, найдется на нем место завтра. Как не прогадать при выборе вектора развития и всегда идти в ногу с инновациями? Об этом мы говорили с главой представительства Cisco в Украине Олегом Боднаром.

PCWeek/UE: Как бы Вы охарактеризовали общий ландшафт мирового и украинского Ит- рынка?

ОЛЕГ БОДНАР: Я бы разбил этот ландшафт на несколько направлений, в каждом из которых происходит своя эволюция, и притом все они оказывают влияние друг на друга. Среди основных факторов, формирующих ИТ-рынок, — заказчики, вендоры и системные интеграторы (то есть канал). Также сюда стоит включить регуляторную часть: государственные контролирующие органы, законодательство, общую политическую ситуацию и т. д.

Теперь расскажу более подробно о каждом из направлений. Сегодняшний клиент меняется как глобально, так и локально. Глобально в том смысле, что капитальные инвестиции сейчас довольно тяжелы для любого заказчика. Ведь все наши бизнес-модели мы раньше рассчитывали с прицелом на капитальные затраты — CAPEX, то есть продавали готовые комплексные решения.

Теперь ситуация изменилась: у заказчика нет достаточного количества денег, он не может себе позволить крупные капитальные затраты, поскольку рынок капитала в последние несколько лет в значительной степени «просел». Поэтому производители начали переключаться на так называемую OPEX- модель предоставления своих решений. Сюда можно отнести Microsoft Office 365, Azure, облачные датацентры и т. д. Под эти изменения должны подстраиваться и системные интеграторы, корректируя свою политику предоставления услуг.

В свою очередь, очень сильно изменятся и сами вендоры. На чем будут зарабатывать завтра сегодняшние лидеры ИТ, сказать очень сложно. Но если они не адаптируются под новые требования рынка, то вскоре перестанут существовать. И если еще 20 лет назад можно было не замечать определенных рыночных тенденций и все-таки устоять в конкурентной борьбе (например, компания Canon достаточно долго не уделяла внимания тренду цифровой фотографии, но затем все же перегнала конкурентов в этой области), то сегодня любое промедление ведет к серьезным проблемам.

ИТ-отрасль сегодня пребывает на пороге больших технологических изменений. Они пока незаметны, так как основная революция происходит в фундаментальной области. Но в ближайшие 10 лет все фундаментальные открытия перейдут в стадию практического применения. И все это настолько сильно изменит рынок и нашу жизнь, что даже сложно представить. Приведу один пример. Мой знакомый, отбывший в командировку в Японию, во время прохождения паспортного контроля обратил внимание на странное выражение лица офицера, проверяющего документы. Это было совершенно «каменное» лицо, не выражающее никаких эмоций. Как впоследствии оказалось, паспорт у него проверял не человек, а экспериментальный робот-гуманоид.

PCWeek/UE: Какие Вы видите перспективные направления и ниши для Cisco на период ближайших 2-3 лет?

О. Б: Здесь я достаточно оптимистичен, поскольку наш менеджмент в свое время сумел предугадать наиболее перспективные направления развития. Например, стоит упомянуть серверное направление: продажи растут огромными темпа-ми по всему миру. Суть в том, что наши конкуренты отстали в инновациях и вовремя не предложили платформу для виртуализации. А ведь процесс всеобщей виртуализации прошел настолько быстро, что этого никто не ожидал.

Наша проблема в другом: еще недавно Cisco никто не воспринимал как производителя серверов. И для того чтобы склонить заказчика в нашу сторону, нам необходимо потратить больше усилий, чем традиционным поставщикам серверной техники.
Вторая область, на будущее которой мы смотрим с большим оптимизмом, — это системы видео-конференц-связи и телеприсутствия. Мы располагаем здесь огромным набором инновационных решений, хорошо известные во всем мире. Опять же, наши решения отлично интегрируются с инфраструктурной средой заказчика, поскольку Cisco может похвастать огромной инсталлированной базой сетевых решений. Если установить, допустим, ВКС-решения Polycom на инфраструктуру Cisco, то система будет работать, но при этом окажется недоступным множество различных дополнительных функций. Вот почему мы фиксируем здесь множество продаж: начиная с малого бизнеса и заканчивая большим.

Третий сегмент, весьма успешный для нас, — телекоммуникационный. Одно из наших преимуществ в этой области — большая база инсталлированных решений: коммутаторы, маршрутизаторы, системы безопасности. С другой стороны, и количество игроков в данном сегменте очень большое, намного больше, чем в серверном сегменте.

Причем этап насыщения этого рынка в Украине уже пройден: все заказчики за последние десять лет в той или иной степени обзавелись сетевой инфраструктурой. Сегодня речь идет о проектах, связанных с апгрейдом, расширением и т. д. Это наше основное направление бизнеса, которое приносит значительную прибыль, но практически не растет. Однако за счет того, что у нас есть еще серверное и видеонаправление, телефония, компания демонстрирует внушительный рост. Например, сбыт серверов у нас увеличивается в разы из года в год.

В телекоммуникационной области мы отмечаем насыщение традиционной телефонией. Заказчики все больше переключаются на Unified communications, то есть интеграцию телефона с офисными приложениями, например решениями Microsoft и другими клиентскими программами. Более того, понемногу заказчик переключается на использование архитектуры тонких клиентов. Иными словами, ноутбук или настольный ПК перестает быть центром информации, а превращается лишь в точку доступа к этой информации наряду с планшетом, смартфоном и т. д. Особенно такой тренд заметен в крупных компаниях.

Стоит отметить, что обеспечение безопасного доступа с планшетов и прочих устройств—это еще одна важная и объемная задача, которую приходится решать сегодня компаниям. Согласно тенденции BYOD, все больше сотрудников корпораций пользуются своим собственным устройством в корпоративных целях. Сюда стоит добавить и наличие корпоративных мобильных гаджетов. Ведь по своей сути iPad вряд ли можно назвать планшетом, специально разработанным для корпоративного применения. И чтобы обеспечить его безопасное использование в компании, необходимо выполнить соответствующий проект подключения. Сам по себе он небольшой, но вместе с тем далеко не простой. И вот в этом направлении мы ожидаем однозначного роста числа проектов.

PCWeek/UE: В какую сторону Вы направляете ваших партнеров? Вы их склоняете к тому, чтобы они продолжали и дальше заниматься теми проектами, в которых они накопили экспертизу или чтобы больше обратили свой взор в сторону унифицированных коммуникаций, телеприсутствия?

О. Б: Количество наших партнеров и их специализация не меняется, хотя некоторые интеграторы довольно стремительно растут. Например, De Novo из года в год увеличивает свой вес. Российские интеграторы пытаются пустить здесь свои корни. C другой стороны, для того чтобы российский партнер вышел на украинский рынок системной интеграции, недостаточно привезти десант специалистов из России — наоборот, должен быть мощный локальный офис. И вопрос здесь не в национальности, а в культуре. В России она просто другая, и нашими заказчиками она не воспринимается, поскольку они хотят работать с местными, именно украинскими, специалистами.

А вообще, наши партнеры, к сожалению, немножко реактивные, поскольку они пытаются ответить экспертизой на вызовы, которые приходят с рынка от заказчиков и на давление со стороны вендоров.

PCWeek/UE: Как Вы можете прокомментировать процесс трансформации телеком-операторов? Что можно ожидать от такой трансформации?

О. Б.: Здесь показателен пример того, что происходит в других странах. Хотя я не думаю, что процессы в Украине будут разворачиваться так же, как за рубежом, поскольку здесь нет ни одного крупного локального оператора. «Астелит», МТС, «Киевстар», «Укртелеком» — это компании с зарубежными инвестициями.

В любом случае, глобальные тенденции следующие: ARPU из расчета на базовую услугу связи повсеместно снижается. В нашей стране подобные тренды также заметны: средний доход на абонента за счет голосовой мобильной связи тоже снижается, но пока еще не настолько, чтобы оператор работал себе в убыток. Однако рано или поздно данный показатель упадет слишком сильно, поэтому менеджменту телекоммуникационных операторов нужно готовиться к подобному повороту событий уже сейчас.

Тем не менее, операторы пока что лишь экспериментируют с тарифами: там на копейку поднимут, тут на копейку снизят. В больших масштабах это дает некоторое увеличение прибыли. Но никто не хочет разрабатывать новые сервисы, например облачные, потому что эта область неизведанная и рисковать никто не хочет. Однако в ближайшем будущем им все равно придется запускать совершенно новые услуги. И здесь хорошим катализатором послужит развертывание связи 3G, она обусловит значительное оживление на телеком-рынке как минимум на несколько лет.

PCWeek/UE: государственный сектор, за исключением НБУ и еще нескольких ведомств, практически не информатизирован, инфраструктура там совершенно допотопная. Есть ли какие-то подвижки в этой области? Когда правительство возьмет курс на информатизацию?

О. Б.: Не думаю, что в стране наступит счастливое время, если на ИТ выделят миллиарды гривен и даже если их не разворуют. Я бы не преувеличивал роль ИТ, здесь надо изначально менять образование: детские сады, школы, вузы и т. д.

PCWeek/UE: Каков Ваш прогноз развития ИТ- рынка в Украине на ближайшее будущее?

О. Б: Полагаю, что к 2015 году ИТ-рынок будет намного больше, чем сегодня. Это связано с тем, что в нашей стране многие технологии все еще не внедрены либо не прижились. А ведь не сегодня-завтра начнет работать молодой менеджмент, который с юности привык пользоваться разными современными гаджетами. Поэтому количество запросов к решениям в области ИТ в 2015 году будет больше. Однако дорога к такому будущему непростая: спады будут чередоваться резкими подъемами, обусловленными отложенным спросом. Но в целом это интересный и потенциально большой рынок, на котором стоит потрудиться.